Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:27, курсовая работа
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
Встреча с явлением искусства не
делает человека сразу духовно богатым
или эстетически развитым, но опыт
эстетического переживания
"Постижение искусства есть
познавательный процесс
Жизненный опыт ребенка на различных
стадиях его развития настолько
ограничен, что дети не скоро научаются
выделять из общей массы собственно
эстетические явления. Задача педагога
воспитать у ребенка
Рассматривая проблему эстетического
воспитания средствами искусства необходимо
учитывать возрастные особенности
школьников. А.И. Шахова, старший научный
сотрудник НИИ общих проблем
воспитания АПН справедливо заметила:
"Нельзя требовать от ребенка, чтобы
он оценил картину Рафаэля "Сикстинская
мадонна", но можно и нужно так
развивать его способности, его
духовные качества, чтобы, достигнув
определенного возраста, он мог наслаждаться
творчеством Рафаэля. Воспитание искусством
тем самым преследует цель, прежде
всего воздействия на внутренний
мир ребенка, на его индивидуальное
духовное богатство, которое определит
и его дальнейшее поведение" (27;
20).
В связи с этим становится совершенно
понятно: для того, чтобы вести ребенка
по пути творческого постижения искусства,
нужно знать, как воздействует искусство,
в чем заключена его воспитательная роль.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Приведу отрывок из книги Е. Ротенберга "Искусство Италии".
"Живопись обращена к нашему
чувству формы и цвета.
Каждый вид искусства и
Взаимодействие ребенка и
Итак, произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.
Д.Б. Лихачев, понимая это, выработал свой подход к этой проблеме. В своей работе он выделяет три важные этапа восприятия художественного произведения школьником.
К первому этапу освоения
художественного произведения
"В том, мимо чего
прошел ребенок, нередко
С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве.
Первичное освоение произведения
искусства предъявляет
Внеклассная и домашняя работа
со своими более свободными формами
постепенно становится органической частью
учебных занятий. С этой целью
учитель на уроке учит детей навыкам
и приемам самостоятельной
На этом этапе Д.Б. Лихачев предлагает использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания.
В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по отысканию исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий по сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.
В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.
Второй этап постижения художественного
произведения школьниками, Д.Б. Лихачев
характеризует, как организацию
процесса "получения учителем обратной
информации о глубине первичного
усвоения учащимися материала и
одновременно активностью духовного
переживания детьми воздействия
искусства" (13; 131). Сущность этого
этапа заключается в том, что
учителя предоставляют ребятам
возможность творческого
Он утверждает, что при
изучении литературы ничто так не
свидетельствует о степени
На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания Д.Б. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.
На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа.
Если учащиеся владеют
исполнительскими навыками, они могут
получить задание импровизировать
на ту или иную тему. Все это в
комплексе решает важнейшую педагогическую
задачу: "осуществление в единстве
глубокого и всестороннего
И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. "После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности" (13; 131).
В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.
Первый состоит в том,
чтобы школьник сделал самостоятельную
попытку теоретического осмысления
художественного явления. В различных
формах ему даются задания: написать
рецензию, подготовить доклад, выступить
в ходе обсуждения, составить критический
обзор, вскрыть основную идею произведения,
описать сюжетную линию, показать основные
черты героев и дать оценку их действий.
В задания включаются требования
выделить основные художественные приемы,
которыми пользуется художник, оценить
своеобразие его
"Конечно, сам школьник
не всегда сможет разобраться
в сложных теоретических
Второй путь научного постижения художественного произведения состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-художественной критики. "Задача литературно-художественной критики — помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно-аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним" (13; 135).
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства