Экологическое 
сознание выполняет важные функции. 
  - Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетически совершенную систему.  
 
  - Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. 
 
  - Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм. 
 
  - Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся. 
 
  - Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека к природе; к чему ведёт нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
 
     
Эффективная реализация функций 
экологического сознания ведёт к 
формированию у школьников экологической 
культуры, которая включает в себя 
экологические знания, глубокую заинтересованность 
в природоохранной деятельности, 
грамотное её осуществление, богатство 
нравственно-эстетических чувств и 
переживаний, порождаемых общением 
с природой. Цель формирования экологической 
культуры школьников состоит в воспитании 
ответственного, бережного отношения 
к природе. Достижение этой цели возможно 
при условии целенаправленной систематической 
работы по формированию у учащихся 
системы научных знаний, направленных 
на познание процессов и результатов 
взаимодействия человека, общества и 
природы; экологических ценностных ориентаций, 
норм и правил отношения к природе, умений 
и навыков её изучения и охраны.
      Экологическое 
воспитание осуществляется в 
результате целенаправленного обучения. 
Учащиеся в процессе изучения 
различных предметов обогащаются 
экологическими знаниями. Нравственное 
и эстетическое воспитание сосредоточивают 
внимание детей на бережном 
отношении к природе, любви 
к ней, умении наслаждаться 
её красотой. Общественно полезный 
труд приучает школьников к 
природоохранной работе. Эта взаимосвязь 
и обусловленность разнообразных 
видов деятельности определяет 
систему экологического воспитания. 
      Цель системы 
экологического воспитания – 
в развитии экологического сознания 
детей как совокупности знаний, 
мышления, чувств и воли; в формировании 
у них экологической культуры; 
в готовности к активной природоохранной 
деятельности. В формирование экологического 
сознания детей вносят свой  
вклад предметы гуманитарного 
и эстетического цикла. В формировании 
экологического сознания школьников 
большую роль играет их общественно 
полезный труд природоохранного 
характера: школьные лесничества, 
насаждение защитных полос,  лесопитомников 
и садов и т.д. С природоохранной 
деятельностью детей неразрывно 
связана теристическо-краеведческая 
работа. Она приучает школьников 
соблюдать правила поведения 
в местах отдыха, в лесах и 
на реках, вести наблюдения 
за состоянием природы, накапливать 
впечатления для художественного 
выражения в собственном литературном, 
музыкальном, изобразительном творчестве.
     Немалую помощь 
школе в экологическом воспитании 
детей оказывают средства массовой 
информации. Детская и юношеская 
литература, газеты и журналы 
уделяют много внимания воспитанию 
бережного отношения к природе. 
Радио и телевидение организуют 
детскую природоохранную деятельность: 
разъясняют, как зимой помогать 
животным и птицам, как ухаживать 
за домашними животными и растениями, 
как следить за чистотой леса, парка, реки.
     Экологическое 
воспитание как часть мировоззрения, 
общего познания мира осуществляется 
в неразрывной связи с умственным 
воспитанием, с трудовым, помогающим 
реализовать экологические убеждения 
детей в действительности; с эстетическим, 
развивающим ощущением красоты 
природы и стимулирующим природоохранную 
деятельность учащихся с нравственным, 
формирующим чувство ответственности 
по отношению к природе и 
людям. Основными показателями 
экологической воспитанности является 
понимание школьников современных 
экологических проблем, осознание 
ответственности за сохранение 
природы, активная природоохранная 
деятельность, развитое чувство 
любви к природе, умение видеть 
красоту, любоваться и наслаждаться 
ею. [15, с. 120 - 124 ]
 
    - . Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
 
Младший школьный возраст 
является наиболее благоприятным периодом 
для формирования основ экологической 
культуры, так как в этом период 
развития ребёнка, характеризующийся 
преобладанием эмоционально-чувственного 
способа освоения окружающего мира, 
интенсивно формируются свойства и 
качества личности, которые определяют 
её сущность в будущем. В этом возрасте 
в сознании учащихся происходит формирование 
наглядно-образной картины мира и 
нравственно-экологической позиции 
личности, которая определяет отношение 
ребёнка к природному и социальному 
окружению и к самому себе. Яркость 
и чистота эмоциональных реакций 
обуславливают глубину и устойчивость 
впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда 
преимущественно умозрительное, без 
предметной раздробленности. Ребёнок 
младшего школьного возраста начинает 
также проявлять интерес к 
миру человеческих отношений и находить 
своё место в системе этих отношений, 
его деятельность приобретает личностную 
природу и начинает оцениваться с позиций 
законов, принятых в обществе.
     Однако традиционное 
ознакомление учащихся начальных 
классов с окружающей действительностью 
долгие годы строилось на искусственном 
разъединении представлений о 
природе и социуме. Игнорирование 
способности детей младшего школьного 
возраста воспринимать окружающий 
мир целостно, нерасчлененно ведёт 
к формированию неполного представления 
о развитии природы и общества.
      Для учащихся 
начальных классов наиболее значимыми 
видами деятельности признаются 
игровая и учебная, причём в 
младшем школьном возрасте происходит 
переход от игровой к учебной 
деятельности и целостное формирование 
после дней. В туристско-краеведческой 
деятельности учащихся также 
присутствуют элементы игры. Каждый 
из участников этой деятельности 
имеет свою роль, являясь штурманом, 
экологом, знатоком тех или иных 
явлений природы. Однако в процессе 
туристско-краеведческой деятельности 
дети овладевают реальными орудиями 
труда (термометр, компас, карта 
и т.п.), выполняют реальные действия 
соответственно своим возможностям 
и овладевают комплексом отношений 
с окружающей природной и социальной 
средой и самими собой в 
реальной деятельности. Таким образом, 
туристско-краеведческая деятельность 
хотя и близка к игровой, 
но отличается от неё реальностью, 
естественностью всего происходящего, 
присутствием мотивированного результата 
действия.
       Занимаясь 
туризмом и краеведением, дети 
удовлетворяют свою потребность 
в физической активности, получают 
возможность знакомиться с предметами 
и явлениями окружающего мира 
непосредственно в природе, где 
можно не только увидеть, но 
и потрогать, понюхать, попробовать 
на вкус, удовлетворяют потребность 
в общении и сотрудничестве 
со сверстниками, в самоутверждении 
и положительной самооценке.
     Структурной 
единицей в системе туристско-краеведческой 
деятельности учащихся является 
цикл,  состоящий из подготовки, 
проведения и подведения итогов 
путешествия (экскурсии, прогулки, 
похода), который, повторяясь со 
все более усложняющимися содержанием 
и формами, создаёт непрерывность, 
последовательность и постепенность 
наращивания знаний, умений, навыков 
и формирования качеств личности. 
Основной части цикла – путешествию 
предшествуют теоритические занятия 
в помещении и на местности, 
наблюдения в природе, игровые 
задания. Завершается цикл комплексом 
разнообразных мероприятий по 
подведению итогов работы.
      Освоение 
различных социальных ролей в 
процессе туристско-краеведческой 
деятельности осуществляется через 
должностную систему организации 
детского самоуправления туристско-краеведческой 
группы. На каждый новый туристско-краеведческий 
цикл каждый его участник получает 
новую туристскую и краеведческую 
должность, которую он защищает 
перед экскурсией или походом, 
доказывая, что хорошо знает 
его функционал, и отчитывается 
о проделанной работе после 
экскурсии, похода или экспедиции. 
Такая организация позволяет 
не дублировать деятельность 
другого, совершенствовать свое 
туристско-краеведческое мастерство, 
самореализоваться и самоутвердиться 
в группе,  а также целостно 
изучить определённый объект 
или район путешествия.
      Формированию 
у детей  отношения к природе 
как высшей ценности, желания 
заботиться о ней помогает 
включение в каждый туристско-краеведческий 
цикл труда на благо природы, 
являющегося наиболее естественной 
формой взаимодействия человека 
с окружающим миром, многие 
виды которого бескорыстны, а 
по своей мотивации приближаются 
к общественно значимой деятельности.
      Экологическое 
воспитание  учащихся реализуется 
в рамках программы-системы «Чистая 
Земля – XX век». Эта программа имеет 
три ступени, соответствующие психовозрастным 
особенностям детей, и предполагает использование 
новых и уже апробированных отечественными 
и зарубежными специалистами педагогических 
методов и приёмов, которые в своей совокупности, 
в определённой системе дают высокий воспитательный 
эффект. 
      Во внеурочное 
время у младших школьников 
развиваются свои представления 
о природных сообществах как 
совокупности совместно обитающих 
и находящихся в тесной взаимосвязи 
организмов. Знакомство с экологическими 
законами является основой представления 
о природном равновесии и роли 
человека в его сохранении. 
     На втором 
году обучения предполагается 
создание образовательной среды, 
позволяющей детям освоить определённый 
объём информации по краеведению, 
экологии, наукам о Земле, овладеть 
простыми приёмами художественного 
творчества, приобрести навыки межличностного 
общения, освоить некоторые туристские 
навыки.
     Задача третьего 
года обучения заключается в 
том, чтобы помочь детям на 
основе расширяющихся и углубляющихся 
знаний формировать восприятие 
мира как единого целого, как 
системы, в которой взаимодействуют 
все объекты, осознать роль 
человека как сына природы 
и её главной преобразующей 
силы, способствовать формированию 
понимания того, что усилия каждого 
человека значимы для микро- 
и макросоциальных процессов, 
научить выражать своё отношение 
к изучаемой природной системе 
через изобразительную и практическую 
деятельность.   
     Таким образом, 
процесс познания, начинаясь с 
простого созерцания, сенсорного 
восприятия окружающего мира, расширяется 
и углубляется до выяснения 
причинно-следственных связей и 
взаимосвязей во взаимоотношениях 
людей с социо-природной средой.
      Реализация 
принципа экологизации краеведо-туристской 
деятельности помогает подвести 
младших школьников к пониманию 
того, что от состояния окружающей 
среды зависит состояние физического 
и духовного здоровья человека, 
а потому оберегать эстетические, 
экологические и санитарно-гигиенические 
качества окружающей среды - значит, 
заботиться о духовном и физическом 
здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности
     Формированию 
представлений о взаимосвязях 
в обществе способствует также 
построение отношений в группах 
на основе должностной  системы.
      Познанию 
природы и самих себя помогают 
социализирующие игры, игровые задания, 
проведение простейших опытов. Эффективным 
средством формирования нравственных 
основ экологической культуры 
является Кодекс чести юного 
эколога. Важно разрабатывать 
содержание этого кодекса совместно 
с детьми, использующими свой 
опыт взаимодействия с окружающим 
миром и самим собой. [20, с.67 - 98]
 
1.4. Основные условия 
эффективности экологического
воспитания
     Успех экологического 
воспитания зависит не только 
от того, как учитель понимает 
его цели и задачи, но и от 
создания необходимых условий 
для воплощения их в учебно-воспитательном 
процессе.
     
Основные условия:
  - учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками; 
 
  - усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода; 
 
  - тесная связь с жизнью и трудом; 
 
  - взаимосвязь учебной и внеклассной работы; 
 
  - использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей; 
 
  - формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
 
     В младшем 
школьном возрасте идёт активный 
процесс целенаправленного формирования 
знаний, чувств, оценок, переживаний, 
развития способностей и интересов. 
Отзывчивость и восприимчивость 
является важнейшей особенностью 
учащихся. Отсутствие собственного 
социального опыта делает их весьма податливыми 
на воспитательные воздействия.