Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске особенностей использования декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза курсовой работы- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства будет эффективно, если воспитатель:
1.организует эстетическое воспитание ребенка.
2.сообщает дополнительные сведения об истории зарождения декоративно-прикладного искусства.
3. организует художественную деятельность по использованию элементов декоративно- прикладного искусства в различных объектах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………….5
Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности…………………………………………………………………5
Формы и методы эстетического воспитания……………………………...11
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………...14
Глава 2. Опытно- экспериментальная рабата по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства………………………………………20
2.1 Методика опытно- экспериментальной работы………………….……...20
2.2 Анализ опытно- экспериментальной работы………………..…………..27
Выводы…….…………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………..34
Приложение……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

К социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду- все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Таким образом, определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.

 

 

1.2.Формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности-потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценною творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно- эстетические начала.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, анализ, объяснение. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств[10].

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковой ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания. Здесь нужно указать общий принцип отбора методов- находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создать “произведения искусства” собственными руками (лепить, рисовать, мастерить), участвовать  художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников и т.д. среди этих занятий особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусств.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно- образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. “Ритм” можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах и имеют свою классификацию. Разместим их в единой таблице.

По принципу управления деятельностью детей

Под прямым руководством взрослого

Под косвенным руководством взрослого

По способу объединения детей

Совместная деятельность детей и взрослого:

Фронтальная;

Подгруппами;

С одним ребенком

Индивидуальная, подгруппами

По видам деятельности

Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд

Театрализованные игры, повторение занятий, праздников


 

Основные методы, которые используются в эстетическом воспитании, являются:

1. Наблюдение за окружающей  действительностью; сюда входит  и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками,  за облаками  и т.д.

2. Также большое значение  имеют беседы  и  рассказы,  в  них  ребенок  может высказать  свое мнение.

3. Развитие самостоятельных  действий – воспитатель предлагает  найти  способ решения намеченного  задания или собственного замысла.

4. Включение в трудовое  воспитание – учить детей познавать  красоту труда.

     

Таким  образом,  эстетическое  воспитание  играет   большую   роль   в

воспитании  высокообразованного,  культурного  и   нравственного человека,

обеспечивает комплексный подход к развитию личности,  и  проявляется  это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни. Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и

направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Декоративно- прикладное искусство является одним из самых древних.  Его название происходит от лат. dekoro- украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно- прикладное искусство- это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить свое жилище и делал это он с помощью материала, который находился с ним рядом, т.е. под руками- это дерево, глина и т.д.

Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно- прикладного искусства:

Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов[11].

Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно- прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.

Единство материала и технического приема.

Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.

Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по легкости, непринужденности пластических форм.

Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.

Народное декоративно- прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта[15].

Декоративно- прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.

Декоративно- прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

материал

технология

Промыслы

Дерево

Роспись по дереву

Хохлома, Городец, Мезень.

Глина

Посуда

 

игрушка

Гжель, Дымково

 

Каргопольская игрушка и т.д.

Металл

Ювелирные изделия

 

Роспись по металлу

С. Красное, Костромской обл.

Жостово

Ткань

Вышивка

Кружевоплетение

Золотое шитье

Владимировская

Вологодское, Елецкое

Г. Торжок

Кость

Резьба по кости

 

Скульптуры из кости

Цевка

Тобольская ,Архангельская обл.

 

Хотьково, Московская обл.

Бумага, картон

Папье-маше

Лаковая миниатюра

Федоскино

Мстера


  

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.

Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

Когда говорят о декоративно- прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства.

Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, народная игрушка- это проявление таланта мастера и неиссякаемого оптимизма художников из народа.  Прекрасные образцы декоративно- прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, своему краю, Родине[15].

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит ощущениями, звуками, красками, формами.

Эстетическое воспитание средствами декоративно- прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребенок должен стать художником- профессионалом или специалистом- искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народного и декоративно- прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества(Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, А.П.Усова и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток ощупать и рассмотреть, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов[16].

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно- эстетического воспитания. Умение различать оттенки, формы, цвета, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способность передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно- выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. 

Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста