Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа
Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.
Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128
Следует отметить, что как у дошкольников, так и младших школьников, важнейшим компонентом творчества является процесс, а не конечный результат или продукт. Содействие творческой любознательности ребенка, способности решать задачи вербального и невербального выражения может быть использовано в качестве стратегии для получения им с помощью взрослого информации по истории, географии, культуре и т.п., что способствует его развитию. Использование эвристических методов обучения, предоставление детям свободы создавать, однако, не исключает работу преподавателя в поддержке творческого развития детей, используя стратегии компьютерного описания, моделирования, обратной связи и другие подходы к обучению. Учитель должен иметь соответствующую квалификацию и включать аспекты таких вопросов в процесс своей деятельности. Учитывая постоянно обновляющиеся требования к системе образования, педагог должен постоянно проходить переквалификацию, как это принято во многих странах.12
Необходимо,
наряду с другими средствами
обучения, обеспечить детей старшего
дошкольного возраста
Результатом хорошей работы педагога дошкольного образования является то, что общая масса детей знает, что другие народы могут использовать различные от их родного языки, сами могут общаться и выражать простые поздравления, слова и фразы на языке, отличном от их собственного. Как результат эффективного использования вышесказанного, дети умеют слушать и реагировать на направление разговоров, эффективно общаться на родном языке, или, в определенных пределах, например, на английском, демонстрировать возникающие навыки в чтении т. п. Они готовы уже в школе к совершенствованию своих познаний, их расширению и углублению. Необходимо использование в дошкольных учреждениях соответствующих компютерных программ и пособий, позволяющих ребенку овладеть арифметическими понятиями на определенном уровне в зависимости от его способности. Задача педагога при этом обеспечить поддержку и использование соответствующих стратегий обучения, наблюдение индивидуально за каждым ребенком, определяя сильные и слабые стороны. Участие взрослых в процессе обучения, способствование ими тому, чтобы у ребенка развился ранний интерес к математике, позволяет создать прочную основу, необходимую для развития в дальнейшем математических знаний в школе и жизни. Можно считать цель обучения достигнутой, если дети уже демонстрируют понимание числа и некоторых несложных числовых операций, имеют понятия о пространственных представлениях, о последовательности и временных изменениях, появляется потребность в использовании математических знаний в своей среде. Необходимо учитывать психологические особенности этого возраста – дети имеют неформальный опыт познания окружающего их мира еще до поступления в дошкольные учреждения. Они используют его, чтобы познать окружающую среду, взаимодействуя с объектами и людьми.
Уровень дошкольной подготовки, с использованием элементов ИКТ и компьютера, имеет в дальнейшем большое значение. Дети с высоким качеством дошкольной подготовки, владеющие основами применения компьютера, и в дальнейшем способны лучше усваивать знания, могут в какой-то мере находить и решать проблемы. Определенные математические понятия, получаемые на занятиях, имеют важное значение для изучения в дальнейшем учебного материала.
Ребенок в возрасте 5- 6 лет, имеющий соответствующую подготовку, способен знать названия и последовательность чисел от 1 до 20, названия и обозначений операций сложения и вычитания, сложение однозначных чисел и вычитание в пределах 10 с использованием соответствующих предметов на эране компьютера – карандашей, кубиков, кружков и т.п., определять какое это действие, сложение или вычитание, решать самые простые арифметические задачи, распознавать различные геометрические фигуры – точку, прямую, круг, овал, луч, кривую, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат и т.д. Математика и естественные науки усваиваются в школе лучше, когда они уже интегрированы в реальном жизненном опыте обучения. ИКТ и компьютерное обучение в дошколе должны быть интегрированы с другими занятиями. Хорошим педагог может считаться только в том случае, если он способен использовать свои знания о развитии ребенка и опыте взаимодействия, поощрять и использовать научный язык, расширять и укреплять понятия, поощрять любопытство ребенка и его природную любознательность. Дошкольное образование закладывает фундамент будущего развития ребенка, поэтому к педагогу должны предъявляться требования в высоком профессионализме, что, к сожалению, не всегда наблюдается.
Наряду с учителем и родители должны принимать участие в наблюдении над ребенком, его воспитании, регулировать уровень его подготовки, помогая тем самым дошкольному педагогу, совместно участвуя в ряде мероприятий, при этом учитывая рекомендации педагога. Не следует забывать о здоровье, безопасности и физическом воспитании в дошкольном возрасте. Дошкольная среда должна быть организована так, чтобы максимально использовать возможности физического развития каждого ребенка. Необходимы дозированное время нахождения ребенка за компьютером, индивидуальный подход к каждому (предел усталости, признаки компьютерной болезни и т.п.), обязательные каждодневные физические упражнения и активные игры на свежем воздух. Причем прогулки на воздухе также могут быть познавательными в легкой ненавязчивой форме – экологические обсуждения, растения и т.п. Внедрение ИКТ и компьютерных технологий [ИККТ] в обучение, как дошкольников, так и школьников, является сегодня одним из основных способов повышения интеллектуального уровня ребенка. При правильном использовании ИККТ способствует повышению уровня образования по всем предметам школьной программы, изучаемых в определенном возрасте на разных стадиях обучения. Ребенок должен получить наиболее полное представление о компьютерах, их возможностях, применимости уже в начале обучения в школе с учетом его возраста, уровня развития и психологических возможностей. Особую роль в данном случае имеет качество подготовки в дошкольных учреждениях. Использование компьютеров в образовании становится эффективным только тогда, когда при этом у ребенка повышаются результаты обучения, развиваются навыки сотрудничества, критической оценки, получения обратной связи. Необходимо, чтобы учителя разных предметов школьного обучения четко понимали возможности использования ИККТ в своей повседневной работе. Преподаватели, которые не имеют компьютерной подготовки, должны пройти определенный курс, чтобы начать работать с компьютерами и включить ИККТ в свои учебные программы.13
Фактически, когда мы говорим об использование ИККТ в учебном процессе, рассматриваются две проблемы - это изучение ИКТ как предмета и обучение различным дисциплинам с использованием ИККТ. Желательно, чтобы эти две цели достигались одновременно. ИККТ является тем инструментом, который может помочь становлению личности ребенка, повышению его умственных способности и интеллектуального уровня. Использование компютерных технологий более удобно для пользователей, чем традиционные методы запоминания в обучении. Каждый ребенок может овладеть ими, по крайней мере, до определенного уровня.
Педагог
должен начинать применение
Следует отметить, что с внедрением в школах компьютерных технологий несколько изменяется роль учителя. Педагог должен понимать, что его функции меняются, он становится наставником, в руках которого остаются рычаги руководства и определения моделей развития, но у учеников появляется все больше возможности, как для самообразования, так и творческого поиска. Педагог должен понимать движущие силы этого процесса, способствовать большей самостоятельности учащегося, его желанию использовать поисковые системы, учебные компьютерные программы и т.п. Уровень образованности ребенка напрямую связан с уровнем образованности педагога, необходима соответствующая базовая подготовка педагога. Использование ИККТ способствует повышению уровня образования, помогая в этом учителю, но и он должен уметь в полной мере извлечь выгоду из ИККТ. Педагог должен учитывать не только психолого-педагогические аспекты использования средств ИККТ в образовательном процессе, но и возможные изменения содержания школьного курса информатики привязанные к требованиям сегодняшнего дня. Учителя, как правило, в своей работе должны использовать несколько различных источников информации, методику эвристического образования, как при работе в классе, так и в домашних заданиях14. Для эффективной работы необходима полная информация о сильных и слабых сторонах мышления каждого из учеников, и именно методики ИККТ дают обширную возможность преподавателям для сбора и анализа данных. Эффективность образовательных технологий зависит не только от того, насколько они прогрессивны, но и от того, как преподаватель оценивает успеваемость учащихся в классах и умеет корректировать получаемые данные. Педагогу необходимо систематически искать пути для того, чтобы дать возможность всем детям, независимо от их умственных и интеллектуальных особенностей, получить хорошее образование и востребованность в сегодняшнем обществе. Для этого нужно комплексное использование получаемых данных, благодаря которым педагог получает полную конкретную индивидуальную информацию, и нее основе у него возникает возможность в случае необходимости изменения стратегии при работе с каждым ребенком, что в итоге приводит к повышению уровня образованности ребенка.
Необходим компетентностный подхода к анализу и определению содержания компонентов деятельности ИККТ. Методология работы преподавателя ИККТ определяться внедрением новых организационных форм и методов обучения, используемых в сегодняшнем образовательном процессе. Увеличение арсенала программного обеспечения курса информатики, компьютерных технологий, состава электронных учебных пособий, образовательных ресурсов, изменение их функции в учебном процессе, требует постоянного совершенствования задач методологической подготовки, умения педагога оценивать методологическую эффективность предлагаемых новых средств ИККТ и пути их использования. Формирование умений и навыков использования средств ИКТ должно осуществляться в контексте профессиональной деятельности учителя. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости определенных изменений при преподавании информатики в младших классах школ. Необходимы, как усовершенствование методик преподавания, наличие постоянно обновляющейся базы средств обучения, так и значительное повышение уровня профессионализма преподавателя, его постоянная переподготовка. Причем, методикам ИККТ должны владеть не только специалисты этого предмета, но и преподаватели всех учебных дисциплин. Только при условии высокого уровня преподавания ИККТ на начальных этапах образования в комплексе с общей учебной программой и использованием компьютерных технологий в процессе всего обучения, удастся достичь у учащегося достаточно хорошей учебной подготовки и высокого интеллектуального уровня, который позволит ему добиться успеха и карьерного роста в дальнейшей после школьной жизни.
В соответствии со ст. 13, 18 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273образовательная организация может использовать электронные образовательные ресурсы. На сегодняшний день в Российской Федерации организована апробация по введению электронных учебников в двух регионах. страны в число этих регионов не вошла. 15
Мы считаем полный переход на электронные учебники невозможным в связи с тем, что: отсутствует право у издательств заменять учебники на печатной основе электронными; отсутствует гриф СанПиН и заключение Управления Роспотребнадзора на имеющихся электронных учебниках; отсутствует СанПиН по требованиям к электронным учебникам; отсутствуют подзаконные нормативные акты по дистанционному образованию и использованию в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов; нарушаются требования обеспечения равного доступа к качественному образованию; нарушаются права детей с ограниченными возможностями, так как на разработанных электронных учебниках отсутствуют версии для детей с ослабленным зрением, слабовидящих детей и детей-инвалидов по зрению; нарушаются права граждан на общедоступность образования, так как при переходе на электронные учебники необходимо приобретение компьютеров и наличие доступа в Интернет в домашних условиях каждого обучающегося; отсутствуют требования и методические рекомендации по введению и использованию электронных учебников; отсутствуют методические рекомендации по диагностики состояния здоровья детей при ежедневном использовании электронных учебников, в том числе диагностики состояния зрительного анализатора.
Использование электронных учебников возможно только как дополнение к учебнику на печатной основе при условии приобретения электронных учебников только за счет средств вне бюджета. Приобретать электронные учебники за счет средств субсидий и субвенций запрещено. 16
Электронная версия учебника может быть использована в случае нарушения сроков поставки по договору на приобретение учебников поставщиком только до момента получения учебников на печатной основе.
В этом случае руководителю образовательного учреждения необходимо: внести изменения в основные образовательные программы по каждому уровню образования; внести изменения в рабочие программы педагогов по отдельным предметам; провести разъяснительную работу с родительской общественностью; предоставить возможность бесплатно работать по электронным учебникам в компьютерных классах образовательного учреждения обучающимся, не имеющим соответствующее оборудование в домашних условиях.