Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Введение……………………………………………………………………
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………
Вывод по I главе……………………………………………………...
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………….
Вывод по II главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………..
Нужно помнить, что не всегда современные книги с яркими рисунками заинтересуют ребёнка своим содержанием. Поэтому не нужно рисковать – покупайте книги известных мастеров с простыми и интересными сюжетами, а главное подходящие по возрасту. Огромное значение имеет внешний вид книги, она не должна быть порвана, разрисована и т.д. Знакомить с классической литературой лучше всего начинать подбирая интересные произведения по возрасту, но самое главное, не читать сложные тексты - это может отбить охоту к книгам даже любознательных детей.
Любовь к рисованию у ребенка можно прививать, когда он уже начинает ходить и осознанно может держать в руке карандаш, кисть, восковые мелки. Для очень маленьких можно приобрести пальчиковые краски, для детей старшего возраста – наборы красок и кистей, альбомы.
Петь можно начать с очень раннего возраста – это тоже имеет Большое значение для эстетического воспитания. Для этого родителям не обязательно иметь музыкальное образование – ведь можно иногда петь вместе детские песни, колыбельные, пропевать вместе с ребёнком потешки, включать музыку и подпевать. Несмотря на свою незначительность, многие родители не задумываются об этом, ведь пение позволяет во многом помочь развитию ребенка, исключить многие проблемы с психологическими стопорами, с произношением.
Немаловажное значение в эстетическом воспитании ребенка играет личный пример родителей. Очень хорошо, если есть с кого брать пример в семье, если взрослые заинтересованы различными видами искусства.
Таким образом, из всего вышесказанного для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия: Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение), насыщенность быта произведениями искусства, самостоятельная активная деятельность детей, осуществления индивидуального подхода к ребёнку. И конечно, самым важным фактором развития эстетического воспитания ребёнка, является его семья.
Выводы по I главе
Таким образом, цель теоретического обоснования и решения первой задачи изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигнута. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить основные подходы к определению понятия эстетический вкус, познакомиться с методами, принципами, задачами и содержанием работы по формированию эстетического вкуса.
Для дальнейшего эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивый палас, посуда, целые книги, игрушки, опрятный вид взрослого и т.д. все это создает эмоциональное настроение, приучает к красоте окружающих предметов. Дети чутко реагируют на все красивые предметы, хотят их иметь. Так, например ребёнок будет тянуться за целой игрушкой, а не сломанной. Будет оценивать красивое платье другого ребёнка, тем самым обращая внимание на свой внешний вид.
Изучение эстетического воспитания в семье, дает возможность решить вторую задачу - познакомиться с практическим опытом работы в некоторых семьях, а так же провести параллель между первой и второй выдвинутыми во введении задачами. Для решения третьей и четвертой задач в совокупности, которые позволят найти подтверждение, либо опровержение выдвинутой гипотезы.
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
2.1 Методики исследования
Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Такой метод будет эффектен в том случае если взрослый использует произведения искусства с высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки не только точно воспроизводит текст, но и эмоционально-образно его исполняет. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
- метод убеждения позволяет
развивать у детей
- метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод взрослый предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.
Таким образом, ребенок в семье учится думать, находить решение, искать, пробовать. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций.
Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность – искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрыть красоту окружающей действительности человека, творение его рук, явление природы.
Знания о различных видах искусства детям сообщают с раннего детства в семье, в детском саду. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с декоративными игрушками, картинками, музыкой, книгой. Старшим дошкольникам в каждой семье надо сообщать знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и так далее у детей формируют знания о выразительных различных средствах искусства.
Большая работа родителями должна проводится по обучению детей техническим навыкам: рисовать красками, фломастерами, карандашом, мелками и т.д.; собирать конструктор; использовать разные способы вырезывания ножницами. Так же в любой семье должны учить детей работать с пластилином.
Таким образом, эстетическое воспитание в семье в области изобразительного искусства должно осуществляться с каждым ребенком, но для этого необходимо тщательно придумывать задания, продумывать методы и приемы, особое внимание обратить на наглядные методы, главным образом поощрять и хвалить ребенка.
2.2 Констатирующий эксперимент
Экспериментальная работа проводилась нами в МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм». Всего экспериментом было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста (11 девочек и 9 мальчиков). Также был проведен в эксперимент для родителей этих детей. Все исследования проходили во вторую половину дня без нарушения педагогического процесса.
На основе выдвинутой гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал выявление особенностей понимания детьми старшего дошкольного возраста красоты (как основы формирования в семье художественного вкуса) в ситуации мотивированного выбора: «Выбери картину, которая кажется тебе красивее других».
При выборе картины проявилась индивидуальность, связанная с полом, генотипом, микро- и макро средой, опытом, а также эмоциями, вызываемыми картиной. Девочки выбирали картины: «Царевна – Лебедь», «Аленушка»
(11 %). Мальчики – «Богатыри», «Иван-Царевич везет царевну на сером волке» (9 %). Было отмечено, что дети зачастую не употребляли значение «красивая» по отношению к картинкам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. На этой основе формируется нравственный аспект эстетического вкуса (сопереживания, сочувствия), свойства души, а также красивые человеческие качества.
Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
а) композицию построения картины;
б) определить настроение произведения;
в) гармонию цвета.
Опираясь на показатели уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников к состоянию «красивое», предложенными Р.М. Чумичевой [23]:
Критерии и уровни сформированности эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.
критерии |
Показатели |
уровни сформированности | ||
высокий |
средний |
низкий | ||
Характер представлений о средствах выразительности |
Оценить гармонию цвета |
различные цветовые сочетания называют без затруднений |
различные цветовые сочетания называют относительно полно |
различные цветовые сочетания не называют |
Определить настроение произведения |
определяет посредством ритма, цвета, позы, жестов, мимики героев |
Испытывает затруднение в определении |
определить настроение не может | |
Определить композицию картины |
выделяет главное в содержании произведения – формой, ритмом, цветом |
выделяет главное в содержании произведения с помощью вопросов взрослого |
главного не выделяет, но перечисляет узнаваемые предметы. | |
Степень эмоциональных проявлений |
Проявление чувств (мимические, действенные) |
Испытывает радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям и через раскрытие цвета, сочувствует |
Не всегда внешне проявляет чувства |
Не проявляет чувств и сопереживания изображенным героям |
Активность в деятельности |
Интерес |
Испытывает интерес к произведениям живописи, задает много вопросов, оригинальных по характеру |
относительный интерес к произведениям живописи |
жанры произведения живописи не интересуют |
Инициативность, самостоятельность |
самостоятельно, с удовольствием рассматривает альбомы с иллюстрация ми, самостоятельно делится впечатлениями с детьми, проявляет инициативу |
Рассматривает иллюстрации с воспитателем и детьми, не проявляет особого желания поделиться впечатлениями |
инициативы не проявляет |
С целью изучения у детей старшего дошкольного возраста в семье характера представлений о средствах выразительности, были заданы вопросы: «Почему ты считаешь эту картину красивой?» 6 детей (30 %) без затруднений отвечали на вопрос, мотивируя содержательными выразительно-изобразительными качествами. Описывали картину сочными красками, называя различные оттенки цвета. 5 детей (25%) затруднялись определить цветовое сочетание в картине. 9 дошкольников (45%) не могли оценить гармонию цвета.
Определяя настроение картины, 5 человек (25%) отвечали, что по цвету можно чувствовать радость или грусть 7 человек (35%) определяли настроение картины по одному признаку. 8 человек (40%) не могли определить настроение произведения.
Определить композицию построения картины смогли лишь 4 человека (20%). 3 человека (15%) выделяли главное в содержании произведения с помощью вопросов родителей. 13 детей (65%) затруднялись отвечать на вышеуказанный вопрос, пожимали плечами, опускали взгляд вниз. Некоторые знакомые предметы перечисляли односложным предложением. Описание цвета отсутствует. главного в произведении не выделялось.
Характер представлений о средствах выразительности у детей старшего дошкольного возраста были зафиксированы в гистограмме
Представления дошкольников о средствах выразительности
Диагностика выявления уровня эмоциональных проявлений детей позволила получить следующие данные: 4 детей (20 %) рассказывали о картине эмоционально, проявляя то радость, то печаль (в зависимости от от рассматриваемой иллюстрации)
3 детей (15 %) недостаточно испытывают сопереживания, не видят в произведении восторга, рассматривают спокойно, тихо, не хотят делиться впечатлениями.
13 детей (65 %) не проявляли никаких чувств, эмоций, отказались беседовать
На основе ответов детей была определена степень эмоциональных проявлений у опрошенных нами детей старшего дошкольного возраста. Результаты графически представлены в гистограмме
Эмоциональные проявления
Таким образом, можно сделать вывод, что у большей части детей старшего дошкольного возраста уровень эмоциональных проявлений находится на низком уровне.
С целью определения активности в деятельности детей были выделены следующие показатели:
- интерес;
- инициативность, самостоятельность и речевое общение.
В процессе наблюдения фиксировалась степень проявления интереса: чем больше вопросов возникает у детей в процессе рассматривания картины, тем выше возрастает их интерес к этому вида искусства, проявляется их эстетическая активность.
Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье