Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 07:49, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности формирования представлений о величине предметов у 6-7 лет.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Исследование формирования знаний о величине у детей подготовительного дошкольного возраста
2.Изучение Современных подходов к обучению дошкольников математике
Введение 4
1. Исследование формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста 8
1.1 Современные подходы к обучению дошкольников математике 8
1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста 15
1.3 Методика формирования представлений о величине у детей дошкольного возраста 22
2. Экспериментальное исследование формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста 29
2.1 Выявление уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников 29
2.2 Процесс формирования знаний о величине у дошкольников возраста 31
2.3 Динамика развития представлений о величине у детей дошкольного возраста 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Потом воспитатель вызывает остальных детей, которые водят матрешек по столу (играют с ними). Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают. В конце прогулки их снова ставят по росту. Это делают уже другие дети, а остальные следят и, если нужно, исправляют ошибки.
- А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель - Матрешки будут друг друга прятать.
Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит напротив соседней и будто от ее имени просит:
- Сестричка, сестричка, спрячь меня! _
- А ты скажи, какого цвета у меня косыночка, - отвечает матрешка, - тогда спрячу.
Маленькая матрешка отвечает, а та, которая больше, открывается и прячет ее.
Воспитатель вызывает двух детей и поручает им такое: задание с двумя следующими по росту матрешками. Несколько детей внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек играет новая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну.
- Вот она, наша самая высокая красавица, - говорит воспитатель. Подводя итог, педагог подчеркивает, что сегодня они учились сравнивать матрешек по росту, находит, которая матрешка выше, а которая ниже. Матрешку ставим на видное место, и занятие на этом заканчивается.
Можно организовать игры «Большой и маленький», «Спрячь шарик в ладони», «Соберем пирамидку из колец» и другие, а также игры и упражнения на развитие глазомера: «Найди такое же кольцо», «Построим дом», «Собирание фруктов» и др.
Выделению данного признака-размера способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности признака и требует ее учитывания, например, дети сами выбирают, под какую елочку спрятался большой медведь, а под какую - маленький зайчик.
Размеры предметов сравнивают по принципу парности. Например, красное кольцо больше, чем синее, но одинаковое по размеру с зеленым; синее кольцо меньше, чем красное и зеленое
В ходе проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию представлений о величине, Алина, Данил Е., Женя У., Рита П., Уля Ф., Саша Н. активно участвовали в занятиях, четко выполняли условия игры, с легкостью определяли размер и форму предметов.
Борис, Витя К, Петя, Федя У затруднялись в выборе подходящей по размеру матрешки, нуждались в подсказке других детей или воспитателя, но в целом, с удовольствием принимали игровую задачу.
Остальные дети (Катя К., Уля Г., Соня Р., Таня К.) вяло реагировали на предложенные игровые занятия.
Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Это, прежде всего игры и упражнения на усвоение соотношения предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам (длине, ширине и высоте).
Целью данного этапа было выявление динамики развития уровня развития представлений о величине у детей дошкольного возраста.
Для этого мы повторно провели диагностику сформированности представлений о величине у дошкольников.
В результате эксперимента мы выявили положительную динамику в развитии представлений о величине у некоторых детей, например, Катя К. поднялась на высокий уровень развития со среднего, а Соня Р. с низкого перешла на средний. Конечно, часть детей, принимавших участие осталась на прежнем уровне развития, но это объясняется тем, что на проведение коррекционно-развивающей работы было отведено малое количество времени.
Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2. Сводная таблица уровня сформированности представлений о величине детей дошкольного возраста
Уровень развития |
Количество испытуемых % |
Высокий |
30 |
Средний |
60 |
Низкий |
10 |
На основе результатов констатирующего и контрольно-оценочного этапов экспериментального исследования мы сможем составить сводную таблицу результатов.
Таблица 3. Сравнительная таблица результатов развития представлений о величине детей старшего дошкольного возраста
Уровень развития |
Констатирующий |
Контрольно.- оценочный |
Высокий |
15 |
30 |
Средний |
65 |
60 |
Низкий |
25 |
10 |
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.
"Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!"
Таким образом, данные, полученные в результате проведения исследовательской работы подтвердили, что дидактические игры являются важным средством формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста.
На первом этапе нашего исследования мы решили задачи теоретического плана и сделали ряд выводов:
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности.
Мы обосновали методические рекомендации по построению занятий, посвященных формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста в концепциях отечественных педагогов, таких как Щербакова Е.Н., Леушина А.М., Столяр А.А.
В ходе экспериментального исследования мы разработали систему диагностических методик и апробировали ее на этапе констатирующего эксперимента с целью выявить уровень сформированности представлений о величине.
На основе данного обследования мы выявили, что общий показатель по группе составляют дети, которые находятся на среднем уровне развития представлений о величине.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей.
1. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М., 2012.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2009.
3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М., 2010
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. ЛАВенгера. - М., 2008.
5. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. - М, 2008.
6. Ерофеева Т.И. кдр. Математика для дошкольников. - М., 2014.
7. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2008.
8. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии. - 2010. - №2.
9. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 2014.
10. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.В Даниловой. - М., 2011.
11. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984. Минский ЕМ. От игры к знаниям. - М., 2012.
12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 2009.
13. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. - М., 2012
14. Непомнящая Н.И. Психологически
15. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 2010.
Размещено на Allbest.ru