Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить и изучить возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 - 24
1.1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
1.2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути
реализации задач экологического воспитания школьников 7
1.3. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
1.4. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
1.5. Формы экологического воспитания 19
1.6. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 25 - 36
2.1. Методы и методология исследования. 25
2.2. Результаты и их анализ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

практическая Ю..docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

     Общение с  природой вызывает у школьников  эмоциональный отклик, так как  она своей яркостью, многообразием,  динамичностью воздействует на  все чувства. Проявляется симпатия  и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зелёной траве,  щебетанию птиц, полёту бабочек  и стрекоз, запаху и ярким  цветкам растений.

     Многие из  детей наделяют живую природу  чертами человеческого осмысленного  поведения. Наблюдается любопытство,  стремление приблизить к себе, познать, понять.

     Но в то  же время часть ребят относится  к природе потребительски, а подчас  и жестоко (ловят насекомых,  мучают животных, разоряют муравейники  и птичьи гнёзда, топчут, рвут  без нужды растения). Иногда наносят  вред природе не по злому  умыслу, а по незнанию, не задумываясь  над своими поступками и их  последствиями.

     Эти примеры  говорят о сложности взаимоотношений  природа – дети, и поэтому естественного  интереса и желания быть с  природой недостаточно для экологического  воспитания.

     От школы,  учителя, его целенаправленной  и систематической работы зависит  дальнейшее укрепление интереса  к природе, развитие нравственно-  эстетических чувств, предопределяющих  активную действенную позицию  к природным объектам (помочь, защитить, позаботиться), а так же предупреждение  бессердечного отношения к живому, проявление жестокости, чёрствости  и пренебрежения.

     Очень важно  приучить ребят восхищённо и  уважительно смотреть на всё,  что растёт, цветёт, движется. С тревогой  и переживанием воспринимать  факты грубого отношения к  природе. При осуществлении задач  экологического воспитания необходим  комплекс таких методических  средств и приёмов, чтобы изучение  природы и любое общение с  ней оставляло в памяти ребёнка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.

     Природа должна  стать для каждого ребёнка  не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать  жизнь её обитателей, но и школой  разумного пользования, умножения  и сохранения её богатств.

     Специфика  субъективного отношения к миру  природы может быть отражена  путём содержательного описания  таких его базовых параметров, как широта, интенсивность и степень  осознанности отношения.

     Формирования  широты отношения обусловливает  необходимость организации педагогического  процесса таким образом, чтобы  включить в субъективное пространство  отношения личности к миру  природы как можно больше природных  объектов.

     Формирование  широты отношения не должно  сводиться только к повышению  экологической эрудиции школьников, как это часто бывает на  практике. Важно, чтобы у ребёнка  не просто было сформировано  понятие о многих природных  объектах, а чтобы эти объекты  стали для него личностно значимыми,  чтобы по отношению к ним  проявились чувства ребёнка.

     Если при  низком показателе широты ребёнок  эмоционально привязан только  скажем к своему котёнку, интересуется  кошками, знает, как с ними  обращаться, то при высоком –  его влечения, интерес и склонность  распространяться на многих животных  различные растения и даже  неживые природные объекты.

     Высокий параметр  широты отношения к природе  обусловливает также и расширение  индивидуального экологического  пространства личности- пространства, которое является для человека  личностно значимым за порядок,  в котором он чувствует себя  персонально ответственным. 

     Педагогический  процесс должен направлять и  расширять возможности проявления  ребёнком своего отношения к  миру природы в сфере чувств; в познавательной сфере; в его  практических действиях и поступках.

      Педагогически  целесообразно формировать осознанность  отношений личности к миру  природы на ранних этапах онтогенеза. Уже в младшем школьном возрасте  школьников следует задавать  вопросы об их отношении к  миру природы, предлагать вербально  описать, охарактеризовать его.  В результате таких заданий  можно добиться повышения уровня  осознанности их отношения к  природе. Осознанность отношения  к природе необходима для возможности  его рефлексивного анализа, который  является условием волевой коррекции  личности своего экологического  поведения.

     Экологическое  образование должно быть ориентировано  на формирование высокой устойчивости  отношения школьников к природе.  Это может быть достигнуто  за счёт непрерывности педагогического  процесса. Требуется хорошо продуманное  планирование разносторонней экологической  активности учащихся, с ориентацией  не только на психологические  особенности школьников данного  возраста, но и с учётом «естественного  календаря природы». Осенью это  может быть сбор плодов и  семян для зимней подкормки  животных, изготовление кормушек  и т.д. Зимой - подкормка зверей  и птиц; знакомство с их следами,  оставленными на снегу. Весной - развешивание искусственных гнездовий,  посадка деревьев. Летом - знакомство  с миром и насекомых.

     Уровень устойчивости  отношения школьников к миру  природы может контролироваться  путём периодического тестирования  школьников при помощи экологической  психодиагностики. Результаты тестирования  позволяют делать вывод об  эффективности педагогического  процесса. [13, с. 5 - 11]

 

1.5. Формы  экологической  культуры

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит  от использования разнообразных  форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также  преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

На основе ведущих дидактических  принципов и анализа интересов  и склонностей школьников были разработаны  различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на

    • массовые,
    • групповые,
    • индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные  форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий  эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об  эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Кроме того формы, методы и  средства организации экологического воспитания различают:

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Выделяют:

    • урок как традиционная форма (вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
    • специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
    • внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
    • факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
    • различные виды экскурсий.
    • СМИ.

Наиболее действенным  средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

    • по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
    • по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
    • по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
    • по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
    • по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности  работы по формированию экологической  культуры младших школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно  укрепить в сознании каждого школьника  понимание того, что человек принадлежит  природе и его долг и обязанность  заботиться о ней. [11, с. 207 - 211]

 

1.6. Внеклассная  работа и её роль в формировании  экологических понятий 

Внеклассная работа – форма  разнообразной  организации  добровольческой  работы учащихся вне урока  под  руководством  учителя  для  возникновения  и проявления  их  познавательных  интересов  и  творческой   самостоятельности.  Внеклассное  изучение  природы  способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает  в  себя ряд мероприятий  по охране природы:  подкормка  птиц  зимой,  изготовление  и развешивание  скворечников,  уборка  территории  школьного  участка  и   его  озеленение, борьба с вредителями  растений,  сбор  лекарственных  растений  и так далее. По своему содержанию, формам  организации  и  методам  проведения внеклассная  работа   по   природоведению   очень   разнообразна.   Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

      Реализация  идеи экологического образования  осуществляется также  и   во внеклассной работе.  Программные  экскурсии  по  природоведению  дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые  экологические задачи: научить вести экологические  наблюдения  в  природе,  глубже  узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения,  применить теоретические знания на практике. Система программных практических работ  на местности позволяет сформировать у учащихся  систему  экологических  знаний, показать  пути  и  возможности  практического  применения.  При  этом  важно отметить, что работа охватывает всех учащихся.

      Углубить  свои знания, дополнительно потренироваться   в  их  творческом

применении ребята могут  в ходе внеурочной и внеклассной  работы.  В  систему внеурочной работы, направленную на  развитие  экологических  знаний,  входят школьные олимпиады, предметные недели,  праздники,  кружки  и  экологические факультативы. В программу предметных недель обычно включают:  конкурс  газет по экологической  тематике,  КВН  по  экологическому  краеведению,  школьные олимпиады . Вопросы школьной олимпиады составляются  с  учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и  степени  обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического  характера,  опоры на краеведческий  материал, использование проблемных заданий.

      Особое  место среди всех  видов   массовых  внеклассных  мероприятий   по

природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя  леса»,  «Неделя сада», «Праздник  русской берёзки»,  «Праздник  цветов»,  «Праздник  урожая», «День  птиц» и другие.  Проведение  этих  мероприятий  связано  с  длительной подготовкой, заключающейся  в разнообразной работе школьников:  наблюдения  в природе,  постановка  простейших  опытов,  сбор  природного  материала   для выставок,  участие  в  озеленительных  работах  на  территории  школы.   Вся подготовительная работа  должна  заканчиваться  организацией  праздника,  на котором  подводятся итоги проделанной работы школьников.

      Работа кружков и факультативов позволяет углубленно  изучать  вопросы, выйти на практическое применение экологических  знаний.  Внеклассная  работа по предмету открывает большие возможности для реализации  идеи  экологизации школьного образования. [5, с. 15-27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время