Эстетическое воспитание младших школьников средствами учебно-воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявление возможностей искусства как средства эстетического
воспитания.

Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 155.09 Кб (Скачать файл)

-Слово, звук, изображение – без них невозможны  все остальные виды искусства: ни спектакль, ни фильм, ни эстрадный  концерт. Музыку слушают, о героях  литературных произведений читают, представляют их себе мысленно, в воображении. А вот произведения  изобразительного искусства мы  видим глазами. Изобразительное  искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один единственный человек – сам художник. Художников много, работают они по-разному, по-разному их и называют.

-Кистями  и красками работают живописцы; карандашом, углем, тушью – графики; изображения в глине, камне и  других, порой, самых неожиданных  материалах, создают скульпторы. Немного  подробнее мы остановимся на  живописи. «Писание живого», отображение  жизни в ее цветовом разнообразии  – так можно объяснить слово  «живопись».

-Всё разнообразие  произведений изобразительного  искусства можно разделить на  несколько больших групп, которые  называются жанрами. Выделяют следующие  жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой  и исторический. Для того, чтобы  вы лучше поняли значения этих  слов, послушайте стихотворение  Григория Гладкова:

Если видишь на картине нарисована река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш – обязательно картина называется…пейзаж! Если видишь на картине чашку кофе на столе, или морс в большом графине, или розу в хрустале, или бронзовую вазу, или грушу, или торт, или все предметы сразу – знай, что это…натюрморт! Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас – или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, летчик или балерина, или Колька – твой сосед – обязательно картина называется…буфет?! ...портрет!

-Посмотрите  внимательно на выставку картин. Скажите, какие из них мы отнесем  к пейзажу? Обратите внимание  на картину Ивана Ивановича  Шишкина «Рожь». Относится ли эта картина к пейзажу? Обоснуйте свой ответ.

-Картина  «Рожь» была написана художником  в 1878 году. К мотиву хлебной нивы  Шишкин обращался и прежде, однако, образ, созданный им в картине  «Рожь», оказался столь ёмким, а  пейзаж столь типическим, что  в какой-то мере эта картина  стала воплощением образа самой  России. Широкие, наглядные дали  открываются перед нами, в хлебах, стеной стоящих до горизонта, теряется дорога. Золотистая спеющая  рожь клонит свои тяжелые налитые  колосья почти до самой земли, в хлебах синеют васильки. Низко  над землей летят ласточки  – будет дождь, из-за горизонта  поднимается тяжелая, темная туча, предвестница грозы. Справа от  ржи растет сосна с могучей  пышной кроной. К картине «Рожь»  Шишкин создал величавый образ  русской земли, ненаглядно просторной, суровой и прекрасной. Шишкин  написал большое количество картин. Посмотрите на них. Попробуйте  описать одну из них… ту, которая  вам больше всего понравилась. Расскажите все, что вы увидели  на этой картине, все, что вы  в ней заметили особенного, что  привлекло ваше внимание (картины  «Летний день», «Лесные дали», «Паутина  в лесу», «Утро в сосновом бору», «Дубки», «Папоротники в лесу»).

-А теперь  назовите те картины на выставке, которые относятся к натюрморту.

-Посмотрите  внимательно на картину Кончаловского  «Персики». Натюрморт, написанный в 1935 году, привлекает нас своей  красотой и поэтичностью. Красота  и гармония заключены уже в самой композиции – устойчивой, спокойной, симметричной. В центре круглого стола помещена плетеная корзина, доверху наполненная крупными спелыми персиками. Их так много, что они не помещаются в корзине. Сочная зелень листьев красиво сочетается с золотисто-розовой поверхностью персиков и коричневым фоном. Художник с помощью красок передает красоту обыденных вещей, заставляет нас любоваться ими. Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура». Однако мир вещей, который открывает перед нами Кончаловский, не производит впечатление застывшего, мертвого.

-А теперь  посмотрите на одну из самых  известных картин Леонардо да  Винчи. Кто знает, как она называется? («Мона Лиза»).

-Молодая  женщина задумчиво смотрит на  зрителя. За её спиной – голубое  небо, зеркальная гладь воды, силуэт  скалистых гор, потоки воздуха. Пейзаж  безлюден и пустынен, это скорее  образ вселенной, обозреваемой с  огромной высоты. И в середине  вселенной царит таинственный  образ женщины. Леонардо словно  говорит, что в центре всего  мира стоит человек, и нет ничего  более величественного и прекрасного.

-Известно  ли вам, портрет какой женщины  часто сравнивают с Джакондой  Леонардо? Этот портрет написал  известный в России художник  Владимир Боровиковский. Назовите  эту картину («Портрет графини  Лопухиной»). Женский образ боровиковской «Джаконды» лиричен и душевен. Художник рассказывает о женской красоте, доброе. Он первый ввел в русский портрет изображение природы. Пейзаж на портрете дает ключ к разгадке души юной красавицы, ее поэтичности и мягкой грусти. Попытайтесь сравнить два этих портрета. Чем они отличаются?

-Итак, что  нового вы узнали на этом  занятии? Что вам понравилось  или не понравилось?

Занятие №6.

Тема: «В гостях у сказки».

Форма: урок литературного чтения.

Цель: познакомить детей с устным народным творчеством; развивать фантазию и веру победы добра над злом.

Ход занятия:

-Сегодня мы пройдемся по улице  Литература. Найдите ее на карте. Что же обозначает слово литература? Литература – искусство слова  – начиналась тогда, когда человечество  еще не имело письменности. Первые  литературные произведения: легенды, мифы, былины, песни – люди передавали из уст в уста.

-А так как занятия у нас  небольшие по времени, я вам  сегодня расскажу самое главное и основное, что касается сказок, а о легендах, былинах и мифах вы можете узнать самостоятельно  в библиотеке или из книг, которые я вам дам.

-Любите ли вы сказки?

-Сказки появились очень давно. Сказка – от слова «сказывать», «рассказывать». Так оно и было  раньше – сказки обязательно  рассказывали, а не читали по  книге, как часто это делают  сейчас.

-сказки не только могут читать, рассказывать, но и инсценировать. Все, конечно, знают сказку «Репка». Давайте попробуем обыграть ее. Мне нужно 7 добровольцев. (Проведение  игры).

-Сказки бывают разные: о животных, которые очень похожи на людей, - хитрая лиса, трусливый заяц, глупый  и жадный волк… Сказки о  животных очень древние, но еще  более древние волшебные сказки. Их герои пользуются коврами-самолетами  и шапками-невидимками, добывают  «живую» и «мертвую» воду, побеждают  Змея-Горыныча. Помогают сказочным  героям Серый волк, Сивка-Бурка, щука. Кто знает, откуда берутся сказки?

-В глубокой древности их сочиняли, передавали из уст в уста, каждый  рассказчик добавлял что-то свое. Так и жили сказки среди  людей, а со временем их стали  записывать, переводить с одного  языка на другой.

-Авторов многих сказок мы  не знаем, их имена затерялись  в глубине веков. Такие сказки  называются народными. Но есть  сказки, авторы которых известны  точно: «Сказку о рыбаке и рыбке»  сочинил… А.С.Пушкин, «Аленький цветочек» - … Аксаков С.Т., «Воробьишко» - …Горький  А.М.

-Сказок великое множество, все  они разные, но в них есть  нечто доброе, злое, общее. Чем похожи сказки? Как правило, в сказках добро побеждает зло. Сказок очень много, старинных и современных, о далеком будущем и о сегодняшнем дне. А сейчас я прочитаю вам начало сказок «Два брата», «Репка». Вы внимательно слушайте и запоминайте. После вам нужно будет сочинить продолжение к сказке «Два брата».

Два брата.

Жил да был в одной деревне птицелов, и было у него два сына. Старший, Виктор, был жадный и ленивый, а младший, Данила, - добрый и трудолюбивый. Поймал однажды птицелов дрозда, посадил его в клетку. А Даниле жалко стало несчастную птицу, и он тайком от отца отпустил ее на волю. Вылетел дрозд на свободу и молвил человеческим голосом:

- Спасибо тебе, Данилушка, что освободил меня. Я не простой  дрозд, а волшебный. Проси у меня, чего хочешь.

- Ничего мне не надо, - ответил Данила. – Все, что мне  нужно, я могу заработать своим  трудом.

- За твою доброту я  отблагодарю тебя. Вот тебе мое  перышко. Как только понадобиться  тебе моя помощь, подумай про  меня и подуй на него, и тотчас  появлюсь и помогу тебе. Поблагодарил  Данила дрозда и спрятал перышко  за пазуху. Прошло три года…

 

- Дети, придумайте продолжение  и концовку сказки. У вас получились  разные варианты продолжения  этой сказки, но в них есть  нечто общее, то что объединяет  всех вас – вера в лучшее, вера в победу, доброго над  плохим.

 

Занятие №7.

Тема: «Мир музыки».

Форма: урок музыки.

Цель: познакомить с творчеством выдающихся композиторов; развивать умение слушать музыку; прививать любовь к музыке.

Ход занятия:

-Сегодня мы продолжим путешествие  по городу Искусство. Познакомимся  с замечательной улицей в этом  городе. Посмотрите на нее и  скажите, как она называется? (Музыка). Мы живем в звучащее время. Самые разнообразные звуки мы слышим на улице, в транспорте, дома, в школе. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева. Мы так привыкаем к звукам, что некоторые из них замечаем только иногда. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко и безошибочно выделяет особые звуки – музыкальные. Что же такое музыка? Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать  у слушателей ощущение света или тьмы, летнего зноя или ночной прохлады…

-Как называют людей, создающих  музыкальные произведения? Конечно, это композиторы.

-А теперь прослушайте стихотворение  Александра Блока и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение и что хотел сказать поэт, сочинив такое стихотворение?

Я никогда не понимал

Искусство музыки священной.

А ныне слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносит из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным.

То для меня мечта поет,

То веет таинственным, прекрасным.

(варианты детей).

-итак, с этим стихотворением  войдем в мир музыки! Сегодня  мы будем слушать музыкальные  произведения наиболее известных  композиторов.

1.П.И. Чайковский «Танец маленьких  лебедей» (прослушивание).

-Кто из вас знает, как называется  это музыкальное произведение  и кто его написал?

-А что вы знаете о Чайковском?

-Каждый из вас слышал музыку  Чайковского. С детства нам знакомы  «Танец маленьких лебедей», «Марш  деревянных солдатиков», «Детский  альбом», «Времена года». Музыкой  Чайковский начал заниматься  рано, с пяти лет его стали  обучать игре на фортепиано. Правда, прежде чем посвятить себя  сочинению музыки, Петр Ильич  стал профессиональным юристом. Но музыка влекла к себе  неудержимо, и в 1862 году Чайковский  поступил в класс композиции  Петербургской консерватории, а  через 3 года окончил ее с золотой  медалью. П.И. Чайковский стал композитором. Творческое наследие композитора  очень велико. Он писал оперы  и балеты, симфонии и романсы.

-А теперь послушайте мое задание. Сейчас я раздам первому ряду  листочки с вопросами и вы  должны ответить на них. Напишите, понравился ли вам отрывок  из балета «Лебединое озеро» («Танец  маленьких лебедей»). Если «да», то  почему, если «нет» то тоже  почему. А пока первый ряд пишет  о своих впечатлениях, мы прослушаем  с вами отрывок «Полонеза»  из оперы «Евгений Онегин».

-А теперь мы будем слушать музыку еще одного известного композитора. Слушайте внимательно.

2. Моцарт «Турецкий марш» (прослушивание).

-Кто автор этого музыкального  произведения под названием «Турецкий  марш»?

-Может кто-нибудь из вас слышал  что-то об этом композиторе?

-Вольфганг Амадей Моцарт родился  в семье музыканта. Учиться музыке  юный Вольфганг начал в 3 года, а к 6 годам он был уже автором  нескольких музыкальных произведений. Такого в музыке еще никогда  не было. К 20 годам Моцарт был  уже автором 18 симфоний, 22 сонат для  скрипки и фортепиано. Довольно часто бывает так, что ребенок, который в детстве был вундеркиндом, становится вполне обыкновенным взрослым. С Моцартом этого не произошло. Перестав быть ребенком, он не перестал сочинять прекрасную музыку. И по сей день он является одним из величайших композиторов оперной и инструментальной музыки!

-Задание для второго ряда. Какие  чувства у вас вызвало прослушивание  этого произведения? Изменилось  ли ваше настроение? Как? А пока  второй ряд работает, мы прослушаем  «Сонату для фортепиано №15», которую  тоже написал Моцарт.

3. Вивальди «Лето» (прослушивание).

-Этого композитора будет узнать  сложнее, но он не менее известен, чем предыдущие композиторы. Я  вам немного подскажу. Этот композитор  написал такие музыкальные произведения, как «Лето», «Весна», «Осень». Сейчас  только что вы прослушали «Лето». Кто догадался, какой композитор  написал это произведение? Если  вы затрудняетесь, я вам скажу  сама. Это Вивальди. Если вы затруднялись  сказать, то теперь будете знать. А если хотите знать больше  об этом композиторе, вы можете  взять энциклопедию для детей  из серии «Я познаю мир: Культура». Там в доступной форме изложены  сведения о Вивальди, а так  же и о других композиторах.

-Задание третьему ряду. Какую картину вы представили во время прослушивания? Опишите ее. В то время, как третий ряд будет выполнять задание, мы прослушаем еще одно музыкальное произведение Вивальди «Весна», Понравилось ли вам это произведение? Какую закономерность вы заметили? Верно, весну и лето композитор ощущает, представляет по-разному.

-Как вы уже догадались, на  сегодняшнем занятии мы слушали  классическую музыку, но это лишь  маленькая частичка классических  шедевров композиторов. В настоящее  время в магазинах можно приобрести  кассеты и диски с классической  музыкой.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами учебно-воспитательного процесса