Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Введение……………………………………………………………………
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………
Вывод по I главе……………………………………………………...
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………….
Вывод по II главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА………………………………………………………… |
8 | |
1.1 |
Теоретические основы эстетического
воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………… |
8 |
1.2 |
Эстетическое воспитание: понятие,
критерии эстетической воспитанности…………………………………………… |
12 |
1.3 |
Эстетическое воспитание ребенка в семье………………………… |
16 |
Вывод по I главе……………………………………………………... |
18 | |
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ…. |
20 | |
2.1 |
Методики исследования……………………………………………… |
20 |
2.2 |
Констатирующий эксперимент………………………………………. |
21 |
Вывод по II главе…………………………………………………….. |
36 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
37 | |
Приложение ………………………………………………………………. |
40 | |
Список используемой литературы……………………………………….. |
45 |
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда – все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их интересы однообразны: компьютеры, куклы Барби, модели машинок, игровые приставки. Зачастую у детей, которые посещают детский сад, родители работают, и дома они занимаются своими бытовыми делами, уделяя лишь малую часть времени своему ребенку, поэтому на плечи педагогов ложится всестороннее воспитание и развитие детей. А ведь современное общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем мире и к самим себе?
Формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики.
В философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др. формирование начал эстетического отношения к окружающей действительности у детей занимает значительное место.
Изучив научные исследования учёных, видно, что эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне - развитой личности.
Ребенок рождается в семье. Первоначальный круг общения ребёнка ограничен родителями и родственниками и вся ответственность по формированию эстетического вкуса ложится на их, в первую очередь, плечи. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Именно в семье закладываются основы, первый фундамент эстетической культуры, в то время когда особенно активно развивается умственная активность детей. Потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических эталонов, культурный климат в семье.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит не только воспитание эстетического отношения к природе, искусству, но и к труду, общественной жизни, быту.
Знакомство с красотой в жизни воспитывает ум и чувство ребёнка, способствует развитию воображения и фантазии.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно повышает познавательную активность и влияет на физическое развитие. Способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности известно, что для любого дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны. Эстетическое развитие – это результат эстетического воспитания.
Одной из наиболее важных проблем в педагогике является проблема эстетического воспитания и развития дошкольников. Как отмечено в работах В. Г. Белинского эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием [19].
формировать умение у детей видеть прекрасное вокруг себя есть система эстетического воспитания.
Только при участии всех взрослых: педагогов, родителей, кто причастен к формированию личности с раннего возраста, эстетическое воспитание будет плодотворным.
У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания является семья.
Семья является непосредственным фундаментом для развития разносторонней личности, именно в семье закладываются первые «кирпичики» в развитии ребёнка. Именно она помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.
Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, музыке поэзии и т.д., можно заложить основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Эстетическое воспитание в семье должно быть таким, чтобы своевременно и достаточно полно использовалось все возможности развития. Такое воспитание должно включать в себя: обучающую деятельность детей в форме: объяснения, показа произведений искусства, наблюдения слушание музыки, рисования и пения, положительного примера и т.д.
В первую очередь эстетическое восприятие закладывается при помощи родителей, в возрасте от года до семи лет ребенок начинает осознавать общую ценность прекрасного для всех людей. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.
Так образуются разногласия между требованиями семьи, общества и недостаточным уровнем эстетического воспитания старших дошкольников.
Какие же формы и методы работы способствуют эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье? Это главная проблема эстетического воспитания.
Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования эстетического вкуса детей определили выбор темы нашего исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.
Объектом исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:
- педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.
- В каждой семье проводятся дидактические игры, задания, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.
Исходя из цели, объекта, предмета данного исследования были определены следующие задачи:
Научная значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам и действительности, чувствам других людей; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.
Практическая значимость заключается в экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников в семье.
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Теоретические
основы эстетического
Анализ литературы показал, что эстетическое воспитание является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.
Эстетическое воспитание непосредственно связано с термином "эстетика", обозначающим науку о самом прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos ,что означает "ощущение, чувство". Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно - творческой деятельности [24; 10].
Эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие наличность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты - по мнению ученых Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, [11].
Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [26].
Эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности это с точки зрения В.А. Сластенина.
С.Ю. Бубнова придерживается следующего определения понятия эстетическое воспитание эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [25].
В целом ряде исследований Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, Н.А. Ветлугина, Г.С.Лабковская, Е.А.Флерина , выделяются задачи эстетического воспитания детей .
Задачи эстетического воспитания:
Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье