Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. В дошкольном учреждении малыш приобретает важный опыт самостоятельности, учится заводить друзей, получает ценные коммуникативные навыки поведения в коллективе, крайне важные для его дальнейшего развития. В то же время, адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: из привычной семейной обстановки малыш попадает в новые, незнакомые для него условия, при этом адаптация ребенка к новым социальным условиям проходит иногда весьма болезненно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЧИНЫ АДАПТАЦИИ 6
1.2. ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ 11
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 16
1.4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Накануне прихода детей в дошкольное учреждение проводится День открытых дверей, который  дает возможность познакомить родителей детей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию в подготовке ребёнка к дошкольное учреждение и ускорению процесса адаптации. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где будут воспитываться дети. Показывается фрагмент работы дошкольного учреждения (подвижные игры, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая и методист беседуют с родителями, выясняя их впечатления, отвечая на возникшие вопросы.

Развитию родительской активности способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут быть использованы практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции, беседы, консультации и т. д.). Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах воспитания здорового образа жизни, воспитания самостоятельности и др.

Важной задачей является повышение заинтересованности родителей и активизация их участия в родительских собраниях, центральным вопросом которых является доклад на тему адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Используется проблемный характер доклада, тесная связь теории и практики, основанной на фактах, примерах из жизни детей в детском саду и в семье. Это помогло активизировать внимание родителей к проблемам адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения и воспитания здорового образа жизни. Для иллюстрации используются магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это способствует лучшему восприятию темы собрания, при этом родители не являются только пассивными слушателями. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы и конкретных детей, просмотр видеороликов, «ранжирование» по степени значимости задач подготовки ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в семье и др.

Учитывая занятость родителей, должны использоваться и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить воспитателей о замеченных необычных проявлениях дезадаптации детей. В качестве нетрадиционного метода активизации родителей используется и игровой метод.

Таким образом, теоретически обоснованная и реализованная на практике комплексная система работы в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения способствует более легкому привыканию ребенка к новым условиям.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.

Анализ литературных источников показал, что с поступлением в дошкольное учреждение ребенка раннего возраста в его жизни происходит множество изменений: новый распорядок дня, отсутствие в течение долгого времени родителей, строгие требования к поведению, тесный контакт со сверстниками, иной стиль общения, незнакомое помещение и пр. Все эти изменения одновременно обрушиваются на ребенка, создавая для малыша стрессовую ситуацию. Без специальной организации такая ситуация может вызвать  невротические реакции, такие, как частые болезни, страхи, капризы, отказ от еды, и т.д. Эти проблемы адаптации связаны с тем, что ребенок из знакомой и привычной для него семейной среды переходит в среду дошкольного учреждения.

Чтобы привыкание ребенка к дошкольному учреждению было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, правильно организованный приём будущих воспитанников;  создание психологически-благоприятной атмосферы в группе; организацию работы с семьёй; правильную организацию в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребёнок - ребёнок» и «ребёнок- взрослый».

Успешная адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения во многом определяется  взаимными установками дошкольного учреждения и семьи. Взаимодействие складывается наиболее оптимально, если обе стороны доверяют друг другу и понимают необходимость совместного целенаправленного воздействия на малыша. Решение задач сотрудничества и взаимодействия требует, чтобы воспитатели изучали семьи, участвовали в педагогическом просвещении родителей, учитывая воспитательные возможности родителей. Необходимо активное вовлечение членов семей воспитанников в воспитательную работу дошкольном учреждении. Родители должны еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение подготавливать ребенка  к новому режиму, развивать коммуникативные и культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, проводить в период адаптации положительный психологический настрой малыша на посещение дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.
  2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.
  3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.  - 94с.
  4. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2006. – 236с.
  5. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса. // Материалы научно-практической конференции. – Оренбург, 2003. – 321с.
  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада. - №3.  - М.: Просвещение, 2003. -104 с, ил.
  7. Веннецкая О., Кузнецова Р. Система планирования воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2011. - №5. – С.68-75.
  8. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 120с.
  9. Горбач И. Н. Медико-терминологический словарь. - М.: Харвест, 2005. -176 с.
  10. Григорян М. В детский сад - как нужно готовить ребёнка к детскому саду // Работница. - 2009. - № 8. - С. 20-24.
  11. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.
  12. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49.
  13. Железку Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание. – 2002. – №6. — С.11-18.
  14. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Феникс, 2007. -96 с.
  15. Калинина Р.Ю. Вопросы адаптации детей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. — С.2-9.
  16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. – 208с.
  17. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 34-37.
  18. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М. : Академия, 2008.
  19. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень, 2006. - 68с.
  20. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - С. 42-44
  21. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  22. Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание. – 1980. – №6 — с.14-16.
  23. Павлова Л. Третий год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8. - с. 104-110.
  24. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2007. - 176с.
  25. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 70-78
  26. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 2003. – 216с.
  27. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
  28. Усанова О.Н. Концепция сотрудничества в практическом консультировании / Сб. статей под ред. Ю.С. Шевченко - М.: НПЦ «Коррекция», 1995. - С. 148-158.

 

 

 

Приложение   
Система адаптации детей в детском сада

 


Информация о работе Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения