Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа
Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.
Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность электронного
обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования
информационного общества. В последние
годы во всем мире наблюдается бурное
распространение и повсеместное использование
информационно-
В Государственной программе
Стратегия развития образования XXI века ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой их подготовки в стенах школы сегодня является новая инфокоммуникационная парадигма обучения как закономерный объективный процесс. Механизмом перехода на новую парадигму обучения является электронное обучение. Технологизация учебного процесса на основе интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий становится необходимым условием массового качественного образования.
Благодаря электронному обучению происходит
трансформация традиционного
Мы рассматриваем электронное обучение как самостоятельный вид обучения, основанный на интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий, сущность которого составляет интерактивное дистанционное взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды.
Материализованной основой электронного
обучения являются цифровые образовательные
ресурсы и прикладные программные
продукты, которые могут разрабатываться,
распространяться и использоваться
с помощью различных
На наш взгляд, ведущая форма образовательных прикладных программных продуктов для каждого уровня образования, исходя из деятельностного подхода, определяется в зависимости от ведущего вида деятельности обучающегося. В школе ведущая деятельность ученика – учебно-познавательная, учение, поэтому для среднего общего образования, по нашему мнению, наиболее приемлема форма электронного учебника, в котором, кроме собственно содержания обучения, запрограммирован еще и учебный процесс, ведущий к усвоению этого содержания учениками.
Наша позиция состоит в том, что контентное обеспечение электронного обучения в общеобразовательной школе в форме электронных учебников создаст условия для реализации новой инфокоммуникационной парадигмы обучения, если будет основано на средовом подходе к их разработке и использованию.
Обязательное программирование взаимодействия учителей и учащихся на всех этапах обучения обеспечивает технологию обучения, а технология, в свою очередь, обеспечивает достижение школьниками заданного результата – качества успеваемости. Электронный учебник формирует информационно-образовательную среду, которая реализует целостный процесс обучения от цели до результата, помогает ученикам легче и производительнее овладеть ее содержанием, учителям легче организовать работу в классе, а родителям – проконтролировать процесс обучения своих детей.
Процесс обучения начинается с создания
условий для возникновения
Методика работы с модулем электронного учебника может включать множество методических приемов, активизирующих познавательную мотивацию учащихся и позволяющих осмыслить учебный материал целостно и системно, осознать соподчиненность и функциональность знаний. Вокруг модуля как «функционального узла информационно-образовательной среды» разворачивается весь процесс обучения: именно из модуля идет обращение к гипертексту, к заданиям и тестам. Многократное обращение к модулю дает школьникам понимание «базы информации», «базы данных», «базы знаний», в основе которых всегда лежит та или иная структуризация. В данном случае мы решаем педагогическую задачу – формирование универсального умения работать с информацией, что так востребовано в условиях информационного общества. Инфокоммуникационная культура личности определяется его умением работать с информацией, в логической последовательности ее систематизировать, видеть их функциональные взаимосвязи.
Гипертекст электронного учебника, который формируется как «база информации», «база данных», «база знаний», содержит тексты, анимированные объяснения учебных материалов, видеофрагменты, анимированные исторические и географические карты, озвученные литературные материалы, первоисточники и др. Анимационное представление теоретического материала обеспечивает более глубокое его запоминание через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что, в конечном итоге, приводит к повышению интереса к предмету. Воздействие ЭУ на разные органы чувств – предоставление наглядных зрительных образов, озвученный профессиональным диктором текст – все направлено на лучшее восприятие и осмысление материала.
Задача учителей состояла в том, чтобы организовать работу школьников с гипертекстом как информационно-образовательной средой, научить их ориентироваться в этой среде. Освоение информации может осуществляться с применением как коллективных, групповых, так и индивидуальных методов обучения. Важно не только передавать учащимся определенную сумму знаний, куда важнее – сформировать умения самостоятельно отбирать, перерабатывать, анализировать и накапливать необходимую для решения поставленной учебной задачи информацию. А какие при этом использовать методические приемы и как вписать их в режиссуру уроков – это были задачи участников пилотного проекта.
Интерактивные задания электронного учебника предоставляют возможность автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала за счет разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью закрепления полученных знаний и умений. Интерактивность – это существенная особенность электронных учебников: мы всегда в жизни ждем обратной связи, электронный учебник нам это предоставляет. Выполняя различного рода интерактивные задания, школьник получает массу положительных эмоций от живого общения с персонажами, которые сообщают ему о преодолении трудностей и взятии новых ступеней в обучении того или иного предмета. Получившийся диалог между учеником и компьютером позволяет школьникам с успехом применять электронные учебники не только под наблюдением учителя, но и для самостоятельного обучения. Ученик не боится ответить неправильно, так как электронный учебник предоставляет возможность несколько раз повторить и откорректировать свои ответы. Создается такая важная для развития личности «ситуация успеха» – ученик, поверивший в свои силы, с большей охотой садится за обычное, традиционное домашнее задание.
Электронные учебники по химии, физике и биологии содержат виртуальные лабораторные работы, которые обеспечивают проведение естественнонаучных опытов с помощью компьютера в интерактивном режиме. Опыты осуществляются путем операций с виртуальными объектами, которые учащийся управляет с помощью мыши. Наблюдение за последовательными трансформациями объектов (изменение формы, цвета веществ, «выпадение» осадка и т.д.) позволяет учащимся достичь определенного познавательного результата. Такая работа приносит ощутимую пользу, позволяя познакомить учащихся с естественнонаучными опытами в ситуации, когда нет возможности для проведения таких опытов в реальности.
Контроль знаний достигается
за счет автоматизированного
Мы рассматриваем электронные учебники как единую образовательную среду и для родителей. Контролируя учебные достижения детей по электронным учебникам, у родителей появится лучшая возможность, чем прежде, реально увидеть как цели обучения, так и его результаты, проследить процесс обучения не только по оценкам в дневнике, но и по результатам тестирования.
Представленная технология электронного обучения ориентирована на основные закономерности познавательной деятельности и учитывает психологическую характеристику формирования умственных действий: восприятие – осмысление – понимание – обобщение – закрепление – применение на практике. Школьник неоднократно может прокручивать анимационные объяснения или образцы решения задач назад и вперед; возвращаться в любое время к предыдущей теме. При этом он даже не задумывается о том, что в это время происходит адаптация процесса обучения к уровню знаний и умений, индивидуальным возможностям и психологическим особенностям обучаемого.
Если же обучение проходит на уроке в присутствии учителя, то во время выполнения заданий школьниками, у самого учителя высвобождается время для индивидуальной работы с отстающими или для подготовки к следующему этапу урока.
Для современных школьников использование возможностей инокоммуникационных технологий – норма жизни. Вот почему на сегодняшний день электронное обучение – это объективная закономерность. Именно электронное обучение может быть мощным фактором формирования личности новой генерации и свободным гражданином в океане информационного общества.
Проведение пилотных проектов по технологизации учебного процесса, несомненно, подтвердило актуальность и современность использования электронных учебников. Вместе с учителями экспериментальных школ мы убедились в том, что:
- электронное обучение
реально повышает качество успе
- в тоже время электронное
обучение интенсифицирует
- электронное обучение является мощным фактором повышения квалификации учителей и обновления методической базы. Электронный учебник, создаваемый большими авторскими коллективами, является коллективным педагогическим опытом, своеобразной копилкой оригинальных педагогических приемов. В целом электронный учебник представляет собой национальное достояние, обеспечивающее преемственность педагогических поколений.
Апробация электронных
учебников в
Главная цель апробации
электронных учебников
Под электронным учебником понимается учебное электронное издание, содержащее систематизированное описание предметной области, а также необходимую учебно-методическую и технологическую информацию, обеспечивающих достижение целей образовательных программ и официально утвержденный в качестве электронного учебника для соответствующего уровня образования.
Предмет исследования: обучение в школе с помощью электронных учебников.
Объект исследования – обучение в школе.
Цель исследования - рассмотрение применения электронных учебников как средства обучения в школьной программе и влияние их применения на общую успеваемость учеников, а также готовность родителей и учителей к их использованию.