Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности. Объект - процесс эстетического воспитания детей 6-7 лет. Предмет – педагогические условия эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности. Гипотеза исследования - эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности будет наиболее эффективным, если: - знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами; - организовывать специальные занимательные занятия по выявлению эстетической воспитанности детей 6-7 лет; - занятия носят занимательный, творческий, развивающий характер;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности …………………………………………………………………………………….. 7
1.1. Эстетическое воспитание - пути развития, методы, приемы…...…7
1.2. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей 6 – 7 лет ………………………………………………...……14
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности…………………………………………………………………….23
2.1. Выявление уровня эстетической воспитанности у детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………23
2.2. Организация и содержание работы по эстетическому воспитанию детей 6 -7 лет средствами изобразительной деятельности
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

курсовая ворд03 (2).doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки РФ

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Педагогический институт

Кафедра методики преподавания гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

 

 

 

 

Выполнил: студент 07582 гр.

Трупакова Наталья Петровна

                                                                           Научный руководитель:

                                                          к.п.н., доцент

                                                                            Пазникова Зоя Ивановна

 

 

 

Улан-Удэ,

2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания детей  6-7 лет средствами изобразительной деятельности …………………………………………………………………………………….. 7

1.1. Эстетическое воспитание -  пути развития, методы, приемы…...…7

1.2. Изобразительная деятельность как средство  эстетического воспитания детей 6 – 7 лет ………………………………………………...……14

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности…………………………………………………………………….23

2.1. Выявление уровня эстетической воспитанности у детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………23

2.2. Организация и содержание работы по эстетическому воспитанию детей 6 -7 лет средствами изобразительной деятельности

Заключение……………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………...…30

Приложение………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях  широкой вариативности действующих  программ воспитания и обучения детей 6-7 лет в ДОУ все более актуальной становится проблема развития  эстетического воспитания детей 6-7 лет.   Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточном уровне сформированности у детей 6-7 лет эстетической воспитанности.

       Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.                                                                                 

 Эстетическое  отношение к действительности - специфический  вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество  и его специализированные институты)  по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.                                

К проблеме эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных педагогов и психологов. ( А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский).                                  

    В последние  годы особенно возрастает внимание  к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.                                                                                                                                   

А формировать  личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), - особенно важно  в наиболее благоприятном для  этого старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.       

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели. Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [19, c. 65].                                                                    

  Проблемой развития детской изобразительной деятельностью занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова.  В качестве средств они используют в своей практике природу, произведения изобразительного искусства, картины, скульптуры, архитектуру, произведения прикладного искусства и т.д.

Однако практический аспект эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.                                                                                                                                         

Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей 6-7 лет.             

Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

 Гипотеза исследования - эстетическое воспитание детей 6-7 лет  средствами изобразительной деятельности будет наиболее эффективным, если:

- знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами;

- организовывать специальные занимательные занятия по выявлению эстетической воспитанности детей 6-7 лет;

- занятия носят занимательный, творческий, развивающий  характер;

         В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Дать понятие об эстетическом воспитании из разных источников, пути развития, методы, приемы.

2. Охарактеризовать изобразительную деятельность как средство  эстетического воспитания детей 6 – 7 лет

3. Выявить уровень эстетической воспитанности у детей 6-7 лет.

4. Спланировать организацию и содержание  работы по эстетическому воспитанию детей 6 -7 лет средствами изобразительной деятельностью

Методы  исследования: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности, анализ, сравнение, синтез,  обобщение, изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы.

Методологической  основой нашего исследования являются научные положения о роли изобразительного искусства  в формировании эстетической воспитанности личности детей 6-7 лет (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Т.Н.Доронова, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина и др),  о роли изобразительной деятельности в детском саду (Е. А. Флериной, Е. И. Ковальской, Е. И. Васильевой и др).         

           Практическая значимость заключается в том, что: выявлены критерии и показатели эстетического воспитания детей 6-7 лет; составление проекта проведения опытно-экспериментальной работы с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства;   подготовить методический материал по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет.

 Структура нашего исследования состоит из: введения, две главы, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания дошкольников

1.1. Проблема  эстетического  воспитания детей 6-7 лет в психолого-педагогических исследований

        

        Проблема  эстетического  воспитания детей 6-7 лет остается актуальной и на современном этапе. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро, Н.Г.Чернышевский и др.) считают, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания [23, c. 87].                                                                                    

В анализируемой  нами литературе имеется множество  различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание», выбору путей и средств эстетического воспитания.

        В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [7, c. 65]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты» [12, c. 54]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [12, c. 98].

В книге под  редакцией известного специалиста  по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой, существует такая  формулировка: «Эстетическое воспитание определяется как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [17, c. 54].

Существует  множество определений понятия  «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто  среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, В.Н. Шацкая ставит следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [19, c. 65]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного  воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [4, c. 87]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как  духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [23, c. 87].

Информация о работе Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности