Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128

Файлы: 1 файл

электронный учебник.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
    1. Понятие информационных технологий……………………………...12
    2. Применение информационных технологий в обучении……………28
    3. Электронный учебник как средство обучения………………………47
  2. Применение электронного учебника на уроках………………………...59
    1. Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
    2. Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
  3. Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104

Заключение……………………………………………………………………...115

Список литературы……………………………………………………………..128

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  электронного обучения в современной школе  обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы  во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет. Изменения, вызванные стремительным развитием  информационно-коммуникационных  технологий, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера обучения не является исключением.

В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное  обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения  потенциала человеческих ресурсов.

Стратегия развития образования XXI века ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой их подготовки в стенах школы сегодня является новая инфокоммуникационная парадигма обучения как закономерный объективный процесс. Механизмом перехода на новую парадигму обучения является электронное обучение.  Технологизация учебного процесса на основе интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий становится необходимым условием массового качественного образования.

Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных – таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.

Мы рассматриваем электронное  обучение как самостоятельный вид обучения, основанный на интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий, сущность которого составляет интерактивное дистанционное взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды.

Материализованной основой электронного обучения являются цифровые образовательные  ресурсы и прикладные программные  продукты, которые могут разрабатываться, распространяться и использоваться с помощью различных технологий: кейсовых (СD, DVD), ТV-технологий, сетевых (Интернет- и Интранет-ресурсы, LMS и т.д.)1

На наш взгляд, ведущая форма  образовательных прикладных программных  продуктов для каждого уровня образования, исходя из деятельностного  подхода, определяется в зависимости  от ведущего вида деятельности обучающегося. В школе ведущая деятельность ученика – учебно-познавательная, учение, поэтому для среднего общего образования, по нашему мнению, наиболее приемлема форма электронного учебника, в котором, кроме собственно содержания обучения, запрограммирован еще и учебный процесс, ведущий к усвоению этого содержания учениками.

Наша позиция состоит в том, что контентное обеспечение электронного обучения в общеобразовательной  школе в форме электронных  учебников создаст условия для  реализации новой инфокоммуникационной парадигмы обучения, если будет основано на средовом подходе к их разработке и использованию.

Обязательное программирование взаимодействия  учителей и учащихся на всех этапах обучения обеспечивает технологию обучения, а технология, в свою очередь,  обеспечивает  достижение школьниками   заданного результата –   качества  успеваемости. Электронный учебник формирует информационно-образовательную среду, которая реализует целостный процесс обучения от цели до результата, помогает ученикам легче и производительнее овладеть ее содержанием, учителям легче организовать работу в классе, а родителям – проконтролировать процесс обучения своих детей.

Процесс обучения начинается с создания условий для возникновения учебной  мотивации. Ядром электронного  учебника как информационно-образовательной среды выступает модуль, который выполняет функцию целеполагания. Модуль помогает представить школьникам содержание учебного материала за весь учебный год, цели обучения предстают перед ним в наглядном и обозримом виде, что позволяет и учителю, и ученику, и родителям четко и ясно  представить  систему знаний, которую должен освоить школьник по предмету за год.  В основе модуля  -  содержание учебной программы как государственного документа в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования.  

Методика  работы  с модулем электронного учебника может включать множество методических приемов, активизирующих познавательную мотивацию учащихся и позволяющих осмыслить учебный материал целостно и системно, осознать соподчиненность и функциональность знаний.  Вокруг модуля как «функционального узла информационно-образовательной среды» разворачивается весь процесс обучения: именно из модуля идет обращение к гипертексту, к заданиям и тестам. Многократное обращение к модулю дает  школьникам понимание  «базы информации», «базы данных», «базы знаний», в основе которых всегда лежит та или иная структуризация. В данном случае мы решаем педагогическую задачу – формирование универсального умения работать с информацией, что так востребовано в условиях информационного общества. Инфокоммуникационная культура личности определяется его умением работать с информацией, в логической последовательности ее систематизировать, видеть их функциональные взаимосвязи. 

Гипертекст электронного учебника, который формируется как  «база информации», «база данных», «база знаний», содержит тексты,  анимированные объяснения учебных материалов, видеофрагменты, анимированные исторические и географические карты, озвученные литературные материалы,  первоисточники и др.  Анимационное представление теоретического материала обеспечивает  более глубокое его запоминание   через образное восприятие  и эмоциональное воздействие, что, в конечном итоге, приводит к  повышению интереса к предмету. Воздействие ЭУ на разные органы чувств – предоставление наглядных зрительных образов, озвученный профессиональным диктором текст – все направлено на  лучшее восприятие и осмысление материала.  

Задача учителей состояла в том, чтобы организовать работу школьников с гипертекстом как информационно-образовательной средой, научить их ориентироваться в этой среде. Освоение информации может осуществляться с применением как коллективных, групповых, так и индивидуальных методов обучения. Важно не только передавать учащимся определенную сумму знаний, куда важнее – сформировать умения самостоятельно отбирать, перерабатывать, анализировать и накапливать необходимую для решения поставленной учебной задачи информацию. А какие при этом использовать методические приемы и как вписать их в режиссуру уроков –  это были задачи участников пилотного проекта.  

Интерактивные задания электронного учебника предоставляют возможность автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала за счет разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью закрепления  полученных знаний и умений.  Интерактивность – это существенная особенность  электронных учебников: мы всегда в жизни ждем обратной связи, электронный учебник нам это предоставляет. Выполняя различного рода интерактивные задания, школьник получает массу положительных эмоций от живого общения с персонажами, которые сообщают ему о преодолении трудностей и взятии новых ступеней в обучении того или иного предмета. Получившийся диалог между учеником и компьютером позволяет школьникам с успехом применять электронные учебники не только под наблюдением учителя, но и для самостоятельного обучения. Ученик не боится ответить неправильно, так как электронный учебник предоставляет возможность несколько раз повторить и откорректировать свои ответы. Создается такая важная для развития личности «ситуация успеха» – ученик, поверивший в свои силы, с  большей охотой садится за обычное, традиционное домашнее задание.

Электронные учебники  по химии, физике и биологии содержат виртуальные лабораторные работы, которые обеспечивают проведение естественнонаучных опытов с помощью компьютера в интерактивном режиме. Опыты осуществляются путем операций с виртуальными объектами, которые учащийся управляет с помощью мыши. Наблюдение за последовательными трансформациями  объектов (изменение формы, цвета веществ, «выпадение» осадка и т.д.) позволяет учащимся достичь определенного познавательного результата. Такая работа приносит ощутимую пользу, позволяя познакомить учащихся с естественнонаучными опытами в ситуации, когда нет возможности для проведения таких опытов в реальности.

Контроль знаний достигается  за счет автоматизированного тестирования, что дает объективную оценку учебных  достижений учащихся.  Педагогическая значимость данного компонента исключительно важна! Она формирует адекватную самооценку школьника. Кроме этого, отвечая на вопросы теста, ученик становится частью предоставленной ему программы. Тестирующая среда позволяет поддерживать самостоятельную работу и усиленный контроль за ее выполнением, с одобряющей обратной связью, указывая и анализируя допущенные неверные ответы.

Мы рассматриваем электронные  учебники как единую образовательную  среду и для родителей. Контролируя  учебные достижения детей по электронным  учебникам, у родителей появится лучшая возможность, чем прежде, реально увидеть как цели обучения, так и его результаты, проследить процесс обучения не только по оценкам в дневнике, но и по результатам тестирования.

Представленная технология электронного обучения  ориентирована на основные закономерности  познавательной деятельности и учитывает психологическую характеристику формирования умственных действий: восприятие – осмысление – понимание – обобщение – закрепление – применение на практике. Школьник неоднократно может прокручивать анимационные объяснения или образцы решения задач назад и вперед; возвращаться в любое время к предыдущей теме. При этом он даже не задумывается о том, что в это время происходит адаптация процесса обучения к уровню знаний и умений, индивидуальным возможностям и психологическим особенностям обучаемого.

Если же обучение  проходит на уроке в присутствии учителя, то во время выполнения заданий школьниками, у самого учителя высвобождается время для индивидуальной работы с отстающими или для подготовки к следующему этапу урока.

Для  современных школьников использование возможностей инокоммуникационных технологий – норма жизни.  Вот почему на сегодняшний день электронное обучение  – это объективная закономерность.  Именно электронное обучение может быть мощным фактором формирования личности новой генерации  и свободным  гражданином в океане информационного общества.

Проведение пилотных проектов  по технологизации учебного процесса, несомненно, подтвердило  актуальность и современность использования электронных учебников.  Вместе с учителями экспериментальных школ мы убедились в том, что:

- электронное обучение  реально повышает качество успеваемости школьников в 2-3 раза;

- в тоже время электронное  обучение интенсифицирует учебный  процесс, школьник может освоить учебную программу гораздо быстрее, при этом он может выйти на опережающее обучение и  на его персонификацию, определить свою собственную траекторию обучения;  

-  электронное обучение является мощным фактором повышения квалификации учителей и обновления методической базы. Электронный учебник, создаваемый большими авторскими коллективами, является коллективным педагогическим опытом, своеобразной копилкой оригинальных педагогических приемов. В целом электронный учебник представляет собой национальное достояние, обеспечивающее преемственность педагогических поколений.

 

Апробация электронных  учебников в общеобразовательных  учреждениях РФ проводилась в  рамках приоритетного проекта «Развитие  электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р) по направлению «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ЭУ) ряда субъектов Российской Федерации»

Главная цель апробации  электронных учебников заключалась  в получении  ответа на вопрос, может ли мобильное электронное устройство не только заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, но и существенно дополнить его средствами интерактивного формирования межпредметных компетенций учащихся, поддерживая в них дух активной самостоятельной познавательной деятельности.

Под электронным учебником  понимается учебное электронное  издание, содержащее систематизированное описание предметной области,  а также необходимую учебно-методическую и технологическую информацию, обеспечивающих достижение целей образовательных программ  и официально утвержденный в качестве электронного учебника для соответствующего уровня образования.

Предмет исследования: обучение в школе с помощью электронных учебников.

Объект исследования – обучение в школе.

Цель исследования - рассмотрение применения электронных учебников как средства обучения в школьной программе и влияние их применения на общую успеваемость учеников, а также готовность родителей и учителей к их использованию.

Информация о работе Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения