Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа
Цель – выявление возможностей искусства как средства эстетического
воспитания.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
Результаты были следующие.
«Да» - ответили 75% учащихся
«Нет» - ответили 25% учащихся
«Да» - ответили 50% учащихся
«Нет» - ответили 50% учащихся
«Да» - ответили 50% учащихся
«Нет» - ответили 50% учащихся
«Да» - ответили 75% учащихся
«Нет» -ответили 25% учащихся
Правильно ответили – 25% учащихся
Не дали ответа – 75% учащихся
Правильно ответили – 9% учащихся
Не дали ответа – 91% учащихся
«Да»- ответили 91% учащихся
«Нет»- ответили 9% учащихся
«Да» - ответили 75% учащихся
«Нет» - ответили 25% учащихся
Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что культурный уровень младших школьников невысок и показали это на диаграмме.
Дети не только
не имеют представления об
основных понятиях из области
искусства, но также у многих
нет интереса к повышению
Исходя из полученных данных педагогического диагностирования младших школьников, нами была намечена система занятий по эстетическому воспитанию (Приложение 2).
По данным диагностики мы составили занятия, способствующие повышению основ эстетической культуры младших школьников. Всего разработано 10 занятий. Длительность занятий – 40 минут. Занятия планируются проводиться один раз в месяц.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Сентябрь.
1.Тема: «Путешествие в страну искусства».
Форма: беседа.
Цель: познакомить детей с тематикой классных часов «Уроки красоты», с выставкой работ лучших художников.
2.Тема: «Постройка и реальность».
Форма: урок изобразительного искусства.
Цель: развивать наблюдательность, умению видеть красоту природы, художественный вкус, творчество; воспитывать аккуратность, любовь к окружающей природе.
Октябрь.
Тема: «Формы музыки».
Форма: урок музыки.
Цель: содействовать развитию музыкального вкуса; развивать навыки в области слушания, пения, музыкальных ритмических движений.
Ноябрь.
Тема: «Колосок» (украинская сказка).
Форма: урок литературного чтения.
Цель: развивать творческие способности детей путём инсценирования сказки; развивать навыки коллективной работы.
Декабрь.
1.Тема: «В мастерской художника».
Форма: урок изобразительного искусства.
Цель: познакомить с творчеством выдающихся художников: Шишкина, Кончаловского, Леонардо да Винчи; развивать умение видеть в картинах прекрасное.
2.Тема: «В гостях у сказки».
Форма: урок литературного чтения.
Цель: познакомить детей с устным народным творчеством; развивать фантазию и веру победы добра над злом.
Январь.
Тема: «Мир музыки».
Форма: урок музыки.
Цель: познакомить с творчеством выдающихся композиторов; развивать умение слушать музыку; прививать любовь к музыке.
Февраль.
Тема: «Ура! Ура! Ура! Мы в цирк идем!»
Форма: заочное путешествие.
Цель: познакомить учащихся с понятием «цирк» и с творчеством людей, работающих в цирке.
Март.
Тема: «Мистер Этикет».
Форма: театрализованная игра.
Цель: познакомить детей с понятием «этикет»; научить вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу, быть внимательным к старшим.
Апрель.
Тема: «Ежели вы вежливы».
Форма: беседа.
Цель: познакомить с понятием «вежливость»; учить видеть свои недостатки при общении с другими; воспитывать стремление быть вежливым по отношению к другим.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
1. Воспитание учащихся в
2. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание
школьников средствами
3. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: 1999. – 320 с.
4. Дубровина, И. В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М.: Академия, 1999. - 464 с.
5. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.
6. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
7. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
8. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
9. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
10. Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1988. - 272 с.
11. Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 608 с.
12. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
13. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. А. К. Дремова. - М.: Высш. школа, 1975. - 327 с.
14. Петрова, И. А. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4): Часть 2 / И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
15. Печерский, М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах / М. С. Печерский. - М.: Просвещение, 1969. – 208 с.
16. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
17. Система эстетического воспитания школьников /под ред. С. А. Герасимова. - М.: Педагогика, 1983 - 264 с.
18. Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
19. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
20. Уроки мастерства: учебник для 3-го класса. – Самара: Учебная литература, 2004. – 120 с.
21. Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. – Лениздат, 1961.- 128 с.
22. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
23. Шадрина, И. М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда / И. М. Шадрина // Начальная школа. – 2000. - №4. - с. 84-87.
24. Эстетическое воспитание в школе / под ред. Б. Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
25. Эстетическое воспитание школьников / под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.
Приложения
Приложение 1
Метод исследования
Метод – анкетирование
Приложение 2
Система занятий по эстетическому воспитанию
Занятие №1.
Тема: «Путешествие в страну Искусства».
Форма: беседа.
Цель: познакомить детей с тематикой классных часов «Уроки красоты», с выставкой работ лучших художников.
Ход занятия:
-Сегодня мы отправимся в путешествие в замечательный город, который называется «искусство». Посмотрите внимательно на маршрут нашего путешествия.
-Как вы уже заметили, в городе множество улиц, которые имеют свои названия. По городу «Искусство» мы будем путешествовать на протяжении нескольких занятий. Но прежде чем войти в город, скажите, как ы понимаете само слово «искусство»?
-Что такое искусство?
-У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство, знание дела. Само дело, требующее такого умения, так же называют искусством – например, военное искусство. Но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении «художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.
-Город Искусство очень большой. В нем размещается множество улиц.
-Как вы думаете, когда появился город?
-Город
Искусство появился очень