Экологическое
сознание выполняет важные функции.
- Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетически совершенную систему.
- Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
- Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм.
- Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся.
- Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека к природе; к чему ведёт нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
Эффективная реализация функций
экологического сознания ведёт к
формированию у школьников экологической
культуры, которая включает в себя
экологические знания, глубокую заинтересованность
в природоохранной деятельности,
грамотное её осуществление, богатство
нравственно-эстетических чувств и
переживаний, порождаемых общением
с природой. Цель формирования экологической
культуры школьников состоит в воспитании
ответственного, бережного отношения
к природе. Достижение этой цели возможно
при условии целенаправленной систематической
работы по формированию у учащихся
системы научных знаний, направленных
на познание процессов и результатов
взаимодействия человека, общества и
природы; экологических ценностных ориентаций,
норм и правил отношения к природе, умений
и навыков её изучения и охраны.
Экологическое
воспитание осуществляется в
результате целенаправленного обучения.
Учащиеся в процессе изучения
различных предметов обогащаются
экологическими знаниями. Нравственное
и эстетическое воспитание сосредоточивают
внимание детей на бережном
отношении к природе, любви
к ней, умении наслаждаться
её красотой. Общественно полезный
труд приучает школьников к
природоохранной работе. Эта взаимосвязь
и обусловленность разнообразных
видов деятельности определяет
систему экологического воспитания.
Цель системы
экологического воспитания –
в развитии экологического сознания
детей как совокупности знаний,
мышления, чувств и воли; в формировании
у них экологической культуры;
в готовности к активной природоохранной
деятельности. В формирование экологического
сознания детей вносят свой
вклад предметы гуманитарного
и эстетического цикла. В формировании
экологического сознания школьников
большую роль играет их общественно
полезный труд природоохранного
характера: школьные лесничества,
насаждение защитных полос, лесопитомников
и садов и т.д. С природоохранной
деятельностью детей неразрывно
связана теристическо-краеведческая
работа. Она приучает школьников
соблюдать правила поведения
в местах отдыха, в лесах и
на реках, вести наблюдения
за состоянием природы, накапливать
впечатления для художественного
выражения в собственном литературном,
музыкальном, изобразительном творчестве.
Немалую помощь
школе в экологическом воспитании
детей оказывают средства массовой
информации. Детская и юношеская
литература, газеты и журналы
уделяют много внимания воспитанию
бережного отношения к природе.
Радио и телевидение организуют
детскую природоохранную деятельность:
разъясняют, как зимой помогать
животным и птицам, как ухаживать
за домашними животными и растениями,
как следить за чистотой леса, парка, реки.
Экологическое
воспитание как часть мировоззрения,
общего познания мира осуществляется
в неразрывной связи с умственным
воспитанием, с трудовым, помогающим
реализовать экологические убеждения
детей в действительности; с эстетическим,
развивающим ощущением красоты
природы и стимулирующим природоохранную
деятельность учащихся с нравственным,
формирующим чувство ответственности
по отношению к природе и
людям. Основными показателями
экологической воспитанности является
понимание школьников современных
экологических проблем, осознание
ответственности за сохранение
природы, активная природоохранная
деятельность, развитое чувство
любви к природе, умение видеть
красоту, любоваться и наслаждаться
ею. [15, с. 120 - 124 ]
- . Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст
является наиболее благоприятным периодом
для формирования основ экологической
культуры, так как в этом период
развития ребёнка, характеризующийся
преобладанием эмоционально-чувственного
способа освоения окружающего мира,
интенсивно формируются свойства и
качества личности, которые определяют
её сущность в будущем. В этом возрасте
в сознании учащихся происходит формирование
наглядно-образной картины мира и
нравственно-экологической позиции
личности, которая определяет отношение
ребёнка к природному и социальному
окружению и к самому себе. Яркость
и чистота эмоциональных реакций
обуславливают глубину и устойчивость
впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда
преимущественно умозрительное, без
предметной раздробленности. Ребёнок
младшего школьного возраста начинает
также проявлять интерес к
миру человеческих отношений и находить
своё место в системе этих отношений,
его деятельность приобретает личностную
природу и начинает оцениваться с позиций
законов, принятых в обществе.
Однако традиционное
ознакомление учащихся начальных
классов с окружающей действительностью
долгие годы строилось на искусственном
разъединении представлений о
природе и социуме. Игнорирование
способности детей младшего школьного
возраста воспринимать окружающий
мир целостно, нерасчлененно ведёт
к формированию неполного представления
о развитии природы и общества.
Для учащихся
начальных классов наиболее значимыми
видами деятельности признаются
игровая и учебная, причём в
младшем школьном возрасте происходит
переход от игровой к учебной
деятельности и целостное формирование
после дней. В туристско-краеведческой
деятельности учащихся также
присутствуют элементы игры. Каждый
из участников этой деятельности
имеет свою роль, являясь штурманом,
экологом, знатоком тех или иных
явлений природы. Однако в процессе
туристско-краеведческой деятельности
дети овладевают реальными орудиями
труда (термометр, компас, карта
и т.п.), выполняют реальные действия
соответственно своим возможностям
и овладевают комплексом отношений
с окружающей природной и социальной
средой и самими собой в
реальной деятельности. Таким образом,
туристско-краеведческая деятельность
хотя и близка к игровой,
но отличается от неё реальностью,
естественностью всего происходящего,
присутствием мотивированного результата
действия.
Занимаясь
туризмом и краеведением, дети
удовлетворяют свою потребность
в физической активности, получают
возможность знакомиться с предметами
и явлениями окружающего мира
непосредственно в природе, где
можно не только увидеть, но
и потрогать, понюхать, попробовать
на вкус, удовлетворяют потребность
в общении и сотрудничестве
со сверстниками, в самоутверждении
и положительной самооценке.
Структурной
единицей в системе туристско-краеведческой
деятельности учащихся является
цикл, состоящий из подготовки,
проведения и подведения итогов
путешествия (экскурсии, прогулки,
похода), который, повторяясь со
все более усложняющимися содержанием
и формами, создаёт непрерывность,
последовательность и постепенность
наращивания знаний, умений, навыков
и формирования качеств личности.
Основной части цикла – путешествию
предшествуют теоритические занятия
в помещении и на местности,
наблюдения в природе, игровые
задания. Завершается цикл комплексом
разнообразных мероприятий по
подведению итогов работы.
Освоение
различных социальных ролей в
процессе туристско-краеведческой
деятельности осуществляется через
должностную систему организации
детского самоуправления туристско-краеведческой
группы. На каждый новый туристско-краеведческий
цикл каждый его участник получает
новую туристскую и краеведческую
должность, которую он защищает
перед экскурсией или походом,
доказывая, что хорошо знает
его функционал, и отчитывается
о проделанной работе после
экскурсии, похода или экспедиции.
Такая организация позволяет
не дублировать деятельность
другого, совершенствовать свое
туристско-краеведческое мастерство,
самореализоваться и самоутвердиться
в группе, а также целостно
изучить определённый объект
или район путешествия.
Формированию
у детей отношения к природе
как высшей ценности, желания
заботиться о ней помогает
включение в каждый туристско-краеведческий
цикл труда на благо природы,
являющегося наиболее естественной
формой взаимодействия человека
с окружающим миром, многие
виды которого бескорыстны, а
по своей мотивации приближаются
к общественно значимой деятельности.
Экологическое
воспитание учащихся реализуется
в рамках программы-системы «Чистая
Земля – XX век». Эта программа имеет
три ступени, соответствующие психовозрастным
особенностям детей, и предполагает использование
новых и уже апробированных отечественными
и зарубежными специалистами педагогических
методов и приёмов, которые в своей совокупности,
в определённой системе дают высокий воспитательный
эффект.
Во внеурочное
время у младших школьников
развиваются свои представления
о природных сообществах как
совокупности совместно обитающих
и находящихся в тесной взаимосвязи
организмов. Знакомство с экологическими
законами является основой представления
о природном равновесии и роли
человека в его сохранении.
На втором
году обучения предполагается
создание образовательной среды,
позволяющей детям освоить определённый
объём информации по краеведению,
экологии, наукам о Земле, овладеть
простыми приёмами художественного
творчества, приобрести навыки межличностного
общения, освоить некоторые туристские
навыки.
Задача третьего
года обучения заключается в
том, чтобы помочь детям на
основе расширяющихся и углубляющихся
знаний формировать восприятие
мира как единого целого, как
системы, в которой взаимодействуют
все объекты, осознать роль
человека как сына природы
и её главной преобразующей
силы, способствовать формированию
понимания того, что усилия каждого
человека значимы для микро-
и макросоциальных процессов,
научить выражать своё отношение
к изучаемой природной системе
через изобразительную и практическую
деятельность.
Таким образом,
процесс познания, начинаясь с
простого созерцания, сенсорного
восприятия окружающего мира, расширяется
и углубляется до выяснения
причинно-следственных связей и
взаимосвязей во взаимоотношениях
людей с социо-природной средой.
Реализация
принципа экологизации краеведо-туристской
деятельности помогает подвести
младших школьников к пониманию
того, что от состояния окружающей
среды зависит состояние физического
и духовного здоровья человека,
а потому оберегать эстетические,
экологические и санитарно-гигиенические
качества окружающей среды - значит,
заботиться о духовном и физическом
здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности
Формированию
представлений о взаимосвязях
в обществе способствует также
построение отношений в группах
на основе должностной системы.
Познанию
природы и самих себя помогают
социализирующие игры, игровые задания,
проведение простейших опытов. Эффективным
средством формирования нравственных
основ экологической культуры
является Кодекс чести юного
эколога. Важно разрабатывать
содержание этого кодекса совместно
с детьми, использующими свой
опыт взаимодействия с окружающим
миром и самим собой. [20, с.67 - 98]
1.4. Основные условия
эффективности экологического
воспитания
Успех экологического
воспитания зависит не только
от того, как учитель понимает
его цели и задачи, но и от
создания необходимых условий
для воплощения их в учебно-воспитательном
процессе.
Основные условия:
- учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками;
- усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода;
- тесная связь с жизнью и трудом;
- взаимосвязь учебной и внеклассной работы;
- использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
- формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
В младшем
школьном возрасте идёт активный
процесс целенаправленного формирования
знаний, чувств, оценок, переживаний,
развития способностей и интересов.
Отзывчивость и восприимчивость
является важнейшей особенностью
учащихся. Отсутствие собственного
социального опыта делает их весьма податливыми
на воспитательные воздействия.