Эстетическое воспитание младших школьников средствами учебно-воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявление возможностей искусства как средства эстетического
воспитания.

Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 155.09 Кб (Скачать файл)

 

Занятие №8.

Тема: «Ура! Ура! Ура! Мы в цирк идем!»

Форма: заочное  путешествие.

Цель: познакомить учащихся с понятием «цирк» и с творчеством людей, работающих в цирке.

Ход занятия:

-Сегодня мы отправимся в путешествие  по очень интересной улице, а  по какой, мы сейчас узнаем. Эта  улица появилась в средние  века. На ней живут артисты. В  странах называли их по-разному: на Руси – скоморохи, в Западной  Европе – жонглеры.

-Артисты часто бродили с медведями, которые были равноправными участниками  представлений. Конечно, вы уже догадались, о какой из улиц пойдет речь? (Цирковая).

-Кто знает, что обозначает слово  «цирк»? Цирк происходит от латинского  «циркус» - круг. Всё в цирке происходит  на круглой площадке, которую  называют манежем.

-Кто из вас слышал, где, в каком  городе впервые состоялось цирковое  представление?

-Первое цирковое представление  состоялось в Лондоне. Там в  манеже под открытым небом  ежедневно ( если позволяла погода) в 5 часов вечера начиналось представление. Конные акробаты, канатные плясуны, прыгуны и жонглеры развлекали  публику.

-За годы, прошедшие со времени  появления первого цирка, выросло  мастерство актеров, появились новые сложные номера.

-Кто из вас был в цирке? Что вам больше всего понравилось?

-А выступают ли в цирке  животные?

-Правильно, без животных не может  обойтись любое цирковое представление. А какие животные могут участвовать  в цирковых номерах?

-Верно, в цирке могут работать  очень многие животные. Это львы  и тигры, пантеры и кошки, слоны  и собаки, свиньи и ослики, бегемоты  и обезьяны. А кто из вас  знает, как называют артистов, которые  работают с животными?

-Конечно же, это дрессировщики  и укротители.

-А что делают клоуны в цирковых  номерах?

-Правильно, они смешат, развлекают  зрителей. Кроме того, клоун на  манеже весь вечер: он заполняет  весельем паузы между номерами. Кто вспомнит имена самых известных  клоунов цирка?

-Это Олег Попов, Карандаш, Леонид  Егинбаров, Юрий Никулин.

А сейчас … прочитает стихотворение Булата Окуджавы «Цирк», посвященное Юрию Никулину.

Цирк

Цирк – не парк, куда вы ходите грустить и отдыхать.

В цирке надо не высиживать, а падать и взлетать

И под куполом, под куполом, под куполом скользя,

Ни о чем таком сомнительном раздумывать нельзя.

Все костюмы наши праздничные – смех и суета.

Все улыбки наши пряничные не стоят ни черта

Перед красными султанами на конских головах,

Перед лицами, таящими надежду, а не страх.

О, Надежда, ты крылатое такое существо!

Как прекрасно твое древнее святое существо:

Даже если вдруг потеряна (как будто не была),

Как прекрасно ты распахиваешь два своих крыла

Над манежем и над ярмаркой праздничных одежд,

За тревогой завсегдатаев, над ужасом невежд,

Похороненная заживо, являешься опять

Тем, кто жаждет не высиживать, и падать и взлетать.

- А теперь у каждого из  вас есть возможность побывать  в роли циркача, клоуна, дрессировщика, жонглера и выступить перед  классом, показать то, на что способен  далеко не каждый. (Выступления  детей).

Занятие №9.

Тема: «Мистер Этикет».

Форма: театрализованная игра.

Цель: познакомить детей с понятием «этикет»;  научить вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу, быть внимательным к старшим.

Ход занятия:

-Мы начинаем нашу театрализованную  игру «Мистер Этикет в картинках». Сегодня все попробуют себя  в роли игроков и даже артистов. Разделимся на две команды  по жетонам.

-Первая команда «Солнышко», вторая  – «Лучик». Итак, команды занимают  свои места. Жюри будет оценивать  игру наших команд по пятибалльной  системе. А мы попробуем поразмыслить  над таким вопросом: а нужен  ли нам этот самый этикет  сегодня, пригодится ли он нам  в дальнейшей жизни? Словом, полезная  ли это штука или ее пора  на свалку вместе со старым  черно-белым телевизором?

-Внимание, нашим командам предстоит  дать правильный ответ на первый  вопрос по этикету. Наверное, мы  все любим обращаться с различными  вопросами по телефону. Нас всегда  что-то волнует. Сегодня надо узнать, что задали по математике, завтра  еще что-нибудь… Но, как я слышала, иногда бывает такое… Приглашаем  наших артистов.

Сценка:

-Алло!

-Алло!

-Кто это?

-А кто вам нужен?

-Куда это я попал?

-Куда вы хотели попасть?

- Вы скажете, кто вы, наконец?

(бросает трубку).

-Кажется, телефонный разговор не  удался. Да, ситуация не из приятных. Что ж, будем учиться на чужих  ошибках. Вопрос командам: Какие ошибки были допущены ребятами в разговоре? Отметьте и исправьте.

Пока жюри оценивает работу команд и ставит соответствующие баллы, можно устроить небольшую игру со зрителями, задав им такой вопрос: «Кто  из вас может сказать, что же это такое – этикет? Сформулируйте это понятие».

-И снова задание командам. Сейчас  мы станем свидетелями второго  разговора. Может, он будет более  удачным? Приглашаем наших артистов.

-Справочная слушает!

-Алло! Справочная? Добрый вечер! Будьте  любезны, если не затруднит, можно  ли как-нибудь выяснить телефон  моего очень хорошего друга? Видите  ли, я потерял записную книжку  и теперь…

-Фамилия!

-Чья? Один из нас…

-Вашего друга!

-Вы знаете, у него очень известная  фамилия, он…

-Прошу Вас, быстрее!

-Но вы же меня все время  перебиваете. Просто плохо воспитаны! Не знаете правил хорошего  тона! Я не могу так разговаривать! (бросает трубку).

-Определите, какие ошибки были  допущены во втором разговоре  по телефону?

-Ну а теперь мы с вами  пойдем в гости. Не правда ли, как здорово: чем-то нас там  угостят, как примут? Внимание командам: смотрим сценку « как нужно  вести себя в гостях». Приглашаем  наших артистов (действующие лица: гость и хозяйка. Раздается резкий  звонок. Входит гость. Хозяйка встает  из-за стола).

Гость: «Привет! А вот и я! Не ждали?! Ну, ничего, не волнуйтесь, я ведь, кажется, вовремя. Поужинаем вместе» (бросает пальто и шапку на стул).

Хозяйка: «Я очень рада Вас видеть…»

Гость, осматривая стол: «А у вас тут ничего, подходяще. Ух ты!.. Что это такое? (хватает руками) Для чего? Ой, сломалось. Ого! А что это? Сколько стоит? Мне позарез нужно».

Хозяйка: «Я Вам дарю!»

Гость: «Серьезно? Что, просто так? А что, беру!» (прячет вещь в карман)

Хозяйка: «Прошу к столу».

Гость: «С удовольствием. Я вот здесь, во главе стола люблю сидеть (усаживается, нарушая правила этикета, вилкой берет хлеб) Вот это я люблю! А вот рыбу я не буду. Я ее не люблю. Всё! Я наелся! (переворачивает чашку вверх дном и выходит из-за стола). Ухожу по-английски, не прощаясь».

Хозяйка вскакивает: «Подождите, я провожу Вас!»

-Вопросы командам:

1.Какие ошибки допущены нашим  гостем?

2.Как следует правильно вести  себя в гостях?

-Оценки жюри.

-В XIX веке умение писать письма ценилось так высоко, что возник даже особый литературный жанр – эпистолярный. По письму человека судили о много: об изяществе его ума, о воспитанности. Поэтому лет двести назад даже простое приглашение в гости могло превратиться в художественное произведение. Попробуйте и вы пригласить в гости своего друга (подругу), послав небольшую записку (каждый капитан пишет за 3 минуты с обратной стороны доски).

1.Постарайтесь пригласить своего  лучшего друга к себе на  День рождения.

2.Постарайтесь пригласить своего  друга в кино.

-А теперь немного поиграем. Поговорим  о сленге. Кому-то он понятен, кому-то  нет. Что такое сленг? (испорченный  язык).

-Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть  свою независимость, выделиться  среди других. Самый легкий способ  говорить каким-нибудь непонятным  и таинственным языком. Ну что, переводчики, вы готовы? Переведите  такие фразы, которые не знал  русский человек еще сто лет  назад:

1. Я торчу от той песни ( она  мне нравиться).

2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).

3.Понтово (приятно).

4.Выделываться ( вести себя вызывающе).

5.Прикол ( шутка).

6.Отпад (замечательно).

7.Тащиться (быть в восторге).

-Подобный «словесный мусор», тем  более, непристойная брань, засоряют  наше общение. «Болезнь сленга» - это все-таки детская, а значит, должны проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать культурным  взрослым.

-Подведем итоги. Слово жюри.

Занятие №10.

Тема: «Ежели вы вежливы».

Форма: беседа.

Цель: познакомить с понятием «вежливость»; учить видеть свои недостатки при общении с другими; воспитывать стремление быть вежливым по отношению к другим.

-Этикет – система норм нравственного  поведения, образец, эталон вежливости  и красивых манер, принятых в  данном обществе, в какой-либо  общественной или профессиональной  группе. Понятие «культура общения»  шире, чем «этикет». Оно охватывает  все реальное состояние отношений  между людьми данного общества.

-Слово «манеры» в «Словаре  по этике» объясняется как  способ держать себя, внешняя  форма поведения, обращения с  другими людьми. Это совокупность речи, походки, жестов, мимики конкретного человека, составляющая его своеобразный облик, внешнее проявление нравственного уровня личности: тактичность, любезность, скромность, доброжелательность или отсутствие всего этого. Манеры позволяют выразить наше расположение, почтение к другому красиво. Но манеры могут быть и дурными. Скажите мне, что вы понимаете под дурными манерами? (привычка громко говорить, грубость, неряшливость в одежде).

-Внимательно послушайте стихотворение  «Очень вежливый индюк».

Объявился в доме вдруг

 Очень вежливый индюк.

 Раз по тридцать в день, не реже, он кричал:

- Эй вы, невежи! Заходите, что-ли, в  гости-

поучиться веж-ли-вос-ти!

–Я и сам, - кричал Индюк, - доктор Вежливых Наук,

И жена моя – пример замечательных манер –

 Даже когда спит она, видно, что воспитана!

 Не стесняйся ты, Осел, заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!».

Ты не будь свиньей, Свинья, ждет тебя моя семья!

Только раньше бы умыла ты  свое свиное рыло!

 Как ни бился он, однако  к Индюку никто не шел – 

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

Не идут канальи в гости!

 Зря пропали все труды! Все  они балды-балды!

И добавил с высоты своего величия:

-Не усвоили, скоты, правила приличия.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами учебно-воспитательного процесса