Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования:
Определить и изучить возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 - 24
1.1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
1.2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути
реализации задач экологического воспитания школьников 7
1.3. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
1.4. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
1.5. Формы экологического воспитания 19
1.6. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 25 - 36
2.1. Методы и методология исследования. 25
2.2. Результаты и их анализ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
2.1. Методы и методология исследования.
Экспериментальное исследование было проведено на базе 4 «В» класса общеобразовательной средней школы № 8 г. Лиды.
В рамках исследования был проведён эксперимент, который состоит из следующих этапов:
1. Констатирующий.
Цель: выявить уровень сформированности экологических качеств у младших школьников.
В связи с чем были проведены следующие методы исследования:
2. Формирующий.
Цель: формирование у учеников 4 класса экологической культуры, ответственного и бережного отношения к природе во внеурочное время.
Для реализации этой цели был проведен ряд внеклассных мероприятий на различные темы:
3. Контрольный.
Цель: выявить, как повлияли данные разработанные мероприятия на понимание ранее указанных экологических норм.
В связи с чем были проведены следующие методы исследования:
2.2. Результаты и их анализ.
Как указывалось выше, экспериментальное исследование было проведено на базе 4 «В» класса общеобразовательной средней школы № 8 г. Лиды.
В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из 3 этапов. На первом констатирующем этапе, целью которого было выявить уровень сформированности экологических качеств у старших школьников, были проведены следующие методы исследования:
Цель: выявления у учащихся 4 «В» класса соблюдения в повседневной жизни и поведении наличия экологических качеств.
Наблюдение проводилось во внеурочное время. Чтобы выявить уровень экологической культуры были взяты за основу несколько показателей экологической воспитанности. Результаты наблюдения отражены в таблице №1.
Таблица №1. «Экологические качества, определяющие поведение и деятельность личности»
Ф.И. учащегося |
Понимание школьниками современных экологических проблем |
осознание ответственности за сохранение природы |
Активная природоохранная деятельность |
Развитое чувство любви к природе |
Умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею |
Вика В. |
+ |
+ |
+ | ||
Олег Д. |
+ |
+ | |||
Андрей Б. |
+ |
+ |
|||
Юля Т. |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Настя С. |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Вика М. |
+ |
+ | |||
Валерий В. |
+ |
+ |
|||
Женя Ф. |
+ |
+ |
+ |
||
Яна Д. |
+ |
||||
Виталик Ж. |
+ |
+ | |||
Павел Б. |
+ |
+ |
|||
Сергей Ж. |
+ |
+ |
В результате проведенного наблюдения удалось установить, что уровень сформированности экологических качеств очень разный. В связи с чем было составлено процентное соотношение наличия преобладания в поведении учащихся экологических качеств. Данные можно увидеть в диаграмме №1.
Диаграмма №1. «Экологические качества, преобладающие в поведении учащихся»
Как видно из диаграммы, преобладающими
экологическими качествами в поведении
учащихся являются: понимание школьниками
современных экологических
2. Анализ плана воспитательной работы
Цель: выявить основные направления в воспитательной работе учителя по формированию у учащихся базовых экологических качеств
Проанализировав план воспитательной работы (Приложение №1), были сделаны следующие выводы: деятельность учителя организована в разнообразных направлениях, с целью сформировать у учащихся все экологические качества: экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
Однако формы проведения мероприятий однообразны. Результаты видим в таблице №2.
Таблица №2. «Формы внеклассного экологического воспитания»
Название мероприятия |
Форма |
«Три матери» «Музеі пад адкрытым небам» «Знать и беречь» «Планета – наш дом. Мы – хозяева в нём» «Мир вокруг нас» «Внимание – ПРИРОДА!» «Брать или не брать?» |
Классный час Классный час Классный час Классный час Классный час Классный час |
Таким образом, в результате
констатирующего этапа
На формирующем этапе эксперимента ставилась цель: показать, что на эффективность формирования экологической культуры влияет содержание внеклассных мероприятий.
Для реализации этой цели был проведен ряд внеклассных мероприятий на различные темы:
Анализ мероприятия 1
воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное; усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.
3. Использовались различные методы воспитания:
4. Использование различных видов деятельности: Использование различных видов деятельности: работа в парах и группах, обыгрывание ситуаций.
5. Время распределено рационально. Всё мероприятие было направлено на достижение главной цели: формирование экологических качеств.
6. На внеклассном мероприятии атмосфера была доброжелательная, сотрудничество было в общении между учителем и учениками.
Данное внеклассное
Анализ мероприятия 2
Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях; популяризировать лучшие книги по природе и экологии; привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе; учить детей бережно относиться к природе; доставить детям радость от участия в общем празднике.
достижение главной цели: формирование экологических качеств.
Анализ мероприятия 3
углубить знания ребят об окружающем мире, окружающей экологической обстановке в мире; объяснить, как важно с пониманием и уважением относиться к природе; развивать внимание, память, обогащать словарный запас детей.
Цели были достигнуты, так как все были включены в работу, на вопросы отвечали заинтересованно не испытывая трудностей, рассуждали давая полные ответы. Вся запланированная работа была выполнена.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время