Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Введение……………………………………………………………………
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………
Вывод по I главе……………………………………………………...
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………….
Вывод по II главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………..
- педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.
- проводятся задания и дидактические игры в семье, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся проделанная работа – дает возможность обозначить период, характеризующий становление эстетического развития, совершенствующий под воздействием воспитания, направленного на решение задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для которого необходимо понимание ребенком прекрасного в искусстве и в жизни, чтобы накопить элементарные эстетические впечатления. Следовательно, мысль о ведущем месте в осуществлении эстетического воспитания принадлежит семье – верна. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Изначально в семье дети приобретают такие навыки и умения наблюдать за явлениями окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Воспитывая у детей эстетический вкус, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в доме, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить.
Работа по эстетическому воспитанию в семье связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором должны участвовать все, и семья и социум. Ребёнку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов для того чтобы научиться видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни,.
Во всей системе учебно-воспитательного процесса, эстетическое воспитание занимает важное место, так как это не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Природа, труд, окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, то что может быть прекрасным имеет воспитательное значение. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Семья является одним из основных и главных средств эстетического воспитания – это можно увидеть анализируя литературу. Исследование показало, что познавательный интерес у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания, главное этот интерес развивать и основным помощникам в развитии ребёнка является семья.
Корректность выдвинутой гипотезы и теоретическое изучение проблемы нашего исследования, а так же результаты педагогического эксперимента подтвердили её и позволили сформулировать следующие выводы:
Исследование доказало что формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье возможно.
На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.
Эксперимент показал эффективность разработанных нами мероприятий.
Семья как важнейший компонент эстетического сознания формируется с момента рождения ребенка. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять влиянию негатива, становится ориентиром в понимании красоты и в жизни, и в искусстве, а итоге – важнейшим фактором развития эстетического воспитания.
Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:
1. Педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.
2. В каждой семье проводятся
дидактические игры, задания, предусматривающие
формирование основ эстетического вкуса
старших дошкольников.
Приложение
Проект «Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду и дома»
Цель проекта: Развивать у детей способности видеть красоту окружающего мира через музыку, живопись, литературу.
Задачи:
1. Способствовать созданию целостной картины мира, расширению кругозора.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, формировать все компоненты устной речи через художественное слово.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Побуждать воспроизводить художественные образы через движение, звук.
5. Развивать способности воспроизводить услышанное и увиденное через изобразительное искусство, различать характер и настроение в живописи.
6. Вызвать желание слушать музыку, различать тембр, колорит музыкальных произведений, подбирать соответствующие музыке произведения живописи.
Схема реализации проекта
Название проекта «Эстетическое воспитание дошкольников».
Вид проекта: Исследовательско - творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Планируемые результаты
• Построение и внедрение модели социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
• Расширение знаний детей о природных материалах и способах действия с ними.
• Развитие ручной умелости.
• Пополнение словарного запаса.
• Формирование творческой личности.
• Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
• Удовлетворенность родителей воспитанников ожидаемыми результатами
Реализация проекта
Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Результат эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.
На прогулке – дети наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе, познают эстетическую сущность природы.
На музыкальных занятиях – содержание включает сезонный репертуар: песни и музыкальные пьесы о временах года. При разучивании песен, знакомстве с произведениями классического репертуара дети последовательно усваивают информацию о природе, связывают ее с тем, что узнали на прогулке.
На занятиях изобразительной деятельностью – дети знакомятся с пейзажной живописью, анимацией, натюрмортом, и другими видами живописи.
На занятиях по чтению художественной литературы – дети знакомятся с произведениями писателей и поэтов о явлениях природы, поэтической красоте слова, воспевающей родную природу.
Перспективное планирование
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2008. - №3. - С.29
2. Аюева И. Воспитывай личность //Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. – С. 8
3. Бочарова Н.Е. Как приобщить детей к искусству //Дошкольное образование. - 2009. - № 11.
4. Л. Мир открываем заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Кругозор» //Дошкольное воспитание. -2008. - №5. - С.28
5. Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок- М, 1987.
6. Воробьева Д.И. Гармония:
Интегрированная программа
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Бабаевой Т.Н., Михайловой З.А., Гуревич Л.М. и др. – СПб., 1996.
8. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 1988
9. Дремов А.К. Основы эстетического воспитания. - М., 1975
10. Дронова О. Диагностика
и формирование представлений
о красоте в старшем
11. Дронова Т.Н. и др. Из детство в отрочество: Программа для родителей и воспитателей. – М., 1997.
12. Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
13. Жданова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей //Ребенок в детском саду. - 2002. - №2. - С.62
14. Золочевский С.А. Какого цвета мир: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет. – М., 1994..
15. Зубарева К. Хрестоматия по эстетическому воспитанию. – М.: Высшая школа, 1986
16. Исток: Программа художественно-
17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Методическое пособие для воспитателей. - М., 1985
18. Казанова Т. Г. ИЗО младших школьников
19. Коган Л.Н. Искусство и мы. - М., 1995.
20. Компанцева Л.В. Поэтический
образ природы в детском
21. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара.: Бахрат, 1998 г.
22. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. - М., 1972. – С.212
23. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54.
24. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1962.
25. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под ред. В.В. Колокольникова. - М., 1962.
26. Эстетическое воспитание
старших дошкольников
Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье