Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:27, курсовая работа
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет Педагогики Начального
и Специального Образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Выполнила: студентка III курса
32 группы
Швагурцева И.С.
Научный руководитель:
к. п. н., доцент
Луговская И.Р
Архангельск, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" (15, 14).
Эти слова Б.М. Неменского говорят
о том, что школа решает, что
будут любить и ненавидеть, чем
восторгаться и гордиться, чему будут
радоваться, а что презирать люди
через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом
связано с мировоззрением будущего
общества. Формирование же любого мировоззрения
не может считаться законченным,
если не сформированы эстетические взгляды.
Без эстетического отношения
мировоззрение не может быть подлинно
цельным, способным объективно и
во всей полноте охватить действительность.
"Как невозможно себе представить
человеческое общество без истории
его культурного и
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую
культуру, - отмечают многие писатели,
педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский,
Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее
благоприятном для этого младшем школьном
возрасте. Чувство красоты природы, окружающих
людей, вещей создает в ребенке особые
эмоционально психические состояния,
возбуждает непосредственный интерес
к жизни, обостряет любознательность,
развивает мышление, память, волю и другие
психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя,
в окружающей действительности призвана
система эстетического
Но у всякой системы есть стержень,
основа, на которую она опирается.
Такой основой в системе
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Это предположение и определило тему нашего исследования: "Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства".
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
Методы исследования:
База исследования: г. Архангельск,
средняя школа № 45, 3"Г"
класс.
В этой главе мы рассмотрим основные
теоретические подходы
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) (25; 1580). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (13; 7). Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического
воспитания, развития личности, формирования
ее эстетической культуры одна из важнейших
задач, стоящих перед школой. Указанная
проблема разработана достаточно полно
в трудах отечественных и зарубежных
педагогов и психологов. Среди
них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко,
Б.Т.Лихачев,
А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский,
М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В использованной литературе имеется
множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей
и средств эстетического
В книге "Общие вопросы эстетического
воспитания в школе" под редакцией
известного специалиста по эстетическому
воспитанию
В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку:
"Советская педагогика определяет эстетическое
воспитание как воспитание способности
целенаправленно воспринимать, чувствовать
и правильно понимать и оценивать красоту
в окружающей действительности - в природе,
в общественной жизни, труде, в явлениях
искусства" (16; 6).
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" (11; 451). В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория
эстетического воспитания школьников"
опирается на определение данное
К. Марксом: "Эстетическое воспитание
- целенаправленный процесс формирования
творчески активной личности ребенка,
способного воспринимать и оценивать
прекрасное, трагическое, комическое,
безобразное в жизни и
Существует множество
Во-первых, это процесс целенаправленного
воздействия. Во-вторых, это формирование
способности воспринимать и
в-четвертых, - развитие способности к
самостоятельному творчеству и созданию
прекрасного.
Своеобразное понимание
В процессе исследования мы обратили
внимание, что часто среди педагогов
бытует ошибочное мнение о тождестве
эстетического и
В "активизации способности
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического
отношения детей к
Рукавицын М.М., который считает: "Конечная
цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне
развитый человек… образованный, прогрессивный,
высоконравственный, обладающий умением
трудиться, желанием творить, понимающий
красоту жизни и красоту искусства"
(21; 142). Эта цель также отражает и особенность
эстетического воспитания, как части всего
педагогического процесса.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства