Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа
Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.
Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128
На этом этапе
учитель раздаёт каждому
В конце урока учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока. Ученики оценивают свою деятельность во время занятия сами.
Домашнее задание: стр. 158-165, творческое задание составить кроссворд по теме «Внешнее и внутреннее строение насекомых».
Урок «Класс Насекомые» является текущим в разделе «Царство Животные». Поэтому в нём соблюдены все этапы обычного классического урока. Урок построен с использованием приёмов информационно-коммуникационной технологии, а также лекции, беседы, поиска информации и учительской проектной деятельности.
На этапе
мотивации к учебной
Чтобы проверить, как учащиеся усвоили предыдущий учебный материал о классе Паукообразные, на уроке были использованы творческие работы учащихся (презентация по теме «Внешнее и внутреннее строение Паукообразных и буклет по теме «Занимательно о пауках»). Подготовка творческих работ была домашним заданием, а на этапе актуализации знаний учащиеся защищали свои проекты. Работа велась в группах. При этом развиваются коммуникативные универсальные учебные действия, а именно:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
На этапе объяснения нового материала рекомендуем использовать различные методы подачи информации. Словесные, то есть рассказ учителя о внешнем строении насекомых; наглядные (в презентации к уроку используются схема внешнего строения насекомого, фотографии насекомых с различными типами ротовых аппаратов), поиск информации при работе с электронным приложением к уроку.
Урок разработан с использованием электронного приложения, которое представляет собой сайт, созданный учителем в программе Microsoft Office FrontPage. Учащимся предлагается начать работу с ним с открытия файла index.html.
Изучая такой
электронный учебник, ученик сам
для себя выстраивает образовательный
маршрут, учится работать с текстом,
выбирая необходимое из всего
предложенного массива
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний;
Кроме того, сайт имеет более простую и удобную систему навигации. И ученик получает возможность приобрести навыки поиска необходимой информации на сайте. В дальнейшем это облегчает задачу поиска в сети Интернет. Думаю, что это особенно важно для работы с учащимися 5-7-ых классов. Такая наглядность не только иллюстрирует, но и «работает» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала.
Ученики могут не успеть изучить весь электронный учебник. Ведь разные классы и работают по-разному, с различной скоростью. Но, в любом случае, учитель должен вовремя остановить работу детей, для того чтобы осталось время для этапа закрепления изученного, рефлексии деятельности на уроке и домашнего задания.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается выучить теоретический материал и выполнить творческое домашнее задания в виде составления кроссворда. Здесь перед учениками раскрывается возможность поработать на компьютере, проявить свою творческую активность.
Тема «Класс Насекомые» слишком объёмна, чтобы её можно было изучить в течение одного урока. Поэтому в календарно-тематическом планировании на изучение этого материала отводится 3 часа. На первом уроке изучается внешнее и внутреннее строение насекомых, на втором – многообразие и значение, и на третьем – обобщение по этой теме в виде самостоятельной работы, тестирования, урока-игры и т. д. В данном конспекте представлен первый урок по этой теме. Поэтому переход к уроку о многообразии и значении насекомых получается довольно плавным и логичным. Тем более, что на втором уроке имеет место проверка знаний учащихся по внешнему и внутреннему строению насекомых на этапе актуализации знаний.
У многих пользователей могут возникнуть сложности с открытием презентации, так как для этого нужно использовать программу mimio Studio, которая не у всех может быть. Поэтому среди материалов к уроку размещена презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, но в этом случае, конечно, будет утерян элемент интерактивности, и дети уже не смогут собрать кузнечика их отдельных частей и соотнести их с названиями.
Тема урока Подцарство. Настоящие бактерии.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Устные ответы:
Рассказ о Дарвине, его эволюционное учение.
Систематика.
Письменные ответы:
Кроссворд.
Один учащийся комментирует (уровни организации живого).
Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Бактерия (от греч. «бактерион» - палочка)
Микробиология – это наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов.
Бактериология – наука, изучающая бактерий.
Подцарство Настоящие бактерии.
Внешне строение: 1) Кокки. 2) Диплококки.
3) Стрептококки. 4) Сарцины. 5) Стафилококки.
Движение (реактивный способ движения, выбрасывая слизь, и с помощью жгутиков).
Размножение (делением надвое (прикрепление хромосомы к мембране, удвоение хромосомы, удлинение клетки, образование поперечной перетяжки), спорообразование с помощью спор – клеток, покрытых толстой оболочкой).
Внутреннее строение (нет ядра, вместо него наследственный материал; жгутики для передвижения; оболочка: капсула из слизи имеет выросты - пили, клеточная стенка содержит муреин – вещество, состоящее из белков и углеводов, цитоплазматическая мембрана; рибосомы – синтез белков).
Питание.
1) Гетеротрофы (от греческого «гетеро» - разнородный, «трофос» - питаю) – питаются готовыми органическими веществами.
2) Автотрофы (от греческого «авто» - сам, «трофос» - питаю) – сами для себя производят органические вещества.
а) фотосинтез – образование органических веществ за счёт энергии света
- Что такое фотосинтез?
б) хемосинтез – образование органических веществ за счёт энергии, выделяющейся при разрушении веществ, при окислении минеральных веществ.
6. Отношение к кислороду.
1) Аэробные (дышат кислородом).
2) Анаэробные (живут в бескислородной среде).
Роль бактерий. Положительная: бактерии являются разрушителями - редуцентами в биогеоценозах (санитары планеты), симбиоз - сожительство: клубеньковые бактерии и растения семейства Бобовых (Что такое симбиоз?), бродильные бактерии в производстве кисломолочной продукции, борьба с вредителями сельского хозяйства, производство инсулина, ферментов, лекарств. Отрицательная: патогенные бактерии (от греч. «патос» - болезнь, «генезис» - происхождение. заболевания: туберкулёз (палочка Коха), холера, чума, сальмонеллёз), образование плесени на продуктах.
Закрепление: зад. 5 стр. 4 (в рабочей тетради).
Домашнее задание: стр.12-14.
План
урока по русскому языку в 6 классе
Правописание -тся
и -ться в глаголах.
Базовый учебник: УМК под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык: Практика. 6 класс. / Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. - М. - Дрофа. Русский язык: Теория. 5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М.-Дрофа. |
Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах. |
Задачи: обучающие: отработать способ действия при выборе написания -тся и -ться, провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; ввести новые для учащихся понятия: возвратность – невозвратность, инфинитив (неопределенная форма глагола). Учащиеся должны: - знать правило написания -тся, -ться в глаголах, - уметь применять
полученные знания на практике. развивающие: развивать умение высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи. воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку. |
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная |
Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и 12 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля. |
Структура и ход урока: 1. Организационная часть. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Физминутка. 5. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). 7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 8. Комментированное выставление оценок. |
Таблица 2. Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) | |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 | |
1 |
Организационная часть |
Презентация Power Point (слайд 1). |
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Демонстрация слайда 1. |
Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. |
1 мин | |
2 |
Актуализация материала |
Презентация Power Point (слайды 2-4) |
Эвристическая беседа, сообщение. Постановка учебной проблемы и познавательной задачи. Демонстрация слайда 2. Учитель: - Что мы должны написать на месте пропусков? - От чего зависит написание -тся и -ться в глаголах? Демонстрация слайда 3. Учитель: Помни: вопрос – твой помощник! Демонстрация слайда 4. Учитель: -Существует
еще один способ действия при
определении правильного -ться в глаголах. -Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь? Вводится понятие инфинитива (неопределенной формы глагола). Учитель: -Откройте учебник «Теория» § 84 на стр. 119 и прочитайте орфографическое правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы. |
Запись темы урока в тетради.
Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают вывод, анализируя языковой материал: «Выбор написания зависит от вопроса, на который отвечает глагол».
Работают с таблицей и самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и -ться зависит от формы глагола. Открывают учебник «Теория» §84, читают правило, делают выводы: «Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу». |
8 мин | |
3 |
Сообщение нового материала |
1. Таблица с
интерактивными блоками. -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1 п.1) 2. Электронный
учебный модуль |
Представляет новый материал в виде таблицы с интерактивными блоками. Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму. Беседа по таблице (слайд 5). Учитель: -Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать -ться и -тся в глаголах? Работа с ЭУМ И-типа (слайд 6). Учитель: -Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Давайте вспомним, что же такое глагол? -Какие глаголы
называются возвратными? -Почему в
одном глаголе перед -ся -Послушайте «Правило Мойдодыра и трубочиста». Нажмите на воспроизведение звука. -Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно. Проверьте себя! Работа с таблицей. Учитель: -Как проверить
правописание возвратных Задайте вопрос к выделенным жирным шрифтом глаголам. Проверьте себя! |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом. Выполняют задания на компьютерах. Дают определение глагола как части речи. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 1). Дают определение возвратности глагола. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 2). Читают текст (сцена 1) и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом (сцена 2). Слушают и воспринимают информацию (сцена 3, «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Выполняют задание на компьютере (сцена 3, задание) Выполняют задание по таблице (задают вопрос, применяют «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Примечание: в необычном названии правила используется игровой элемент занимательности. Завершают работу и получают результаты ее выполнения. |
10 мин | |
4 |
Физминутка |
Мультимедиа Презентация Power Point (слайд 7). |
Проводит физминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. |
Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение. |
1 мин | |
5 |
Закрепление изученного материала |
Электронный учебный модуль практического типа (№ 2)
|
Определяет ЭУМ П-типа (слайд 8). Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений. Учитель: -Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ. -Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! -Прослушайте задание к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ. -Всегда ли
легко поставить вопрос к Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ. -Прослушайте задание к сцене 4 (выберите из списка объяснение вашим действиям) и выполните его. Подтвердите ответ. |
Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания на компьютерах и получают результаты. |
10 мин | |
5 |
Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). |
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" Варианты 1, 2, 3, 4 (№ 3) |
Определяет ЭУМ К-типа (слайд 9) индивидуально для каждого учащегося (по вариантам). Учитель: -Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы. Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *. Подтвердите ответ. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Помогает сформулировать выводы. |
Самостоятельно выполняют задания на компьютерах и получают результаты. Обобщают и делают собственные выводы. |
11 мин | |
6 |
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ. ЭУМ контрольного типа (№4)
|
Информирует о дифференцированном домашнем задании (слайд 10), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЭОР. Примечание: детям, имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа. (См. ссылку слайд 10) |
Записывают домашнее задание в дневниках. |
2 мин | |
7 |
Комментированное выставление оценок |
Презентация Power Point (слайд 11) |
Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Учитель: -Спасибо за урок! (слайд 11) |
Анализируют результаты своей работы на уроке. |
2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 3. Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Правописание -тся и -ться в глаголах.
=№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
1. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) 2. Правописание возвратных глаголов. -Тся и -ться. |
Мультимедиа
Интер-активный |
1. Таблица с интерактивными блоками
2. Электронный учебный модуль информационного типа |
http://files.school-
http://fcior.edu.ru/card/
|
2 |
Правописание возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ. |
Интерактивный |
Электронный учебный модуль практического типа (сцены 1,2,3,4)
|
http://fcior.edu.ru/card/
|
3
|
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 1 (N 139312) |
Интерактивный |
Электронный тест |
http://files.school- |
Электроноее задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 2 (N 138957) |
Интерактивный |
Электронный тест |
http://files.school- | |
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 3 (N 139313) |
Интерактивный |
Электронный тест |
http://files.school- | |
Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 4 (N 139801) |
Интерактивный |
Электронный тест |
http://files.school- | |
4 |
Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ.
|
Интерактивный |
Электронный учебный модуль контрольного типа
|
http://fcior.edu.ru/card/
|