Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа
Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.
Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128
Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трёх вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребёнка навыки самоконтроля собственной речи. При разработке данной компьютерной программы был применен принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребёнок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерно – опосредованных технологий изучения и обучения детей с различными нарушениями в развитии. Ещё одна важная задача – это формирование информационной культуры педагогов. Она не ограничивается знанием основных программных пакетов и умением с их помощью решать профессиональные задачи. В первую очередь педагог должен осознать место информационных технологий в процессе обучения, сопоставить их со своими педагогическими и методическими приоритетами и пристрастиями. Он должен научиться применять компьютер там и тогда, когда это эффективнее всех других форм, и все это с учетом ограниченных ресурсов.
Для педагога использование
информационных ресурсов предоставляет
широкие возможности
Традиционное применение компьютеров в образовании – чисто экстенсивное: содержание компьютерных программ дублирует содержание учебных пособий и строится без учета психолого-педагогических особенностей школьников. Необходимо решить такую задачу как: дать каждому учителю-предметнику, педагогу, профессионалу, обучающему детей, удобный инструментарий для применения информационных технологий.
Современная траектория движения системы образования предъявляет к учителю повышенные требования к наличию компетенций методического и информационно-коммуникативного характера.
Уже неоспоримо, что использование компьютерных технологий в образовании позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его интенсивность благодаря высокой скорости обновления требуемой информации.
Сегодня,
на компьютерном рынке
Возникает естественный вопрос.
Как использовать эти современные гаджеты в образовании? Что должны выполнять компьютерные устройства?
Важно подчеркнуть, что использование информационных технологий в образовании способно решать такие задачи, как методическое сопровождение процесса обучения, так и реальное управление процессом обучения.
Сегодня, одновременно с появлением большого количества гаджетов, появилось и огромное количество электронных образовательных ресурсов, позволяющих реализовать методическое сопровождение процесса обучения.
К сожалению, при всем богатстве выбора электронных информационных ресурсов на рынке обучающих программ, зачастую, учитель, преподаватель не может подобрать для себя необходимый курс, отвечающий всем его требованиям. Это связано, в первую очередь, с совершенно разными возможностями, которые предоставляют различные обучающие компьютерные программы. Часть из них сложна в пользовательском интерфейсе, часть – изобилует элементами мультимедиа, рассчитанных на использование дорогих системных ресурсов компьютера, часть – просто не соответствует психолого-педагогическим требованиям, и не имеет под собой строгих методических наработок, (программируют все, кому кажется, что он на «ты» с компьютером). Во многих программах нарушен баланс игрового и обучаемого элемента, нарушены дидактические принципы и методы обучения.
Рассеянный информационный процесс не позволяет получить высокого качества усвоения чаще всего из-за примитивного программирования. Это происходит от того, что, к сожалению, программисты не знают современной педагогики и, исходя из своего опыта пребывания в традиционной педагогической системе, моделируют ее в своих программах, далеко не используя возможности компьютерного обучения. В то же время, при правильном программировании обучения можно было бы на современных компьютерных электронных устройствах получить любое качество обучения.
Итак, к сожалению, традиционное применение компьютеров в образовании – чисто экстенсивное: содержание компьютерных программ дублирует содержание учебных пособий и строится без учета психолого-педагогических особенностей школьников.
Попытки чисто механистического программирования человеческого учения в виде компьютерных дрессировочных принципов не имеют успеха.
По сравнению с другими техническими средствами обучения, к примеру, разнообразными медиа–плейерами, воспроизводящими информацию аппаратами, компьютер «ведет» учебный процесс по каналам прямой и обратной связи. Принятая в настоящее время методика, когда программисты остроумно и изобретательно создают, так называемую «оболочку» обучающей программы, а затем предлагают методистам наполнить эту оболочку учебно-воспитательным процессом, похожа на педагогическое прокрустово ложе для дидактики.
Только такой путь создания компьютерных обучающих систем имеет будущее, который будет развиваться следующим образом – сначала проектирование дидактического процесса, а затем создание его компьютерной оболочки.
При использовании компьютерных технологий в образовательном процессе необходимо исходить из того, что компьютер не в состоянии взять на себя всех обучающих функций.
Спроектировать же дидактический процесс сможет только высокоинтеллектуальный учитель. Выявить и полноценно реализовать меж предметные связи, используя материал курса, может только учитель. То есть, для полноценного применения информационных технологий в процессе образования, необходимо задействовать высокий интеллектуальный потенциал преподавателя.
А чтобы активно вовлечь интеллект, знания преподавателя в творческий процесс использования информационных технологий в образовании, необходимо создать интуитивно понятную, дружественную, доступную программную среду. Среду, позволяющую преподавателю не иметь специальные знания из области информатики, из области программирования, администрирования компьютерных сетей или установки специализированного компьютерного обеспечения, но в то же время позволяющую использовать все многообразие современных компьютерных устройств в процессе обучения.
Для того чтобы учитель применял информационные технологии на каждом уроке, он должен понимать компьютерную среду, так как при помощи ее он должен творить и создавать дидактический процесс ведения учебного занятия. При этом учитель, педагог, методист не должен обладать специальными знаниями из области информатики.
Таким образом, задачей ученых, технологов, организаторов образовательного процесса в образовании должно явиться следующее.
Необходимо решить такую задачу как: дать каждому учителю-предметнику, педагогу, методисту, профессионалу, обучающему детей, удобный инструментарий для использования передовых информационных технологий в учебном процессе.
Разработанные проекты для использования их в образовательном процессе, должны быть выполнены на основе самых высоких достижений в программировании и дидактике. Они должны решать большой спектр функциональных задач.
Это: методическое обеспечение процесса обучения, задачи управления состояния процесса обучения, организация системы безопасности, взаимодействие с базами данных, использование облачных сервисов.
Реализованные в виде облачных служб, данные проекты должны позволять работать с ними на любых видах компьютерных устройств, и в любом географическом месте нахождения. Они не должны требовать дополнительных установочных процессов.
Таким образом,
автоматически исключается
В настоящее время используют компьютеры практически все слои общества, как во время работы, так и в личной жизни. Компьютеры становятся наиболее важным фактором в современном обществе, одним из средств общения наряду с мобильными телефонами. Интернет, электронная почта, дистанционное обучение и т.п. являются только некоторыми примерами, которые имеют свои специфические способы использования, преимущества и конкретные группы пользователей [6]. Резко возросло в последние годы и использование компьютеров в школах и в дошкольных учреждениях . Компьютеры постепенно становятся неотъемлемой частью воспитания детей. В связи с тем, что знание компьютера играет важную роль в нашем обществе, сегодня многие родители считают что, чем раньше дети начинают пользоваться компьютером, тем лучше. Обычно возникает вопрос – насколько это полезно. Конечно, дети ,которые используют компьютеры с раннего возраста, имеют ряд преимуществ. У них есть возможность общаться с образовательными программами, в то время как другим надо приобретать навыки компьютерного программного обеспечения.
Использование компьютера дошкольниками позволяет им получить определенные образовательные навыки, улучшает пространственное и логическое мышление, повышает самооценку и уверенность в себе, увеличивает возможности в решении проблем, улучшает долговременную память. Несмотря на многие преимущества, надо отметить и недостатки в раннем ненормированном использовании компьютера. Это касается и физического здоровья детей, и психологических аспектов, и других различных проблем. Благоприятная учебная среда создается только в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов (физическая среда, учебные материалы, мебель), межличностных отношений , ежедневных физических процедур, желательно на свежем воздухе. Именно в этой благоприятной среде происходит оптимальное развитие каждого ребенка. Развитие ребенка в четырех областях – социальной, физической, познавательной и эмоциональной, имеет устойчивый характер, расширяется и усиливается, главным образом, за счет деятельности, которой способствуют целенаправленность занятий, использование компьютерных учебных пособий, физических и интеллектуальных игр. Учебные материалы с использованием элементов ИКТ должны обеспечить детям возможность расширить и углубить свои знания путем предоставления различных данных, развивающих опыт, и помогая детям развиваться умственно и интеллектуально методом рисунка, живописи, модели, игры, устных и письменных описаний. Роль современного преподавателя в дошкольных учреждениях – развитие интеллектуального и социального уровня детей с учетом того, что этот возраст – время их формирования.10
Целью учителя является способствовать в определении перспективы на будущее своих учеников, чтобы уже в условиях школы они могли бы превратиться в интеллектуально развитых людей. Необходимо, чтобы учителя применяли средства, помогающие детям понять абстрактные понятия, развивать критическое мышление. Основным помощником в этом становится компьютер, специальные компьютерные пособия как игрового типа, так и образовательного. Следует учитывать, что то, на каком уровне, как и чему детей учат в период детства, может повлиять позже на их успех или неудачу в школе, на работе и в личной жизни. На уроках ИКТ в дошкольных учреждениях следует обращать основное внимание на ориентацию детей на развитие словарного запаса и языков (с помощью рассказов, игр, в том числе компьютерных), решение логических задач, доступных для ребенка этого возраста, улучшению социальных навыков, работе с компьютерными учебными пособиями, т. е. на то, что позволяет повысить интеллект ребенка.11
Оценка успешной деятельности ребенка должна представлять собой непрерывный процесс, который включает выявление, сбор, описание, толкование и применение наглядных компьютерных пособий для раннего обучения. Уже в процессе воспитания детей в этом возрасте необходимо использование методов эвристического обучения, что позволит ребенку дать возможность развития самостоятельного мышления.. Такая постановка вопроса будет способствовать улучшению понимания учителем нормального развития ребенка, понимания возможностей отдельных детей, особых потребностей для индивидуального развития каждого ребенка, расширению творческих возможностей педагога при работе с учебной программой. Эмоциональное развитие и обучение совершенствуются в результате взаимодействия с другими людьми и взаимосвязаны с физическим и когнитивным развитием. Высококачественная дошкольная программа требует постоянных, хорошо подготовленных преподавателей, которые работают в партнерстве с семьями детей. Учителя должны обеспечить такие условия для детей, в которых они, совместно с родителями, постоянно оказывают им помощь в развитии, что является наиболее надежной, доступной и организованной системой обучения.
Любой педагог, а особенно дошкольного образования, обязан внимательно слушать ребенка, поддерживать развивающуеся самооценку и чувство собственного достоинства, реагировать на его вопросы и ориентировать свои ответы в соответствии с социальными и эмоциональными потребностями ребенка. В развитии у детей социальных и эмоциональных компетенций хорошим помощником являются учебные компьютерные пособия и игры, последние конечно, с определенной подборкой тематики, не включающие насилие, завоевания, убийства и т.п. К сожалению, основная масса детских компьютерных игр, предлагаемых сегодня интернетом, либо продажей на дисках, не учитывает уровень психики ребенка определенного возраста и является коммерческим, а не воспитательным мероприятием. Только в условиях правильного использования компьютерных технологий, не влияющих на психику детей, ребенок демонстрирует уверенность в себе и самостоятельность, умение определять и выражать чувства, позитивно взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Педагог в процессе обучения, как в дошколе, так и в младших классах, должен учитывать и обращать особое внимание на психологические особенности ребенка.