Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 14:07, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. В дошкольном учреждении малыш приобретает важный опыт самостоятельности, учится заводить друзей, получает ценные коммуникативные навыки поведения в коллективе, крайне важные для его дальнейшего развития. В то же время, адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: из привычной семейной обстановки малыш попадает в новые, незнакомые для него условия, при этом адаптация ребенка к новым социальным условиям проходит иногда весьма болезненно.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЧИНЫ АДАПТАЦИИ 6
1.2. ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ 11
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 16
1.4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Накануне прихода детей в дошкольное учреждение проводится День открытых дверей, который дает возможность познакомить родителей детей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию в подготовке ребёнка к дошкольное учреждение и ускорению процесса адаптации. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где будут воспитываться дети. Показывается фрагмент работы дошкольного учреждения (подвижные игры, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая и методист беседуют с родителями, выясняя их впечатления, отвечая на возникшие вопросы.
Развитию родительской активности способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут быть использованы практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции, беседы, консультации и т. д.). Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах воспитания здорового образа жизни, воспитания самостоятельности и др.
Важной задачей является повышение заинтересованности родителей и активизация их участия в родительских собраниях, центральным вопросом которых является доклад на тему адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Используется проблемный характер доклада, тесная связь теории и практики, основанной на фактах, примерах из жизни детей в детском саду и в семье. Это помогло активизировать внимание родителей к проблемам адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения и воспитания здорового образа жизни. Для иллюстрации используются магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это способствует лучшему восприятию темы собрания, при этом родители не являются только пассивными слушателями. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы и конкретных детей, просмотр видеороликов, «ранжирование» по степени значимости задач подготовки ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в семье и др.
Учитывая занятость родителей, должны использоваться и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить воспитателей о замеченных необычных проявлениях дезадаптации детей. В качестве нетрадиционного метода активизации родителей используется и игровой метод.
Таким образом, теоретически обоснованная и реализованная на практике комплексная система работы в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения способствует более легкому привыканию ребенка к новым условиям.
В данной работе решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Анализ литературных источников показал, что с поступлением в дошкольное учреждение ребенка раннего возраста в его жизни происходит множество изменений: новый распорядок дня, отсутствие в течение долгого времени родителей, строгие требования к поведению, тесный контакт со сверстниками, иной стиль общения, незнакомое помещение и пр. Все эти изменения одновременно обрушиваются на ребенка, создавая для малыша стрессовую ситуацию. Без специальной организации такая ситуация может вызвать невротические реакции, такие, как частые болезни, страхи, капризы, отказ от еды, и т.д. Эти проблемы адаптации связаны с тем, что ребенок из знакомой и привычной для него семейной среды переходит в среду дошкольного учреждения.
Чтобы привыкание ребенка к дошкольному учреждению было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, правильно организованный приём будущих воспитанников; создание психологически-благоприятной атмосферы в группе; организацию работы с семьёй; правильную организацию в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребёнок - ребёнок» и «ребёнок- взрослый».
Успешная адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения во многом определяется взаимными установками дошкольного учреждения и семьи. Взаимодействие складывается наиболее оптимально, если обе стороны доверяют друг другу и понимают необходимость совместного целенаправленного воздействия на малыша. Решение задач сотрудничества и взаимодействия требует, чтобы воспитатели изучали семьи, участвовали в педагогическом просвещении родителей, учитывая воспитательные возможности родителей. Необходимо активное вовлечение членов семей воспитанников в воспитательную работу дошкольном учреждении. Родители должны еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение подготавливать ребенка к новому режиму, развивать коммуникативные и культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, проводить в период адаптации положительный психологический настрой малыша на посещение дошкольного учреждения.
Информация о работе Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения