Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить и изучить возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 - 24
1.1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
1.2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути
реализации задач экологического воспитания школьников 7
1.3. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
1.4. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
1.5. Формы экологического воспитания 19
1.6. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 25 - 36
2.1. Методы и методология исследования. 25
2.2. Результаты и их анализ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

практическая Ю..docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

2.1. Методы и  методология исследования.

Экспериментальное исследование было проведено на базе 4 «В» класса общеобразовательной средней школы № 8 г. Лиды.

В рамках исследования был  проведён эксперимент, который состоит из следующих этапов:

1. Констатирующий.

Цель: выявить уровень сформированности экологических качеств у младших школьников.

В связи с чем были проведены  следующие методы исследования:

  • Наблюдение с целью выявления у учащихся соблюдения в повседневной жизни и поведении наличия экологических качеств.
  • Анализ плана воспитательной работы с целью выявления основных направлений в воспитательной работе учителя по формированию у учащихся  основных экологических качеств.

2. Формирующий.

Цель: формирование у учеников 4 класса экологической культуры, ответственного и бережного отношения к природе во внеурочное время.

Для реализации этой цели был  проведен ряд  внеклассных мероприятий на различные темы:

  • внеклассное мероприятие на тему «Береги свою планету» (приложение №2);
  • музыкально-литературная композиция «Без леса нет жизни» (приложение №3);
  • экологическая встреча «Берегите первоцветы» (приложение №4);

3. Контрольный.

Цель: выявить, как повлияли данные разработанные мероприятия на понимание ранее указанных экологических норм.

В связи с чем были проведены  следующие методы исследования:

  • Наблюдение с целью выявления у учащихся соблюдения в повседневной жизни и поведении наличия экологических качеств.

 

2.2. Результаты  и их анализ.

Как указывалось выше, экспериментальное  исследование было проведено на базе 4 «В» класса общеобразовательной средней школы № 8 г. Лиды.

В рамках исследования был  проведен эксперимент, который состоял из 3 этапов. На первом констатирующем этапе, целью которого было выявить уровень сформированности экологических качеств у старших школьников, были проведены следующие методы исследования:

  1. Наблюдение

Цель: выявления у учащихся 4 «В» класса соблюдения в повседневной жизни и поведении наличия экологических качеств.

Наблюдение проводилось во  внеурочное время. Чтобы выявить уровень экологической культуры были взяты за основу несколько показателей экологической воспитанности. Результаты наблюдения отражены в таблице №1.

Таблица №1. «Экологические качества, определяющие поведение и деятельность личности»

Ф.И.

учащегося

Понимание школьниками современных  экологических проблем

осознание ответственности  за сохранение природы

Активная природоохранная  деятельность

Развитое чувство любви  к природе

Умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею

Вика В.

          +

+

   

+

Олег Д.

+

     

+

Андрей Б.

+

+

     

Юля Т.

+

+

 

+

+

Настя С.

+

 

+

+

+

 Вика М.

 

+

   

+

Валерий В.

+

+

     

 Женя Ф.

+

 

+

+

 

Яна Д.

 

+

     

 Виталик Ж.

+

     

+

Павел Б.

+

   

+

 

 Сергей Ж.

+

     

+


 

В результате проведенного наблюдения удалось установить, что  уровень сформированности экологических качеств очень разный. В связи с чем было составлено процентное соотношение наличия преобладания в поведении учащихся экологических качеств. Данные можно увидеть в диаграмме №1.

 

Диаграмма №1. «Экологические качества, преобладающие в поведении учащихся»

Как видно из диаграммы, преобладающими экологическими качествами в поведении  учащихся являются: понимание школьниками  современных экологических проблем (83%),  умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею (58%), а также  осознание ответственности за сохранение природы (50%). Наименее развитыми качествами в поведении учащихся являются развитое чувство любви к природе (33%) и  активная природоохранная деятельность (16%).

 

2. Анализ плана  воспитательной работы

Цель: выявить основные направления в воспитательной работе учителя по формированию у учащихся базовых экологических качеств

Проанализировав план воспитательной работы (Приложение №1), были сделаны следующие выводы:  деятельность учителя организована  в разнообразных направлениях,  с целью сформировать у учащихся все экологические качества:  экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Однако формы проведения мероприятий однообразны.  Результаты видим в таблице №2.

Таблица №2. «Формы внеклассного экологического воспитания»

Название мероприятия

Форма

«Три матери»

«Музеі пад адкрытым небам»

«Знать и беречь»

«Планета – наш дом. Мы – хозяева в нём»

«Мир вокруг нас»

«Внимание – ПРИРОДА!»

«Брать или не брать?»

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час


 

Таким образом, в результате констатирующего этапа эксперимента удалось установить, что уровень  сформированности экологических качеств  детей различен и зависит от направлений  в деятельности учителя, что отражается в плане воспитательной работы. Поэтому  внеклассные занятия, информационные и классные часы должны быть разнообразного характера, вовлекать ребят в  различные виды деятельности, где  и происходит формирование экологических  качеств, что дает возможность перейти  к формирующему этапу эксперимента.

 

На формирующем этапе эксперимента ставилась цель: показать, что на эффективность формирования экологической культуры влияет содержание внеклассных мероприятий.

Для реализации этой цели был  проведен ряд внеклассных мероприятий на различные темы:

  • Внеклассное мероприятие на тему «Береги свою планету» (приложение №2);
  • Музыкально-литературная композиция «Без леса нет жизни»  (приложение №3);
  • Экологическая встреча "Берегите первоцветы" (приложение №4);

Анализ мероприятия 1

    1. Тема: «Берегите свою планету».
    2. Цели:

воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное; усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; расширить представления  детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной  деятельности.

 

       3. Использовались различные методы воспитания:

    • Методы формирования сознания: экологичесая беседа, пример, убеждение;
    • Методы стимулирования: одобрение, соревнование;
    • Методы формирования поведения: воспитывающие ситуации, упражнение;
    • Словесные: рассказ учителя, беседа об услышанных хороших и плохих поступках, объяснение;
    • Наглядные: иллюстрация и демонстрация;

4. Использование различных видов деятельности: Использование различных видов деятельности: работа в парах и группах, обыгрывание ситуаций.

5.   Время распределено рационально. Всё мероприятие было направлено на достижение главной цели: формирование экологических качеств.

        6.  На внеклассном мероприятии атмосфера была доброжелательная, сотрудничество было в общении между учителем и учениками.

Данное внеклассное мероприятие  было необычным и интересным, так как учитель был очень хорошо подготовлен. Это поспособствовало расширению кругозора учащихся, коммуникативных умений и навыков, что поможет учащимся развиваться как интеллектуально, духовно, так и морально.

Анализ мероприятия 2

  1. Тема: «Без леса нет жизни».
  2. Цели:

Познакомить и расширить  знания детей о природе, красоте  леса, его богатствах и целебных растениях; популяризировать лучшие книги  по природе и экологии; привлечь детей к чтению и запоминанию  стихов и песен, пословиц и поговорок  о лесе; учить детей бережно  относиться к природе; доставить  детям радость от участия в  общем празднике.

  1. Использовались различные методы обучения и воспитания:
    • Наглядные: иллюстрация и демонстрация;
    • Методы формирования сознания: этическая беседа, пример, убеждение;
    • Практические: выполнение самостоятельного задания, обыгрывание ситуации;
    • Методы стимулирования: одобрение, награждение, соревнование;
    • Методы формирования поведения: воспитывающие ситуации, упражнение;
    • Словесные: рассказ учителя, беседа по вопросам и ситуациям, объяснение.
  1. Использовался наглядный и раздаточный материал: плакат, пословицы, ситуации, презентации.
  1. Использование различных видов деятельности: работа в парах и группах, обыгрывание ситуаций.
  2. На уроке мероприятии атмосфера была доброжелательная, сотрудничество было в общении между учителем и учениками.
  3. Время распределено рационально. Весь урок был направлен на          

     достижение главной цели: формирование экологических качеств.

 

Анализ мероприятия 3

  1. Тема: «Берегите первоцветы».
  2. Цели:

углубить знания ребят  об окружающем мире, окружающей экологической  обстановке в мире; объяснить, как важно с пониманием и уважением относиться к природе; развивать внимание, память, обогащать словарный запас детей.

Цели были достигнуты, так  как все были включены в работу, на вопросы отвечали заинтересованно  не испытывая трудностей,  рассуждали давая полные ответы. Вся запланированная  работа была выполнена.

  1. Содержание занятия соответствует поставленным целям; ребята повторяют имеющиеся знания, рассуждают, формулируют правила, проявляют активность, участвуют в конкурсах на сообразительность; мероприятие эмоционально насыщено, дети проявили к нему интерес; форма заданий и их содержание соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их развития; вопросы, рассматриваемые на занятии связаны с  проблемами экологии, являются важными для ребят любого возраста.
    1. Использовались различные методы воспитания:
    1. Методы формирования сознания: экологическая беседа, пример, убеждение;
    2. Методы стимулирования: одобрение, награждение, момент-стимул, вручение памятных призов и медалей, аплодисменты;
    3. Методы формирования поведения: воспитывающие ситуации, конкурсы;
    4. Словесные: рассказ учителя, беседа об услышанных хороших и плохих поступках и их анализ, объяснение, формулировка выводов;
    5. Наглядные: иллюстрация и демонстрация, показ;
    6. Практические: отгадывание загадок, рассказ стихотворений.
    7. Данное мероприятие поспособствовало развитию инициативы, активности, взаимоответственности, самостоятельности ребят, дальнейшему сплочению коллектива.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время