Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 16:50, контрольная работа
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…....................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………..........5
1.1 Характеристика общего недоразвития речи………………..……………………………………………...…..…………...5
1.2 Особенности речевой системы дошкольников с общим недоразвитием речи….…………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………..……………………………………...12
2.1 Структура и функции просодической стороны речи……………………………………………………………..………………..12
2.2 Особенности просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи………………….……………………….………………...15
Заключение……………………………………………………..............19
Библиографический список…………………………….……................21
Таким образом, анализ литературы позволил определить общее недоразвитие речи, как системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты, в том числе и просодическая сторона речи [6, 9, 10, 12, 13, 18]. Степень нарушения просодического восприятия, а также звуко-слоговая структура слова зависит от уровня речевого недоразвития. В большей степени недостаточность просодического восприятия проявляется у детей 1 и 2 уровня и в меньшей у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи.
1.2 Особенности речевой системы дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, а комплексное отставание речевых компонентов. Изучением данной проблемы занимались многие учёные (В.К. Воробьёва [4], Н.С. Жукова [9], Е.М. Мастюкова [15], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [12], Т.Б. Филичева [19], Е.Ф. Соботович [18] и др.) Так, Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [12] указывают на то, что при многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи. При ОНР формирование лексико-грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда боле абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтагматические структуры [12, с. 22].
В работах многих авторов (В.К. Воробьёвой [4], Н.С. Жуковой [9], Е.М. Мастюковой [15], Т.Б. Филичевой [19], и др.) подчёркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стёртая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения [12, с. 23].
У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Е.Ф. Соботович [18] выделяет 2 группы детей с ОНР (моторной алалией). В 1-й группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2-3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. В структуре предложений сохранён порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка. Во второй группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчинённые предложения. Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующее: при всех степенях ОНР наблюдается нарушение грамматического строя речи, лексики и синтаксической структуры предложения. А формирование этого нарушения происходит с большими трудностями, т.к. проявляется расхождение в объёме пассивного и активного словаря.
ГЛАВА 2
К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Структура и функции просодической стороны речи
Правильное произношение характеризуется целым рядом элементов, образующих целостную систему: произношение звуков, нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение, темп и ритм речи, интонационная оформленность высказывания и др. Выпадение или нарушение одного из компонентов затрудняет применение устной речи как средства общения. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным дефектам просодической стороны речи [24].
Понятие и особенности просодической стороны речи упоминаются в работах многих авторов: М.А. Поваляева [17], Л.А. Гаранина [5], Л.И. Белякова [2], Л.С. Волкова [14], А.Н. Чудинов [23], А.Ю. Москвин [16], Н.П. Колесникова [11], Г.Г. Голубева [6].
Так, например, М.А. Поваляева [17] даёт следующее определение просодической стороны речи: 1) общее название для сверхсегментных свойств речи; 2) учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.
Просодика – правила о слогоударении, долготе и краткости слогов [23].
Просодика – часть стихотворения, касающаяся соотношения стихов по ударности, долготе или высоте [16].
Наряду с ее содержательной стороной, просодическая сторона речи имеет большое значение для восприятия ее слушателем.
Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Рассмотрим особенности некоторых компонентов просодики [2]:
Всякое высказывание от паузы до паузы, независимо от его протяженности, должно быть оформлено фонетически как некое целое; такое оформление называют интонацией высказывания или предложения. Смысловая законченность каждого из этих ответов определяется тем, что все они будут оформлены соответствующей интонацией. Основной функцией интонации является передача эмоционально-модального отношения говорящего к сообщаемому. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Основным компонентом просодики является интонация. Её особенности раскрываются в работе Н.П. Колесникова «Культура речи» [11]. Он отмечает, что интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.
Существуют различные виды интонации:
- Интонация повествовательного т
- Интонация вопросительного типа. Характеризуется повышением основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается.
- Интонации восклицательного
типа (эмоциональной выделенности)
реализуется повышением
Г.Г. Голубева [6] рассматривает такие средства выражения интонации как темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение.
Мелодика речи — тональный контур речи — модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания [5].
Мелодика — совокупность тональных средств, характерных для данного языка: модуляция высоты тона при произнесении фразы. В комплексе просодических средств мелодика играет ведущую роль [17].
Пауза – интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании. Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время [5].
Ритм — звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения [2].
Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется.
Темп – скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания [5].
В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения [2, с. 6].
Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Следует различать темп речи, присущий конкретному человеку, и темп, который является одним из средств ее интонационной выразительности и который в зависимости от содержания речевого высказывания может меняться — ускоряться или замедляться. Темп речи тесно связан с произношением, развитием речевого слуха, речевого дыхания, голосообразованием. Умеренный темп создает благоприятные условия для четкого и внятного произнесения слов, для нормального восприятия и понимания речи слушающими.
Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания [5].
Тембр – дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса [5].
Тембр является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний [14, с. 155]. Различия по тембру не участвуют в передаче основных коммуникативных функций интонации и проявляются лишь при выражении отдельных конкретных эмоций (презрения, гнева, насмешки и т.д.) и, особенно, в общей эмоциональной окраске речи, отнесение которой к лингвистическим функциям интонации далеко не бесспорно.
Информация о работе Изучение просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи