Экспериментальное исследование формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности формирования представлений о величине предметов у 6-7 лет.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Исследование формирования знаний о величине у детей подготовительного дошкольного возраста

2.Изучение Современных подходов к обучению дошкольников математике

Содержание работы

Введение 4
1. Исследование формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста 8
1.1 Современные подходы к обучению дошкольников математике 8
1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста 15
1.3 Методика формирования представлений о величине у детей дошкольного возраста 22
2. Экспериментальное исследование формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста 29
2.1 Выявление уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников 29
2.2 Процесс формирования знаний о величине у дошкольников возраста 31
2.3 Динамика развития представлений о величине у детей дошкольного возраста 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

представление о протяженности предметов- детей.rtf

— 424.87 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ  ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра общей и социальной педагогики.

 

 

 

 

Изучение представлений детей 6-7 лет

о протяженности предметов

(длина, ширина, высота)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

42 Б группы

заочной  формы обучения

Направление - ПО-ДО

Максимова  Е.В

 

 

Научный руководитель:

кандидат  пед. наук, доцент кафедры ОиСП

                                                                                             Бизикова О. А.

 

Дата сдачи__________________                                     

Оценка ______Подпись________

Дата защиты_________________

 

 

Нижневартовск, 2015 
Содержание

Введение 4

1. Исследование формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста 8

1.1 Современные подходы к обучению дошкольников математике 8

1.2 Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста 15

1.3 Методика формирования представлений о величине у детей  дошкольного возраста 22

2. Экспериментальное исследование формирования знаний о величине у детей   дошкольного возраста 29

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников 29

2.2 Процесс формирования знаний о величине у дошкольников возраста 31

2.3 Динамика развития представлений о величине у детей  дошкольного возраста 35

Заключение 38

Список использованной литературы 40

 

Введение

 

Математика - это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней - это преимущественно приобщение к нетленным культурным ценностям и, таким образом, роль математики в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна.

Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). [1]

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств, отношений.

Многочисленными исследованиями (А.М. Леушина, НА. Менчинская, Г.С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

Средний дошкольный возраст является сензитивным для развития у ребенка представлений о величине предметов, так как на данной этапе у дошкольника происходит активное формирование наглядно-образного мышления, появляются задатки словесно-логического.

Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников формированию понятий о величине предметов обеспечивает общее умственное развитие детей. Дошкольников учат сравнивать предметы по величине (размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-понятиями (больше - меньше, узкий - широкий и др.), строить ряды предметов по их размеру в порядке увеличения или уменьшения (большой, маленький, еще меньше, самый маленький).

Однако для того, чтобы ребенок усвоил эти понятия, необходимо сформировать у него конкретные представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала непосредственно, накладыванием, а потом опосредованно - с помощью измерения.

Исходя из актуальности, недостаточной изученности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть зависимость развития представлений у ребенка о величине предметов и методами организации обучения.

Объект исследования - математическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования знаний о протяженности предметов у детей 6-7 лет.

Цель исследования - изучить особенности формирования представлений о величине предметов у 6-7 лет.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Исследование формирования знаний о величине у детей подготовительного дошкольного возраста

 

2.Изучение  Современных подходов к обучению дошкольников математике

3. Провести Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста

4. Проанализировать Методику формирования представлений о величине у детей подготовительного дошкольного возраста

5. Организовать Экспериментальное исследование формирования знаний о величине у детей подготовительного дошкольного возраста по  выявлению уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников подготовительной группы ДОУ

 

Гипотеза - формирование знаний у ребенка о величине будет успешным, если:

- будет правильно организовано сенсорное воспитание детей подготовительного дошкольного возраста;

- в качестве средства формирования представлений о величине предметов будет использован специальный дидактический материал.

Теоретической базой нашего исследования стали труды А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяр, Н.А. Менчинской, Г.С. Костюк, Е.И. Щербаковой и др.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, эксперимент, наблюдение.

Структура курсовой работы состоит  из введения, двух глав, заключения и списка  литературы.

 

 

1. Исследование формирования знаний о величине у детей подготовительного дошкольного возраста

 

1.1 Современные подходы к обучению дошкольников математике

 

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких элементарных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Существует ряд альтернативных программ ("Развитие", "Радуга", "Детство", "Истоки" и др.), основанных на разных теоретических подходах. Соответственно и содержание обучения математике в этих программах имеет свои особенности [6].

Центральное место в программах занимает содержание, направленное на формирование понятия "число". Это одно из основных понятий, с которого начинается познание ребёнком математики. Практически во всех программах, как традиционных, так и альтернативных математическое содержание выстроено вокруг понятия "натуральное число и действия с ним", усвоение содержательной (знания) и операционной (умения) стороны программы - цель процесса формирования элементарных математических представлений. Иными словами, под "определённым запасом знаний" подразумеваются знания о натуральном числе, а под "наличием ряда определённых умений" - ряд умений предметного характера - счёт, приёмы присчитывания и отсчитывания, использование символики, решение простых типовых задач и т.п. [11, с.23]

Отечественные психологи (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) считают, что в основе понятия числа у детей дошкольного возраста лежат специфические предметные действия с величинами непрерывными (длина, ширина, объём, масса и др.) и дискретными, разделёнными (совокупность кубиков, группа машин, кукол и др.).

Материал, включенный в содержание и направленный на развитие у детей понятие числа включает три этапа.

Первый этап - дочисловая деятельность (3-4,5 года). На этом этапе работы решаются следующие задачи: выделять величину предмета и определять её словом (длинный - короткий, большой - маленький, тяжёлый - лёгкий и т.д.), сравнивать величину, пользуясь приёмами наложения и приложения, и результаты сравнения определять словами (выше - ниже, больше - меньше, равные по количеству и т.д.); раскладывать (сервировать предметы по возрастающей и убывающей величине; группировать (классифицировать) предметы по величине.

Второй этап - введение ребёнка в мир числа на основе выполнения действий с величинами (4,5-5,5 лет). На данном этапе дети учатся сравнивать величину предметов с помощью "мерки", равной одному из сравниваемых предметов; уравнивать величину предметов, пользуясь условной меркой, определяя результат измерения в предметной форме (мерка уложилась по длине ленты столько раз, сколько у нас кругов), а затем в словесной форме с помощью слов-числительных ("Мерка уложилась пять раз"); понимать количественное и порядковое значение числа; понимать независимость величины (непрерывной и дискретной) от других признаков: цвета, пространственного расположения и др.; измерять объём жидких и сыпучих тел, массу (вес) предметов; принимать принцип сохранения величины (протяжённости, количества, объёма, массы); раскладывать и группировать предметы по величине.

Третий этап - совершенствование понятия о числе (5,5-6,5 лет). Данный этап работы включает решение следующих задач: научить понимать отношение между числами (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1); производить счёт по разным основания (например, дана полоска, разделённая на восемь квадратов; если производить счёт по одному квадрату, получится число 8, а если по два, получится число 4); понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом (при измерении одной и той же величины разными мерками получаются разные числа, и наоборот); освоить принцип сохранения величины (количество, протяжённость, объём и др.).

В дальнейшем старшие дошкольники (6,5-7 лет) осваивают выполнение арифметических действий (сложение и вычитание) с числами. Лучшим способом осознанного их усвоения является решение арифметических задач, а затем и решение примеров.

В подготовительном дошкольном возрасте программы обучения математики включают разделы "Геометрические фигуры", "Пространственные отношения". Такое содержание создаёт целостную систему математического обучения дошкольников, на основе которой будет осуществляться подготовка к усвоению школьной математики [14, с.56]

Основные задачи в работе с детьми 6-7 лет.

1. Формировать основные элементы познавательной деятельности:

а) запас знаний, умений и навыков;

б) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

в) умение понимать суть учебной задачи и выполнить её самостоятельно;

г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;

д) способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач;

е) развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

2. Познакомить с цифрами от 10 до 20, с математическими знаками, понятиями "больше", "меньше".

3. Познакомить с новыми геометрическими фигурами, учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания, разрезания, выкладывания из счётных палочек).

4. Учить делить предметы на 4 части, определять, что часть меньше целого, а целое больше части.

5. Познакомить с названиями дней недели и месяцев.

6. Учить определять место положения предметов по отношению к другому лицу [16, с.14].

У детей этого возраста формируют следующие элементарные математические представления:

1. Количество и счёт. Расширение представлений детей о множестве, формирование понятия о числе, развитие у детей представлений о числах натурального ряда, изучение приёмов образования числе, усвоение детьми счёта и отсчёта в пределах 10-20, изучение состава числа в пределах 5 (из единиц), приёмы ознакомления с делением целого на чисти и отношение части и целого и частей между собой.

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста