Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

2. Изучение  понимания состояния людей, изображенных  на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

3. Изучение  социальных эмоций (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

1 метод исследования: Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (Г.А. Шалимова).

В целях выявления общего эмоционального фона групп, на каждого ребенка заполнялась таблица эмоциональных проявлений.

Эмоциональные проявления

интенсивность

обстоятельство

0

1

2

3

4

Сверхчувствительность

           

Возбуждаемость

           

Капризность

           

Боязливость

           

Плаксивость

           

Злобность

           

Веселость

           

Завистливость

           

Ревность

           

Обидчивость

           

Упрямство

           

Жестокость

           

Ласковость

           

Сочувствие

           

Агрессивность

           

Нетерпеливость

           

Примечание: 0 – нет, 1 – немного, 2 – средне, 3 – очень много, 4 – крайне много.

В течение января за детьми велось наблюдение во время их свободной игровой деятельности, на занятиях и во время других режимных моментов. Содействие в заполнении таблиц оказывали воспитатели групп, психологи.

Проанализировав интенсивность эмоциональных проявлений каждого ребенка, мы выявили особенности общего эмоционального фона групп детей (диаграмма на рис.2, приложение 2).

Выводы:

Эмоциональный фон всех трех групп приобрел некоторые изменения.

Эмоциональный фон группы А приобрел положительную динамику, став еще благополучнее. Снизились возбуждаемость, сверхчувствительность, нетерпеливость. По-сравнению с сентябрем заметно снизились капризность, плаксивость и боязливость, что в общем закономерно, так как в сентябре у детей проходит адаптация к детскому саду после летних каникул.

Дети стали меньше проявлять упрямство, стали менее обидчивы. Веселость детей сохранилась, ласковость и сочувствие заметно возросли.

Эмоциональный фон группы В приобрел положительную динамику, став еще благополучнее. Снизились возбуждаемость, сверхчувствительность, капризность, плаксивость, боязливость, обидчивость, упрямство, нетерпеливость, завистливость, ревность, агрессивность. Веселость ласковость и сочувствие детей заметно возросли.

Эмоциональный фон группы С так же приобрел положительную динамику, став еще благополучнее. Снизились возбуждаемость, сверхчувствительность, капризность, плаксивость, боязливость, обидчивость, упрямство, нетерпеливость, завистливость, агрессивность. Заметно возросла веселость. Ласковость и сочувствие детей выросли не значительно.

В целом, в группе А по-прежнему наблюдается самая высокая интенсивность эмоциональных проявлений. Кроме того, веселость, сочувствие, упрямство и ласковость больше всего проявляются у детей группы А, а сочувствие и ласковость меньше всего проявляются у детей группы С.

2 метод исследования: Изучение понимания состояния людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Подготовка исследования: В данном исследовании использовался демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально издательства Весна-дизайн «Наши чувства и эмоции» (приложение 3). На картинках данного материала изображены дети в различных ситуациях.

Проведение исследования: Исследование проводилось с каждым ребенок индивидуально. Ребенку последовательно были показаны все 6 картинок. Вопросы, которые были заданы ребенку: «Кто изображен на картинке? Что он (она) делает? Что он (она) чувствует сейчас (в данный момент)? Как ты догадался об этом?»

В результате проведенного исследования было выявлено следующее:

1. Эмоцию радость дети характеризовали следующим образом:

Группа А: «девочка чувствует радость», «ей весело».

Группа В: «девочка чувствует радость», «ей весело».

Группа С: «девочка чувствует радость», «ей весело», «ей хорошо».

Вывод исходя из диаграммы на рис.7 (приложение 2):

Абсолютное большинство детей группы А (88%) узнали и правильно назвали эмоцию «радость». Лишь 12% сказали, что девочке «весело».

Большинство  детей группы В (69%) узнали и правильно назвали эмоцию «радость». 31%детей сказали, что девочке «весело».

27% детей  группы С узнали и правильно назвали эмоцию «радость». 20% детей сказали, что девочке весело, а 53% детей нашли ее пребывающей в хорошем настроении.

2. Эмоцию грусть дети характеризовали следующим образом:

Группа А: «мальчик чувствует грусть», «ему обидно, что не может пойти гулять», «у него грустное настроение».

Группа В: «мальчик чувствует грусть», «ему обидно, что не может пойти гулять», «у него грустное настроение», «у него плохое настроение».

Группа С: «мальчик чувствует грусть», «у него грустное настроение», «у него плохое настроение».

Вывод исходя из диаграммы на рис.8 (приложение 2):

Большинство детей группы А (57%) узнали и правильно назвали эмоцию «грусть». 32% детей увидели у мальчика проявление эмоции «обида», что в данной ситуации вполне может быть. Лишь 13% сказали, что у мальчика «грустное настроение».

46% детей  группы В узнали и правильно назвали эмоцию «грусть». 15% детей увидели у мальчика проявление эмоции «обида». 24% сказали, что у мальчика «грустное настроение», а 15%, что у него «плохое настроение».

20% детей  группы С узнали и правильно назвали эмоцию «грусть». 33% сказали, что у мальчика «грустное настроение». Большинство детей (47%) ответили, что у него «плохое настроение».

3. Эмоцию злость дети трех групп характеризовали следующим образом: «мальчик чувствует грубость / злость», «он злой», «он плохой».

Вывод исходя из диаграммы на рис.9 (приложение 2):

Большинство  детей группы А (63%) узнали и правильно назвали эмоцию «злость». 19% детей назвали мальчика «злым», а 18%  – «плохим».

Большинство  детей группы В (62%) узнали и правильно назвали эмоцию «злость». 23% детей назвали мальчика «злым», а 15%  – «плохим».

13% детей  группы С узнали и правильно назвали эмоцию «злость». 34% детей назвали мальчика «злым». Большинство детей (53%) назвали мальчика «плохим».

4. Эмоцию страх дети характеризовали следующим образом:

Группа А: «дети чувствуют страх / испуг», «они чувствуют грусть / печаль», «им обидно, что они остались одни в лесу», «им плохо».

Группа В: «дети чувствуют страх», «они чувствуют грусть», «им обидно, что они остались одни в лесу», «им плохо».

Группа С: «дети чувствуют страх / испуг», «им плохо».

Вывод исходя из диаграммы на рис.10 (приложение 2):

Половина  детей группы А (50%) узнали и правильно назвали эмоцию «страх / испуг». 13% детей решили, что детям обидно оставаться одним в лесу, что в данной ситуации вполне возможно. 12% детей решили, что герои ситуации испытывают грусть / печаль, что тоже вероятно. 25% испытуемых сказали, что у детей сейчас плохое настроение.

Большинство  детей группы В (54%) узнали и правильно назвали эмоцию «страх». 8% детей решили, что детям обидно оставаться одним в лесу, что в данной ситуации вполне возможно. 23% детей решили, что герои ситуации испытывают грусть, что тоже вероятно. 15% испытуемых сказали, что у детей сейчас плохое настроение.

Большинство  детей группы С (60%) узнали и правильно назвали эмоцию «страх». 40% испытуемых сказали, что детям плохо одним в лесу.

5. Эмоцию обида дети трех групп характеризовали следующим образом: «девочке обидно», «она грустит», «ей плохо».

Вывод исходя из диаграммы на рис.11 (приложение 2):

Большинство  детей группы А (69%) узнали и правильно назвали эмоцию «обида». 19% детей решили, что девочке грустно. 12% детей решили, что ей плохо.

Большинство  детей группы В (46%) узнали и правильно назвали эмоцию «обида». 23% детей решили, что девочке грустно. 31% детей решили, что ей плохо.

Лишь 7% детей группы С узнали и правильно назвали эмоцию «обида». 26% детей решили, что девочке грустно. Большинство детей (67%) ответили, что ей плохо.

6. Эмоцию вина дети трех групп характеризовали следующим образом: «девочке чувствует вину / стыд», «она грустит», «ей обидно», «ей плохо, она плачет».

Вывод исходя из диаграммы на рис.12 (приложение 2):

38% детей  группы А узнали и правильно назвали эмоцию «вина». 25% детей решили, что девочка чувствует грусть, а 19% детей решили, что ей обидно. 18% детей решили, что ей плохо.

31% детей  группы В узнали и правильно назвали эмоцию «вина». 23% детей решили, что девочка чувствует грусть, а 15% детей решили, что ей обидно. 31% детей решили, что ей плохо.

Лишь 13% детей группы С узнали и правильно назвали эмоцию «вина». 27% детей решили, что девочка чувствует грусть. Большинство детей (60%) решили, что ей плохо.

Общий вывод второго исследования: Его можно отобразить в сводных диаграммах на рис.1 и 2 (приложение 7), целью которой является установление соотношения между ответами детей трех групп (по каждой эмоции, и в целом).

Из первой диаграммы на рис.1 (приложение 7) видно, что процент детей, которые узнают и правильно называют базовые эмоции «радость», «грусть», «злость» выше в группах А и В. Базовую эмоцию «страх» лучше распознают и называют в группе С. В группах А и В дети заменяют эмоцию «страх» на «обиду» и «грусть».

Из первой диаграммы также видно, что процент детей из групп А и В, которые узнают и правильно называют эмоции «обида» и «вина» значительно превышает процент детей из группы С.

Из сводной диаграммы следует, что процент узнавания и правильного называния эмоций выше у детей основной экспериментальной группы А (60%) и значительно ниже у группы детей С в которой формирующий эксперимент не проводился (20%). Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости (приложение 9).

Сопоставление результатов экспериментальных выборок А и В используя критерий Фишера показало, что  эмпирическое значение φ* находится в зоне не значимости. А для групп В и С – в зоне неопределенности (приложение 9).

3 метод исследования: Изучение социальных эмоций (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Подготовка: Выучить наизусть вопросы.

Проведение: Индивидуально.

Вопросы:

1) Можно  ли смеяться, если твой товарищ  упал? Почему?

2) Можно  ли обижать животных? Почему?

3) Нужно  ли делиться игрушками с другими  детьми? Почему?

4) Если  ты сломал игрушку, а воспитатель  подумал на другого ребенка, нужно  ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5) Можно  ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6) Можно  ли драться, если другой ребенок  отобрал у тебя игрушку? Почему?

1. На  первый вопрос «Можно ли смеяться, если твой товарищ упал?» испытуемые  всех трех групп ответили отрицательно. Объяснения были следующими:

Группа А: «ему больно», «ему больно, надо его пожалеть, помочь встать», «ему будет обидно, он расстроится», «над этим нельзя смеяться, это плохо, не уважение к друзьям».

Группа В: «ему больно», «ему будет обидно», «над этим нельзя смеяться, это плохо».

Группа С: «ему больно», «над этим нельзя смеяться, это плохо».

Вывод исходя из диаграммы на рис.7 (приложение 5):

Большинство детей группы А проявили сочувствие к сверстнику, умение сопереживать, желание помочь ему – 80% (проявление социальных эмоций, эмпатии). 20% детей ответили основываясь на нормах и правилах поведения.

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста