Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 14:07, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. В дошкольном учреждении малыш приобретает важный опыт самостоятельности, учится заводить друзей, получает ценные коммуникативные навыки поведения в коллективе, крайне важные для его дальнейшего развития. В то же время, адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: из привычной семейной обстановки малыш попадает в новые, незнакомые для него условия, при этом адаптация ребенка к новым социальным условиям проходит иногда весьма болезненно.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЧИНЫ АДАПТАЦИИ 6
1.2. ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ 11
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 16
1.4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
- уровень их адаптационных возможностей.
Как указывает А.И. Мышкис, объективные и субъективные факторы находятся в постоянном взаимодействии, в неразрывном единстве, они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на результаты адаптации детей раннего возраста [22, с.15].
Таким образом, сложность адаптации организма ребенка раннего возраста к новой деятельности и новым условиям, а также высокая цена, которую организм ребенка платит за успехи в приспособлении, предопределяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации малыша к дошкольному учреждению или, наоборот, мешающих приспособиться к новым условиям адекватно, замедляющих адаптацию.
В процессе привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения выделено три основных этапа (фазы) процесса адаптации.
1. Острая фаза, которая сопровождается различными изменениями в соматическом состоянии ребенка и его психическом статусе. Это приводит к более частым респираторным заболеваниям, снижению веса и аппетита, нарушению сна, регрессу в развитии речи. Данный этап в среднем длится один месяц.
2. Подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка. При этом все изменения уменьшаются и регистрируются только по отдельным параметрам, на фоне замедленного, по сравнению со средними возрастными нормами, темпа развития, особенно психического. Данный этап длится 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации, которая характеризуется у детей убыстрением темпа развития. К концу учебного года дети преодолевают задержку в развитии, указанную выше [23, с. 106].
В.Н. Белкина и Л.В. Белкина выделяют следующие формы (степени тяжести) прохождения адаптации к детскому саду [4, с.38]:
1. Легкая форма адаптации:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
- аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные
- изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений с
взрослыми и двигательная
- функциональные нарушения
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) [4, 39].
2. Средняя форма адаптации: все нарушения выражены более и длительно:
- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней;
- ориентировочная деятельность нормализуется в 20 дней;
- речевая активность нормализуется в 30-40 дней;
- эмоциональное состояние
- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней [4, с.39].
Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) [4, с.39].
3. Тяжелая форма адаптации (от 2 до 6 месяцев), которая сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения) [4, с. 40].
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников [4, с.40].
4. Очень тяжелая форма адаптации: около полугода и более. При этом встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок [4, с.40].
Для успешной адаптации малыша к дошкольному учреждению необходимо руководствоваться определёнными принципами.
Основополагающим является принцип гуманизма. Суть этого принципа в том, чтобы относиться к ребёнку как к безусловной ценности, не навредить ему. Учитывая, что поступление в дошкольное учреждение – стрессовая ситуация для ребёнка, необходимо проявить к нему максимум доброжелательности, терпения, чуткости. От взрослых требуется уравновешенность, спокойствие, непротиворечивость в словах и действиях, которые ребёнку могут причинить страдания, вызвать негативные ощущения дезориентировать его. Требования к ребенку должны быть развивающими и посильными.
Принцип индивидуализации и природосообразности предполагает в организации процесса адаптации учёт как возрастных, так и индивидуальных особенностей ребенка; учёт особенностей опыта общения и поведения, привычек ребенка, его потребностей, желаний и т.д. Взрослые линию своего поведения с ребёнком выстраивают, идя, прежде всего, от самого ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности предполагает, что посредством внимания к основным направлениям развития (физическому здоровью, социальному благополучию, психологическому комфорту) обеспечивается гармоничность развития ребёнка.
Принцип индивидуального подхода в обеспечении условий для деятельности ребёнка и общения с ним предполагает, что взрослые осваивают, в зависимости от особенностей поведения ребёнка, методы и приёмы психолого-педагогического воздействия, так как основная цель – развитие ребёнка как субъекта деятельности и общения, его бодрое, радостное состояние и настроение.
Принцип взаимодействия родителей и дошкольного учреждения предполагает повышение в развитии и воспитании ребёнка роли семейного воспитания. Важно установление партнёрских отношений дошкольного учреждения и семьи, взаимодополнений усилий дошкольного учреждения соответствующими усилиями семьи, и наоборот.
Принцип профессионального сотрудничества предполагает согласованность знаний, усилий, умений и навыков воспитателя, медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, в работе с детьми.
Принцип анализа и самоанализа предполагает постоянный контроль над процессом адаптации, над эффективностью действий профессионалов дошкольного учреждения, за личностным ростом всех участников взаимодействия.
Для того, чтобы осуществлять контроль процесса адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, специалистам данного дошкольного учреждения, особенно педагогу-психологу, следует ориентироваться на определённые критерии, которые соответствуют показателям успешности хода адаптационного процесса.
В целом, как показал анализ литературных источников, в период привыкания детей к дошкольному учреждению выделяются следующие критерии адаптации [4; 15; 22]:
- удовлетворительное
или неудовлетворительное
- хороший или плохой аппетит;
- сон (быстрое засыпание, спокойный и крепкий сон, пробуждение с настроением хорошим или нет);
- двигательная активность (ребенок активный, подвижный или пассивный, скованный);
- взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками (на контакт идет легко, к общению есть интерес, агрессивность отсутствует или же затруднены контакты);
- деятельность (ребенок занят, даже увлечен, содержательная деятельность, в режимных моментах активен или же равнодушен, пассивен);
- речь (ответная, инициативная или отсутствует);
- позитивный или негативный эмоциональный тонус;
- желание – нежелание ребенка идти в дошкольное учреждение;
- суждения родителей о поведении и состоянии ребёнка в семье (заинтересованные и оптимистичные или же негативные, тревожные).
К основным критериям адаптации, по мнению В.Н. Белкиной и Л.В.Белкиной, относятся:
По мнению В.Н. Белкиной и Л.В. Белкиной адаптационный период считается законченным, если:
При этом Л.В. Белкина считает, если в течение 1 года и более не произошла адаптация к яслям или детскому саду, то это является для родителей сигналом того, что с ребенком не все в порядке и следует обратиться к специалисту [4, с.40].
Таким образом, в целях повышения эффективности процесса адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, специалистам данного дошкольного учреждения следует руководствоваться определёнными принципами и ориентироваться на критерии, которые соответствуют показателям успешной адаптации.
Для того, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей раннего возраста. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь дошкольного учреждения. Этому способствует работа специалистов дошкольного учреждения с родителями.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем по работе с родителями детей раннего возраста в период адаптации:
- изучение семей детей;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение
родителей в области
- привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности.
К.Л. Печора и Г.В. Пантюхина, рассматривая различные аспекты пребывания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях, отмечают, что часто причиной неуравновешенного поведения малышей, особенно – в период адаптации, бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми [24, с.32].
Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [24, с.32].
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей [24, с.32].
Особого внимания требуют и дети со слабым типом нервной системы. Эти малыши болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к дошкольному учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей, в первую очередь - родителей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им [24, с.33].
По справедливому мнению Н.Д. Ватутиной, игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям неуверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в дошкольном учреждении. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание [6, с. 26].
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними [6, с.27].
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, целенаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.
Информация о работе Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения