Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 05:42, курсовая работа
Цель - выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности. Объект - процесс эстетического воспитания детей 6-7 лет. Предмет – педагогические условия эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности. Гипотеза исследования - эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности будет наиболее эффективным, если: - знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами; - организовывать специальные занимательные занятия по выявлению эстетической воспитанности детей 6-7 лет; - занятия носят занимательный, творческий, развивающий характер;
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности …………………………………………………………………………………….. 7
1.1. Эстетическое воспитание - пути развития, методы, приемы…...…7
1.2. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей 6 – 7 лет ………………………………………………...……14
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности…………………………………………………………………….23
2.1. Выявление уровня эстетической воспитанности у детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………23
2.2. Организация и содержание работы по эстетическому воспитанию детей 6 -7 лет средствами изобразительной деятельности
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………...…30
Заключение
Изучая теоретические аспекты вопроса эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительной деятельностью, мы убедились, что педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельностью включает:
- знание законов,
по которым создаются
- воспитание в ребенке желание познать мир прекрасного;
- развитие творческих способностей.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
Дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Применительно
к изобразительной
Список литературы
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 2004. - 60 с.
Безуглая Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. - Калининград, 2008. - 93 с.
Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 17-19.
Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 32-38.
Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста. - Томск: Пеленг, 2003. - 563 с.
Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 5-9.
Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007. - 92 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 536 с.
Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2007.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. - 2001.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 2008.
Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М., 2006.
Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 2006.
Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика. - 2002, 183 с.
Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2004.
Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 16-22.
Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. -- М.: Педагогика, 2000. - 416 с.
Педагогика. Учебное
пособие для студентов
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС. 2002. - 176 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия, 2005.
Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание, 2002. - 432 с.
Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2002.
Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2000.
Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.
Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Высш. шк., 2000. - 576 с.
Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких / Л. С. Шалина // Юный художник. - 2001. - № 6. - с. 45.
Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. - М.: Изобразительное искусство, 2006.
Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М.: Книголюб, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Информация о работе Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности