Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 16:50, контрольная работа
Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…....................3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………..........5
1.1 Характеристика общего недоразвития речи………………..……………………………………………...…..…………...5
1.2 Особенности речевой системы дошкольников с общим недоразвитием речи….…………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. К ВОПРОСУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………………………..……………………………………...12
2.1 Структура и функции просодической стороны речи……………………………………………………………..………………..12
2.2 Особенности просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи………………….……………………….………………...15
Заключение……………………………………………………..............19
Библиографический список…………………………….……................21
Ударение – языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое [5].
Таким образом, просодическая сторона речи обеспечивается умением правильно изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, рационально использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, с помощью интонации отражать свое отношение к высказываемой мысли, передавать свои чувства, переживания; доводить свое высказывание до полной завершенности.
2.2 Особенности просодической стороны речи детей с общим недоразвитием речи
Нарушение речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью. Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития “ребенок-подросток-взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной [25] .
В работе Е.Ф. Архиповой [1] рассматриваются некоторые особенности просодики детей с нарушениями речи. Так, при стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.
В исследованиях Ж.М. Флёровой [20] отмечаются особенности просодической стороны речи различных категорий детей с тяжелыми нарушениями речи. Так, автор отмечает, что у заикающихся детей происходит расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся её прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребёнок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются. У ринолаликов, в свою очередь, происходит изменение тембра голоса и искажённое произношение звуков речи. При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, особенно глазных, нарушается звукопроизношение многих согласных. При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями. У дизартриков наблюдается расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования, изменение темпа речи, ритма и интонации. При бульбарной дизартрии голос становится слабым, без звонких звуков, с носовым оттенком. Речь такого ребёнка невнятная, очень замедленная.
М.А. Поваляева [17] отмечает некоторые особенности просодических компонентов при корковой и подкорковой дизартрии. Первая отличается тем, что нет нарушений в развитии лексико-грамматического строя, просодическая сторона речи сохранна. Мимика и речь живы и выразительны, голос звонкий, повышенная речевая активность. Главной особенностью подкорковой дизартрии является то, что наряду с нарушением звукопроизношения характерно отсутствие стабильных, однотипных нарушений, страдает вся просодическая сторона речи: темп, ритм, интонация. Эти дети говорят или быстро, или, наоборот, медленно с паузами. Их речь монотонна, однообразна, не модулирована. Голос – прерывистый, затухающий, переходящий в неясное бормотание, с носовым оттенком.
В книге Г.А. Волкова [3] отмечает то, что заикающимся и тахилаликам замедление темпа движения даётся сравнительно легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого.
В Ю.И. Кузьмин [21, с. 536] также, изучая детей с заиканием, подчёркивает, что для них имеет значение не только скорость артикуляции, но и частота и длительность пауз. Автор предполагает, что заполненная паузами и более быстрая речь может быть такой же плавной, как и более медленная. Однако вопрос о темпе речи при заикании остаётся недостаточно исследованным, в силу чего какие-либо рекомендации в этом плане остаются весьма проблематичными.
Е.М. Мастюкова [21] и М.В. Ипполитова [21] в специальных исследованиях речи детей с дизартрией указывают на ее смазанность, нечёткость. Нередко нарушение темпа речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным (брадилалия). Иногда отмечается чередование ускоренного и замедленного темпа речи. Беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы [21, с. 227].
В своей работе О.В. Правдина [21] отмечает, что непосредственная
работа над голосом является работой над
всеми его качествами – силой, высотой,
длительностью и тембром и их изменчивостью
в речевом процессе. Для лучшего восприятия
речи голос должен быть средним по силе.
Резкая, пронзительная громкость голоса
ухудшает произношение. Свободная, своевременная
смена силы голоса в связи со смысловым
и эмоциональным содержанием речи или
пения достигается, конечно, тренировкой,
специальными упражнениями. Как при работе
над силой голоса, так и над высотой требуется
сугубая осторожность и постепенность
[21, с. 333].
Таким образом, у детей с различными видами нарушений имеются свои характерные особенности просодической стороны речи. Нарушения просодики влияют на внятность, разборчивость, выразительность речи ребёнка. Они являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать свои, мысли, чувства и настроения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста достаточно актуальна, т.к. количество детей, страдающих различными нарушениями речи, сегодня довольно большое. Изучением данной проблемы занималось множество учёных (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [12], В.К. Воробьёва [4], Н.С. Жукова [9], Е.М. Мастюкова [15], Т.Б. Филичева [19], Е.Ф. Соботович [18] и другие), и степень их изученности этого вопроса довольно велика. Обзор литературы по данной теме показал, что общее недоразвитие речи как совокупность сложных речевых расстройств представляет собой речевое нарушение, при котором отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Однако некоторые аспекты остались до конца не исследованными. Так, например, вопрос о просодической стороне речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мало изучен. Подробное описание в литературе [2,5,6,11,14,17] даётся только отдельным компонентам просодики, и кратко изложены некоторые особенности просодической стороны речи у детей с различными видами нарушений речи.
Анализ специальной литературы позволил нам определить различные подходы к определению структуры просодической стороны речи. В структуре просодики выделяют следующие компоненты:
- интонация;
- тембр;
- пауза;
- сила голоса;
Все эти структурные компоненты тесно связаны между собой, взаимно обусловлены и функционируют как единое целое. Из этого следует, что нарушение одного из компонентов приведёт к затруднению применения устной речи как средства общения.
Обзор литературы показал, что степень нарушения просодического восприятия, а также звуко-слоговая структура слова зависит от уровня речевого недоразвития. Однако, изучив работы некоторых авторов, можно сделать вывод о том, что у детей с тяжёлыми нарушений речи имеются свои характерные особенности просодической стороны речи. Так у заикающихся детей происходит расстройство темпа и ритма речи, у ринолаликов, происходит изменение тембра голоса и искажённое произношение звуков речи, у дизартриков наблюдается расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования, изменение темпа речи, ритма и интонации. Нарушения просодики влияют на внятность, разборчивость, выразительность речи ребёнка. Они являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции.
Таким образом, анализ и изучение педагогической литературы показали, что проблема изучения просодической стороны речи у дошкольников с различной степенью общего недоразвития речи не подвергалась специальному исследованию и требует дальнейшего изучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Изучение просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи