Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………
Вывод по I главе……………………………………………………...
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………….
Вывод по II главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

- педагогический  процесс в семье строится на  всех сферах культуры.

- проводятся задания  и  дидактические игры в семье, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вся проделанная работа – дает возможность обозначить период, характеризующий становление эстетического развития, совершенствующий под воздействием воспитания, направленного на решение задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для которого необходимо понимание ребенком прекрасного в искусстве и в жизни, чтобы накопить элементарные эстетические впечатления. Следовательно, мысль о ведущем месте в осуществлении эстетического воспитания принадлежит семье – верна. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Изначально в семье дети приобретают такие навыки и умения наблюдать за явлениями окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Воспитывая у детей эстетический вкус, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в доме, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить.

Работа по эстетическому воспитанию в семье связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором должны участвовать все, и семья и социум. Ребёнку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов для того чтобы научиться видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни,.

Во всей системе учебно-воспитательного процесса, эстетическое воспитание занимает важное место, так как это не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Природа,  труд, окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, то что может быть прекрасным имеет воспитательное значение. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Семья является одним из основных и главных средств эстетического воспитания – это можно увидеть анализируя литературу. Исследование показало, что познавательный интерес у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания, главное этот интерес развивать и основным помощникам в развитии ребёнка является семья.

Корректность выдвинутой гипотезы и теоретическое изучение проблемы нашего исследования, а так же результаты педагогического эксперимента подтвердили её и позволили сформулировать следующие выводы:

Исследование доказало что формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье возможно.

На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.

Эксперимент показал эффективность разработанных нами мероприятий. 

Семья как важнейший компонент эстетического сознания формируется с момента рождения ребенка. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять влиянию негатива, становится ориентиром в понимании красоты и в жизни, и в искусстве, а итоге – важнейшим фактором развития эстетического воспитания.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:

1.  Педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.

2.  В каждой семье проводятся дидактические игры, задания, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников. 
Приложение

Проект  «Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду и дома»

Цель проекта: Развивать у детей способности видеть красоту окружающего мира через музыку, живопись, литературу.

 

Задачи:

1. Способствовать созданию целостной картины мира, расширению кругозора.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, формировать все компоненты устной речи через художественное слово.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Побуждать воспроизводить художественные образы через движение, звук.

5. Развивать способности воспроизводить услышанное и увиденное через изобразительное искусство, различать характер и настроение в живописи.

6. Вызвать желание слушать музыку, различать тембр, колорит музыкальных произведений, подбирать соответствующие музыке произведения живописи.

 

Схема реализации проекта

Название проекта «Эстетическое воспитание дошкольников».

Вид проекта: Исследовательско - творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 5-6 лет

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь  – май)

Планируемые результаты

• Построение и внедрение модели социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

• Расширение знаний детей о природных материалах и способах действия с ними.

• Развитие ручной умелости.

• Пополнение словарного запаса.

• Формирование творческой личности.

• Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.

• Удовлетворенность родителей воспитанников ожидаемыми результатами

Реализация проекта

Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Результат эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

На прогулке – дети наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе, познают эстетическую сущность природы.

На музыкальных занятиях – содержание  включает сезонный репертуар: песни и музыкальные пьесы о временах года. При разучивании песен, знакомстве с произведениями классического репертуара дети последовательно усваивают информацию о природе, связывают ее с тем, что узнали на прогулке.

На занятиях изобразительной деятельностью – дети знакомятся с пейзажной живописью, анимацией, натюрмортом, и другими видами живописи.

На занятиях по чтению художественной литературы – дети знакомятся с произведениями писателей и поэтов о явлениях природы, поэтической красоте слова, воспевающей родную природу.

Перспективное планирование

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аркин Е.А. Родителям  о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2008. -  №3.  - С.29

2. Аюева И. Воспитывай  личность //Дошкольное воспитание. -  2009. -  №2. – С. 8

3. Бочарова Н.Е. Как приобщить  детей к искусству //Дошкольное  образование. -  2009. -  № 11.

4.  Л. Мир открываем  заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Кругозор» //Дошкольное воспитание. -2008. -  №5. - С.28

5. Ветлугина Н.  Художественное  творчество и ребенок- М, 1987.

6. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. – СПб., 1995.

7. Детство:  Программа  развития и воспитания детей  в детском саду /Под ред. Бабаевой  Т.Н., Михайловой З.А., Гуревич Л.М.  и др. – СПб., 1996.

8. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-  М., 1988

9. Дремов А.К. Основы эстетического воспитания. - М., 1975

10. Дронова О. Диагностика  и формирование представлений  о красоте в старшем дошкольном  возрасте //Дошкольное воспитание. -  1996. -  №6. -  С.97

11. Дронова Т.Н. и др. Из  детство в отрочество: Программа для родителей и воспитателей. – М., 1997.

12. Дубровская Е. А., Козлова  С. А. эстетическое воспитание и  развитие детей дошкольного возраста.

13. Жданова Т.В. Художественно-эстетическое  развитие детей //Ребенок в детском  саду. -  2002. -  №2. - С.62

14. Золочевский С.А. Какого цвета мир: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет. – М., 1994..

15. Зубарева К. Хрестоматия  по эстетическому воспитанию. –  М.: Высшая школа, 1986

16. Исток: Программа художественно-творческого  развития детей дошкольного возраста /Воденникова Т.А., Демчук В.Г., Кошелева Е.В. и др. – Курган, 1996.

17. Казакова Т.Г. Развивайте  у дошкольников творчество: Методическое пособие для воспитателей. - М., 1985

18. Казанова Т. Г. ИЗО младших  школьников

19. Коган Л.Н. Искусство  и мы. - М., 1995.

20. Компанцева Л.В. Поэтический  образ природы в детском рисунке. - М., 1985.

21. Лихачёв Б.Т. Методологические  основы педагогики. – Самара.: Бахрат, 1998 г.

22. Столович Л.Н. Природа  эстетической ценности. - М., 1972. –  С.212 

23. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54.

24. Эстетическое воспитание  в детском саду. /Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной.  - М., 1962.

25. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под ред. В.В. Колокольникова. -  М., 1962.

26. Эстетическое воспитание  старших дошкольников средствами  искусства. /Под ред. Р.И. Капустиной. - Шадринск, 1999.

 

 


Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье