Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 14:07, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. В дошкольном учреждении малыш приобретает важный опыт самостоятельности, учится заводить друзей, получает ценные коммуникативные навыки поведения в коллективе, крайне важные для его дальнейшего развития. В то же время, адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: из привычной семейной обстановки малыш попадает в новые, незнакомые для него условия, при этом адаптация ребенка к новым социальным условиям проходит иногда весьма болезненно.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЧИНЫ АДАПТАЦИИ 6
1.2. ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ 11
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 16
1.4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение [14, с.17]. Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в дошкольное учреждение, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.
Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические показатели, которые объединены в три блока:
- поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
- нервно-психическое развитие;
- черты личности [3, с.18].
С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы. Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.
У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.
Родители приглашаются посетить дошкольное учреждение вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается понравиться малышу, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая «тетя». Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни — они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в дошкольное учреждение, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.
Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.
Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавеска, пижама, фитоподушка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.
Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.
Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.
Чтобы успешнее прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.
В целом для ускорения процесса адаптации ребенка в дошкольном учреждении и устранения возможных негативных последствий в психическом и физическом здоровье детей необходимо создание педагогических условий успешной адаптации, включающее:
- методическую поддержку
- повышение уровня
- систематическую и
- создание для детей в дошкольно
Таким образом, организация работы в период адаптации предполагает комплекс мер, включающих мероприятия по подготовке дошкольного учреждения к приёму детей; организационную работу администрации, психолога, воспитателей, помощников воспитателей, медперсонала; организацию работы с семьёй. Данная работа должна проводиться организованно, планово, при полном взаимодействии всех участников данной деятельности.
Как уже было отмечено выше, для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения и организацию работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, поиск новых подходов к адаптации детей раннего возраста.
Среди различных подходов к решению проблем адаптации детей раннего возраста вызывает интерес модульная технология интеграционного взаимодействия специалистов дошкольных учреждений О.Н. Усановой [28]. Согласно данному подходу специалисты, выполняя свои профессиональные задачи, должны взаимодействовать не только с воспитанником дошкольного учреждения, но и с его родителями, другими педагогами и работниками данного учреждения с целью обеспечения комфортных условий для каждого воспитанника.
Это требует соблюдения следующих условий: интеграции личностных и воспитательных ресурсов каждого специалиста в процессе профессионального взаимодействия; координации действий специалистов дошкольного учреждения по созданию комфортной социальной среды на основе повышения квалификации специалистов и индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Модульная система предусматривает различные формы работы: регулярное проведение психолого-педагогических консилиумов и мероприятий педагогического мониторинга, работу дошкольного учреждения в режиме инновационного развития и прочее. В ходе мониторинга проводятся тестовые срезы, консультации психолога по интерпретации полученных данных, педагогические советы и консилиумы [1, с. 35].
Для успешной адаптации детей в дошкольном учреждении по мнению З.В. Кощеевой необходимы:
- правильно организованный приём будущих воспитанников;
- создание психологически-благоприятной атмосферы в группе;
- организация работы с семьёй;
- правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребёнок - ребёнок» и «ребёнок- взрослый» [19, с. 14].
Деятельность администрации дошкольного учреждения связана с организацией управления всей системой работы в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению: разрабатываются планы действий всех специалистов; организуется повышение квалификации сотрудников, используя все доступные формы: курсы повышения квалификации, методические объединения, участие в проблемных и творческих группах, методическая работа, самообразовательная работа.
Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо создать у него положительное впечатление о дошкольном учреждении, положительную установку, чтобы малыш ходил туда охотно. Это, в первую очередь, зависит от воспитателей, от их желания и умения создать в группе атмосферу внимания, тепла и доброты.
Вследствие этого организация периода адаптации начинается с профессионального отбора воспитателей, а также повышения их компетентности с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, тренинги, семинары и пр.). В процессе такой работы методист дошкольного учреждения подбирает литературу и методические материалы по организация периода адаптации и взаимодействию с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. По данным темам проводится педагогический совет, методист дает индивидуальные консультации воспитателям [26].
В ходе реализации программы адаптации должна быть проведена диагностическая работа: составлены индивидуальные адаптационные карты каждого ребенка, проведено анкетирование родителей, выявлены потребности и претензии родителей. По результатам проделанной работы воспитатели готовят творческие отчеты, информацию для родителей. Составляются картотеки информационных материалов и накопительные папки по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Рассмотрим подробнее важные для успешной адаптации ребенка задачи взаимодействия воспитателей с родителями, направленные на создание единого воспитательного поля. И.И. Букина отмечает, что работа воспитателей с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики дошкольного учреждения [5, с.14].
В настоящее время семейное воспитание признано приоритетным. Это требует со стороны дошкольного учреждения иного отношения к семье и совершенствования форм работы с родителями. Новизна данных отношений обусловливается понятиями «взаимодействие» и «сотрудничество». Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие «взаимодействия с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Важно учитывать, что перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого дошкольного учреждения: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. «Открытость детского сада внутрь» - как отмечает Т.Н. Доронова, это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада [11, с. 64].
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями младших дошкольников.
Уже начиная с периода адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения многие родители испытывают особенные трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Воспитателям следует еще до поступления малыша в группу установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
В Костина отмечает, что с целью успешной адаптации детей во многих дошкольных учреждениях созданы группы кратковременного пребывания. Дети совместно с родителями посещают дошкольное учреждение 1-2 раза в неделю, пребывание длится 1,5 - 3 часа. Занятия проводятся совместно, в них участвуют дети, их родители и воспитатели. Посещая группу кратковременного пребывания, дети знакомятся с дошкольным учреждением, группой, воспитателем. Воспитателем занятия с родителями дают возможность заметить различие в домашнем и «организованном» воспитании, на основе сделанных выводов провести до поступления в дошкольное учреждение коррекцию. После посещения такой группы кратковременного пребывания малыши легче адаптируются к условиям дошкольного учреждения [17, с. 34-36].
С целью повышения уровня педагогической грамотности родителей по вопросам подготовки ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению и повышения заинтересованности родителей в решении совместно с дошкольным учреждением проблем периода адаптации рекомендуется следующая работа:
- изучение компетентности
родителей в вопросах
- изучение претензий
и предложений родителей по
вопросам взаимодействия с
- знакомство
родителей с содержанием
- проведение «открытых дней» для родителей;
- оказание методической и практической помощи;
- целенаправленная
просветительская работа (устные
журналы с участием психолога,
медиков, методистов; теоретико-практические
семинары по вопросам
- проведение (с участием медиков) обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразным виды закаливания и т.д.);
- привлечение родителей к совершенствованию развивающей среды дошкольного учреждения.
Необходимо учитывать, что традиционные формы работы зачастую не вызывают интереса у родителей и, соответственно, не дают ожидаемого эффекта. В связи с этим эффективными представляются нетрадиционные формы работы. Примерами такой работы являются следующие.
Наглядно - информационное направление: родительские уголки; папки - передвижки, например, «Здоровейка», семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», библиотека – передвижку; фотомонтажи «Из жизни группы», фотовыставки семейный вернисаж «Моя семья»; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», копилку «Достижений» и пр.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того, чтобы она была действенной и помогала активизировать родителей, можно использовать рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», ««Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Здоровее день за днем», «Обратите внимание», в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем будет заниматься ребенок в дошкольном учреждении, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы по подготовке ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению в семье, домашние задания и пр.
Важно повысить эффективность представленных в них материалов по адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Рекомендуется использовать эмоциональные формы подачи материала, которая активно воздействует на сознание и чувства родителей. В «Уголке» освещаются возрастные особенности малышей, задачи воспитания здорового образа жизни, решаемые воспитателями совместно с семьей; должны быть конкретизированы задачи родителей в период адаптации ребенка раннего возраста. Наглядно - информационное направление помогает донести до родителей информацию об адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Информация о работе Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения