Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования:
Определить и изучить возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 - 24
1.1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
1.2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути
реализации задач экологического воспитания школьников 7
1.3. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
1.4. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
1.5. Формы экологического воспитания 19
1.6. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 25 - 36
2.1. Методы и методология исследования. 25
2.2. Результаты и их анализ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА
Общение с
природой вызывает у
Многие из
детей наделяют живую природу
чертами человеческого
Но в то
же время часть ребят
Эти примеры
говорят о сложности
От школы,
учителя, его целенаправленной
и систематической работы
Очень важно
приучить ребят восхищённо и
уважительно смотреть на всё,
что растёт, цветёт, движется. С тревогой
и переживанием воспринимать
факты грубого отношения к
природе. При осуществлении
Природа должна
стать для каждого ребёнка
не только живой лабораторией,
где можно наблюдать и изучать
жизнь её обитателей, но и школой
разумного пользования,
Специфика
субъективного отношения к
Формирования
широты отношения
Формирование
широты отношения не должно
сводиться только к повышению
экологической эрудиции
Если при
низком показателе широты
Высокий параметр
широты отношения к природе
обусловливает также и
Педагогический
процесс должен направлять и
расширять возможности
Педагогически
целесообразно формировать
Экологическое
образование должно быть
Уровень устойчивости
отношения школьников к миру
природы может
1.5. Формы экологической культуры
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Кроме того формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Выделяют:
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
Основным критерием
1.6. Внеклассная
работа и её роль в
Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.
Реализация
идеи экологического
Углубить
свои знания, дополнительно потренироваться
применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады . Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по
природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.
Работа кружков и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы, выйти на практическое применение экологических знаний. Внеклассная работа по предмету открывает большие возможности для реализации идеи экологизации школьного образования. [5, с. 15-27]
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время