Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске особенностей использования декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза курсовой работы- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства будет эффективно, если воспитатель:
1.организует эстетическое воспитание ребенка.
2.сообщает дополнительные сведения об истории зарождения декоративно-прикладного искусства.
3. организует художественную деятельность по использованию элементов декоративно- прикладного искусства в различных объектах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………….5
Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности…………………………………………………………………5
Формы и методы эстетического воспитания……………………………...11
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………...14
Глава 2. Опытно- экспериментальная рабата по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства………………………………………20
2.1 Методика опытно- экспериментальной работы………………….……...20
2.2 Анализ опытно- экспериментальной работы………………..…………..27
Выводы…….…………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………..34
Приложение……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

Следующая особенность художественно- эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения,- сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания идеалы, жизненные отношения претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. “Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме ”,- отмечает в своей работе Е. М. Торшилова[20,26] .

К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, поделкой и т.д. в этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: “Как красиво!”. Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: “какая нарядная игрушка, какая красивая поделка ” и так далее.

Поведение взрослых к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше красивого и доброго.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив- детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.

Вопросы художественно- эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: пособия, столы, парты- должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусствами: музыкальными произведениями, картинами, художественной литературой. Ребенок с раннего детства должен быть окружен  подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно- эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно- прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду, любовь к Родине[15].

Таким образом, художественно- эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направленно также и на развитие эстетических и художественных чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, литературой, лепка и аппликация, рисование, особенно если воспитатель учит детей подбирать цвета, составлять красивые орнаменты, устанавливать пропорции и т.д.

 

 

Глава 2. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания

2.1 Методика опытно- экспериментальной работы

 В нашем исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, воспитанники детского сада №69,г. Уссурийск.  
Эмпирическую выборку составили испытуемые в количестве 20 . В констатирующем эксперименте принимало участие – 10 детей, в формирующем - 10 детей. 
 
В ходе организации эксперимента особое значение имел диагностический этап, связанный с разработкой специальной методики измерения уровня эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.  
 
Перед проведением эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, предполагающий выявление исходного уровня сформированности эстетических основ детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования для оценки мы исходили их разработанных общепедагогических критериев: 

1. познавательный; 
2. ценностно-мотивационный  
3. деятельностный  
В эксперименте выделены две части: констатирующая, формирующая. 
Задачи методик:

  1. Выявить уровень эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявит опыт использования декоративно- прикладного искусства как средства развития эстетической воспитанности.  
    Диагностика критериев эстетического развития определяла три уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста: высокого, среднего, низкого (См.: таблица 1).

В ходе констатирующего эксперимента нами были установлены уровни сформированности эстетических развитие у детей старшего дошкольного возраста. Данные этого эксперимента отражены в таблице 2.

При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям старшего дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент.

Наблюдение

Простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика. Она осуществляется педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. [20]

Беседа

Цель - позволяет установить, в ходе непосредственного общения, психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ педагогического  опыта по эстетическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства

Передовой педагогический опыт- это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно- воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, времени и средств.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Образец хорошей работы.
  2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.
  3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, распространяют, обобщают.

Можно выделить критерии обобщения педагогического  опыта:

  1. Высокая результативность в формировании умений, навыков, знаний, уровни воспитанности;
  2. Творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
  3. Длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов).
  4. Актуальность темы опыта, перспективность;
  5. Научная обоснованность, научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;
  6. Рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

  Педагогический опыт может быть передовым и массовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, кадровых, методических и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики.  В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К.Бабанский).  Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.

Выводом теоретической части работы стало положение о том, что искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления возможностей декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление возможностей декоративно-прикладного искусства, как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявить интерес детей старшего дошкольного возраста к искусству вообще и, в частности, к декоративно-прикладному искусству.
  2. Проверить эффективность методики эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства в плане эстетического воспитания.

Целью исследования является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно- эстетического воспитания будет успешным, если педагогом будет организовано эстетическое восприятие ребенка, организованна художественная деятельность по использованию элементов декоративно- прикладного искусства в различных объектах.

 Исследование проводился в 2013 году в детском садике №69.

Материалом для художественно- эстетического воспитания послужила методика “Цветные ладошки”. Дети учились различать цвета, развивались умения работать с красками, формировались творческие способности.

Методика “Цветные ладошки” (рисуем ладошками).

Цель:

- способствовать гармоничному  развитию детей старшего дошкольного  возраста.

- расширить творческий  потенциал ребенка.

Задачи:

- учить детей рисовать  ладошками.

- уточнить и закрепить  знание цветов.

-развитие мелкой моторики.

- приучить детей работать  в коллективе.

- развивать бытовые навыки.

Материал: специальные краски, для рисования руками. или разведенная гуашь, бумага большого размера или лист ватмана, вода в миске для споласкивания рук, блюдце, полотенце, салфетки.

Ход занятия:

1часть. Разминка.

Пальчиковая гимнастика: “Прятки”, “Фонарики”.

“Прятки”.

В прядки пальчики играли

И головки убирали.

Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы(2-3 раза)

“Фонарики”.

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись (пальцы выпрямились).

Фонарики погасли (пальцы сжались).

Упражнение выполняется несколько раз.

2часть .

Беседа с детьми, рассказать детям, что рисуем ладошками. “Покажите какие у вас красивые ладошки. Ну-ка похлопайте! Молодцы! Сегодня мы с вами нарисуем ладошки. Знаете, как мы их будем рисовать, сейчас я вам покажу! Посмотрите, у меня тут краски, а вы знаете какие тут цвета? Сейчас я нарисую свою ладонь”. Один из педагогов прикладывает ладонь к краске на блюдцах, потом прижимает их к большому листу бумаги и показывает детям отпечатки. Затем моет руки и вытирает салфеткой. В конце занятия второй педагог также оставляет отпечаток своей ладони.

Потом приглашаются дети к блюдцам с красками. “Смотрите, какие получились красивые ладошки! Вам нравится? А теперь нарисуем наши ладошки по очереди. После рисования не забудьте сразу вымыть руки”. Педагог следит за ходом занятия, помогая детям. Заставлять всех не стоит, принимают участие только те дети, кто хочет. Не все дети могут решиться опустить руки в краску.

3часть.

После того как дети вымыли руки, собираем их на коврике и просим найти свой отпечаток на ватмане, назвать ее цвет. Затем хвалим детей за проделанную работу.

Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ребенку старшего дошкольного возраста действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.  

 

 Выводы

В ходе исследования по теме курсовой работы мы пришли к следующим выводам:

- Дошкольный возраст- важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования  художественно- эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у детей преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

- Художественно- эстетическое воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

- Воспитание- это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, художественно- эстетического, политического развития личности.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста