Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа
Цель – выявление возможностей искусства как средства эстетического
воспитания.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
Войдем в город Искусство со стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».
Любой счастливой мысли проявленье
И дерзость строк, пришедших неспроста,-
Всё возникло с чувства удивленья,
Всё начиналось с чистого листа.
Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места,-
Всё начиналось с чистого листа.
Тропы зимы и разнотравье лета,
«Война и мир», «Ромео и Джульетта»,-
Всё начиналось с чистого листа.
Над глиной, на подмостках, у холста-
Да что искусство – мира сотворенье-
Всё начиналось с чистого листа.
-Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
-Верно, это стихотворение о том, что всё имеет свое начало, что все многие вещи возникли с чувства удивления.
-А сейчас я буду рассказывать об улицах города Искусства, а вы должны угадать, какое название имеет та или иная улица.
Улица Изобразительная.
-Люди, которые живут, называются художниками. Их призвание: доставлять радость окружающим, рисуя картины. Через картины художники пытаются показать мир таким, каким они его понимают.
-Как называется эта улица?
-Кто догадался?
-Посмотрите на город Искусство, найдите эту улицу.
Улица Архитектура.
-Здесь люди занимаются очень важным искусством. Они строят и украшают различные здания, сооружения. Назовите эту улицу. Покажите на карте. А сейчас вспомните и назовите, какие красивые старинные архитектурные сооружения есть в нашем городе?
Улица Литература.
-С творчеством многих людей, живущих на этой улице, вы уже начали знакомиться. Многих вы уже знаете. Одни из них пишут рассказы, повести, романы, другие – сочиняют стихи. Назовите название улицы и найдите ее на карте.
Улица Кино.
-Этот вид искусства очень популярен, жители этой улицы называются актерами. Сценаристы пишут для актеров роли, а те в свою очередь, их играют, в это время их игру снимают на кинокамеру. Если что-то не получается у актеров, делают повторную съёмку. Все, конечно, догадались, что это за улица?
-Где она находится?
Улица Театральная.
-Здесь
живут люди, профессии которых
тоже актеры. Среди них и драматурги,
и декораторы, и гримёры… В
отличие от предыдущей улицы,
люди здесь работают «в живую»,
здесь ничего не вырежешь, потому
что это более ответственная
работа. Жизнь у них очень интересная,
их любят, ими восхищаются, о них
много пишут. Некоторые актеры
совмещают свою деятельность
в кино и на сцене театра.
Многие могут сниматься в кино,
но не каждому под силу
Улица Музыки.
-Люди, живущие
на этой улице, очень талантливые.
Многие из них знаменитые
Улица Цирковая.-Может, вы мне сами расскажите об этой улице, которая называется Цирковая и находится…
-Что за люди здесь живут?
-Чем они занимаются?
-Чем сложна профессия этих людей?
-В городе
есть и другие улицы, их можно
перечислять очень долго. Но те,
о которых мы говорили, рассказывали,
являются наиболее интересными
и важными. На следующих занятиях
мы более подробно
Занятие №2.
Тема: «Постройка и реальность».
Форма: урок изобразительного искусства.
Цель: развивать наблюдательность, умению видеть красоту природы, художественный вкус, творчество; воспитывать аккуратность, любовь к окружающей природе.
Ход занятия:
- Сегодня
вы сможете побывать в роли
мастеров, мы попробуем сконструировать
в вашем классе частичку
3. Вступительная беседа.
-Нас с
вами окружает множество
Людей, которые создают эти постройки, называют архитекторами. Какие еще объекты, окружающие нас с вами, вы можете перечислить?
-Все эти
объекты можно назвать домами.
Но архитекторы строят целые
города, парки, улицы. Кроме того, они
создают технические
-Красоте
в постройке всегда
Мастера постройки многому учатся у природы, так как природа создала много построек, похожих на домики. Одни из них очень просты по форме, другие сложны и замысловаты. Это и головка мака, и стручки гороха, фасоли. В домиках – раковинах живут моллюски. Природные постройки очень мудро, целесообразно сработаны природой. Посмотрите, например, на пчелиные соты: с какой точностью выполнены все ячейки.
-Ну а сегодня я приглашаю вас в путешествие по морскому дну. Кого мы можем встретить в море?
-Это
различные рыбы, крабы, моллюски, морские
звезды, осьминоги, медузы. Подводный
мир очень и очень красив
и разнообразен. И сегодня мы
с вами попробуем воссоздать
картину морских глубин. Мы наполним
наше «море» различными
-Это
обитатели моря. Тело у них
в виде колокола или зонтика,
по краям которого – щупальца.
Эти щупальца даже могут
4. Практическая работа.
-Чтобы выполнить такую медузу, обведите шаблоны. Затем затушуйте тем цветом, какого бы вы хотели видеть свою медузу.
-После
того, как подсохнет, полученные
фигуры выстригаем. У круга делаем
надрез и придаем форму
-Прямоугольник разрезаем на тонкие полоски. Полоски складываем гармошкой, приклеиваем их к туловищу.
А что еще мы можем увидеть в море? Какие растения?
-Чтобы
сделать водоросль, обведите шаблон,
нарисуйте на круге линию, похожую
на спираль, на завиток. Затушуйте
зеленым цветом. Когда подсохнет,
вырежьте круг, разрежьте бумагу
по нарисованной ранее линии.
Теперь возьмите за середину.
Водоросль упадет вниз
-Получившихся у вас медуз и водоросли я предлагаю поместить в наш своеобразный морской мир (нарисован на листке ватмана).
5. Итог урока.
-Какие
конструкции из природы
-Как называют мастера постройки?
-Что создают архитекторы?
-Урок окончен.
Занятие №3.
Тема: «Формы музыки».
Форма: урок музыки.
Цель: содействовать развитию музыкального вкуса; развивать навыки в области слушания, пения, музыкальных ритмических движений.
Ход занятия:
-На протяжении всех уроков музыки, которые у нас с вами были, вы слушали разные произведения. Они были длинные и короткие, быстрые и медленные. Вы определяли характер этих произведений. Сейчас прозвучит произведение, а вы попробуйте определить характер музыки.
-Сколько действующих лиц? Как догадались? (один уверенный, смелый, другой фыркает).
-Кого изображает музыка? (животных).
-А почему нельзя изобразить слона, мышку?
-А если
музыка звучит не сильно
-Скажите, что они делают в произведении?
-Они были одинаковы по характеру или разные?
-Композитор
Чайковский назвал это
-А вы уже встречались с балетами?
-Что такое
балет? (большой музыкальный
-Какие еще песни о животных вы знаете?
-Кто действующие лица?
-Знаете песню «Голубой вагон»? Кто действующие лица?
-Послушайте попевку «Чебурашка с крокодилом стали песню напевать».
-Вы заметили, что в этой попевке есть исполнение со словами и без слов. Пение без слов называется вокализ.
-Ещё раз послушайте, запомните мелодию и слова.
-Слова запомнили? Споем.
-Дальше идёт та же самая мелодия, но с закрытым ртом. Губы сомкнуты, а зубы разжаты.
-Давайте поиграем с вами и превратим попевку в другой жанр.
-Какие музыкальные жанры вы знаете? (танец-вальс, танец-полька, марш).
-В какой танец прекратим попевку?
-А может в польку?
-А если это будет танец, то давайте придумаем другие слова («стали польку танцевать»).
-Полька – какой танец по характеру? (с прискоками, с хлопками).
-А теперь как мы будем петь вокализ?
-Давайте споем его по-другому: ля-ля-ля! Удобно петь?
-А можно
эту попевку разделить на
-А разве тут изменяется характер? Это одно целое.
-Произведения, которые нельзя изменить на части, называются одночастными.
-Сейчас загадаю музыкальную загадку. Послушайте и определите, сколько частей в произведении.
-Можно разделить произведение на части? Почему?
-На сколько частей? Почему вы так решили? ( 1 часть-веселая, быстрая, танцевальная; 2 – грустная, медленная; 3 – веселая).
-Как можно назвать такую форму? (трехчастная).
-Это произведение
называется «Веселая. Грустная». Сочинил
произведение немецкий
-Послушайте следующую песню «Монтер».
-О ком она?
-Что случилось?
-Сначала какой был медведь? А потом? Какой стал медведь?
-Разучим песню. Прослушайте первую строчку:
«На сосну медведь полез, осветить задумал лес».
-Повторим. Исполним.
-Далее: «Да случилась тут беда: перепутал провода.
Грустно смотрит мишка вниз –
Света нет, и сам повис!»
-Споем всю песню. Изобразим медведя. Начало споем уверенно, а конец – медленно, грустно.
-Можно ли эту песню разделить на части? На сколько?
-Такую музыкальную форму называют двухчастной.
-Послушайте следующую песню. Постарайтесь разделить ее на части («Калинка»).
-Сколько частей вы услышали? Как догадались?
-Как называется произведение, которое можно разделить на две части?
-Вам знакома эта музыка? Как называется?
-Это русская
народная песня «Калинка». Давайте
украсим ее музыкальными
3. Итог урока.
-С какими
музыкальными формами
-Хорошо запомнили. Молодцы!
Занятие №4.
Тема: «Колосок» (украинская сказка).
Форма: урок литературного чтения.
Цель: развивать творческие способности детей путём инсценирования сказки; развивать навыки коллективной работы.
Ход занятия:
-Доставили ли вам
-какой эпизод вам больше
-Мы с вами посмотрели
-Кто, на ваш взгляд, более удачно передал характер Петрушки? Мышки? Почему?
-Чья интонация была
-Давайте определим самого
-А вы можете посоветовать другим актерам что-нибудь?
4. Итог урока.
-Как называется сказка, которую мы смотрели сегодня?
-Хорошо или плохо она
-Как по-другому она могла закончиться?
Занятие №5.
Тема: «В мастерской художника».
Форма: урок изобразительного искусства.
Цель: познакомить с творчеством выдающихся художников: Шишкина, Кончаловского, Леонардо да Винчи; развивать умение видеть в картинах прекрасное.
Ход занятия:
-Сегодня
мы начнем разговор об одном
из древнейших искусств –