Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Введение……………………………………………………………………
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………
Вывод по I главе……………………………………………………...
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………….
Вывод по II главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………..
С точки зрения Н. А. Ветлугиной выделены следующие задачи эстетического воспитания в семье:
Огромную роль исследователи отводят на выявление условий эстетического воспитания детей. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в семье: дом, обстановка в доме, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне них.
Своим внешним видом, разнообразием содержания, гармонией линий и форм, цветом, они способствуют формированию эстетического восприятия, основ эстетического вкуса, эстетических чувств.
Вторым условием является насыщенность быта. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно - прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т.д.
Третье условие - активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная, музыкальная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.
Четвертое условие - индивидуальный подход и учет всех возрастных и индивидуальных особенностей , создание соответствующих условий для эстетического развития ребенка.[11]
Выделяются также основные средства эстетического воспитания. По мнению В.И. Логинова, П.Г. Саморукова средствами эстетического воспитания является все то, что родитель сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей. [11].
Как описывает Е.А. Флерина в своей книге "Эстетическое воспитание дошкольника" в эстетическом воспитании ребенка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, быту, общественной жизни). Опрятный и красивый вид помещения, светлая, спокойная окраска стен, удобная и красивая мебель, посуда, игрушки, цветы, картинки, скульптура, опрятный вид детей и взрослых это не только радует ребенка, но и воспитывает в нем культурно - эстетические привычки, развивает вкус. Она считает, что все виды искусства, которые воздействуют на ребенка и, которые являются доступными для их восприятия глубоким и ярким средством эстетического воспитания.[22].
Основная точка зрения нашего исследования строится на признании положения о том, что важнейшим средством эстетического воспитания является семья.
Итак, изучение психолого-педагогической литературы нам дало возможность познакомиться с сущностью эстетического воспитания, его задачами и условиями осуществления.
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении . Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).[21; 162].
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.
Цель эстетического воспитания по мнению В.Н. Шацкой служить формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулировать посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты [18; 14]. Автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству это видно из определения. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Дошкольник, общаясь с эстетическими явлениями в жизни, не только развивается эстетически, но и духовно. Но при этом ребёнок не осознаёт эстетическую сущность предметов, для него это является развлечением и без вмешательства взрослого у ребёнка могут сложиться неправильные представления о ценностях и идеалах.
Художественное развитие ребёнка является важнейшей частью эстетического воспитания, которое используется в качестве воспитательного воздействия средствами искусства. Художественное воспитание формирует специальные способности и развивают в ребёнке в таких видах как изобразительном, декоративно-прикладном и др., видами творчества дарования
Художественная деятельность также является условием и средством эстетического воспитания, как организованная воспитателем, родителями, так и самостоятельная. Ребёнок воспитывается в деятельности- это одна из закономерностей воспитания. Вся деятельность связанная с такими видами искусства как: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музыцирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, является художественной деятельностью
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать, тот и другой фактор необходимы и взаимосвязаны [21; 167]
Первое и главное условие условие для формирования человека высокой культуры является эстетическое воспитание. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы.
Первая группа, направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач
направлена на формирование
Положительного результата в эстетическом воспитании можно добиться реализуя обе группы задач, так как они тесно взаимосвязаны.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребёнка среда оставляет большой отпечаток на всю последующую жизнь и откладывается в его душе. Поэтому общение со всеми взрослыми, встречающиеся на небольшом отрезке его жизни, поведение окружающих людей, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, и фиксируется в его сознании.
Организация детского быта - чистота, порядок, удобство, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. играет существенное значение в эстетическом воспитании ребенка. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красоту творит сам человек. «Не место красит человека, а человек место»
Эстетическое восприятие предметов происходит через их форму, цвет, величину. Огромную роль в жизни ребёнка играет игрушка, она не только должна быть привлекательной для ребёнка, но и целой. В этом случае мы разовьем, а ребёнке те эталоны красоты, которые необходимы в эстетическом воспитании.
Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве, музыке, окружающей среде. Если дошкольник видит вокруг себя только прекрасные и красивые вещи, он будет считать это идеалом, и в дальнейшей своей жизни будет стремиться к этому идеалу.
Художественный вкус неразрывно связан с эстетическим идеалом, как и части эстетической воспитанностью. Художественный вкус - это способность судить о прекрасном, наличие предпочтений и собственного мнения о конкретных объектах. художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, так как и эстетический идеал, этим определяется уровень эстетической воспитанности.
Способность созерцать красоту окружающей действительности, любоваться, ухаживать, а не разрушать её является важнейшим признаком эстетической воспитанности.
Cпособность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом тесно связанна с элементом любования. Возникновение гаммы возвышенных чувств и морального удовлетворения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.
Наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении, отношениях. В этой способности соединились все элементы: эстетическая развитость и эстетическая образованность, элементы эстетической воспитанности - эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у детей это только зарождается, но они у детей уже существуют, их надо развивать – это составляющая основа более поздней эстетической зрелости ребёнка.
Только путём доведения исполнительский навыков до автоматизма мы воспитаем эстетически развитого ребёнка, в этом случае он будет тянуться к более совершенному. Убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека есть его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду.
Определение эстетической воспитанности помогает нам сделать работу, по эстетическому формированию детской личности, более определенной и целенаправленной.
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье
Эстетическое воспитание ребенка неразрывно связанно с домом и в первую очередь возникает с эстетики быта. Главное необходимо позаботиться о том, чтобы обстановка в квартире или доме располагала этому воспитанию. порядок, и не только в доме или в квартире, но и в одежде, игрушках, на полках, книгах и т.д., необходимо поддерживать порядок абсолютно во всем, так как именно это зарождает в ребенке тягу к прекрасному, всё это располагает к эстетическому воспитанию. Не нужно специально тащить в дом всевозможный антиквариат, чтобы дом был похож на склад или музей. Например, не стоит развешивать на стенах все семейные фото, их просто можно собрать в альбомы.
Нагромождать безмерным количеством старинных безделушек тоже не имеет смысла, вместо этого целесообразно купить хорошие художественные репродукции, статуэтки, интересные вазы.
Но если ребёнок сам не будет всё это видеть, надо направить его внимание, можно привлечь его к творческой деятельности, обсуждать с ним вопросы приобретения мебели, музыкальных инструментов, картин, привлекать его к трудовой деятельности по украшению дома двора, выращиванию цветов.
Важно, чтобы ребенок познакомился с поэзией и музыкой как можно раньше. Уже сегодня, для тех родителей, которые заняты, существует многочисленное количество развивающих центров, есть программы для раннего развития детей, где занимаются непосредственно эстетическим воспитанием дошкольников, с ними прослушивают различную приятную и спокойную музыку, посещают различные галереи и т.д. Но для тех родителей, которые ограниченны по времени совсем не обязательно приходить на различные курсы или в центры – можно слушать тихую и спокойную мелодию дома, когда ребенок играет или почти засыпает.
Начиная с дошкольного возраста тогда когда дети 4-5 лет смогут понимать смысл прочитанного можно знакомить с поэзией. Для начала целесообразно выбрать стихотворения наиболее известных художественных писателей, которые легко читаются - это улучшит результат восприятия.
Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье