Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву). 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать  книгу или посмотреть фильм, они  читают и смотрят их без глубокого  постижения сути, лишь для того, чтобы  иметь о нем общее представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят  или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов  отношения детей к искусству  помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического  отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке  особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве  ребята живут непосредственной, глубоко  эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные  переживания надолго сохраняются  в памяти, нередко превращаются в  мотивы и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений, навыков  и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование  эмоционального отношения ребенка  к миру - один из важнейших путей  проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и  состояния ребенка являются критерием  действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении  человека к тому или иному явлению  выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений  и 
воли" (10; 29).

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для  эстетического воспитания, где главную  роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный  фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического  воспитания заложить подлинное мировоззрение  человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

 

Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с  момента его рождения. В этом параграфе  мы рассмотрим те воздействия, которые  оказывают на него наиболее сильное  воспитательное влияние.

В жизни ребенка имеет  воспитательное значение буквально  все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений  и общения, условия труда и  развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в  том, чтобы взрослым организовать для  детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь  всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании  которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13; 76).

Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в  школьнике эстетическое отношение  к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской.

Главная задача эстетизации среды  обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды  обитания органически связана с  решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования  природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине  с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).

Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской,  
К.В. Гавриловец и др.

А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому  фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я  даже тогда, когда коллектив наш  был очень беден, первым делом  всегда строил оранжерею. И обязательно  розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" (14; 218). "С  эстетической точки зрения быт, можно  сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств  создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).

Особое значение эстетики быта, в  эстетическом воспитании отмечает и  К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров  и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это  либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и  в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4; 14). Если ребенка  с первого класса и до окончания  школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят  его вкусы и потребности.

Если в кабинете месяцами висит  небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется  должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение  к излишествам, небрежности.

Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического  воспитания. Здесь существенное влияние  на детей оказывает непосредственно  личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель  влияет на воспитанников всем своим  внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое  не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой  стиль в одежде, чувство меры в  косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и  внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека" (4; 14).

А.С. Макаренко также уделял большое  внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого  какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме  не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу" (14; 218).

Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил  
В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе". "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (4; 11).

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в  коллективе, создает благоприятную  атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту  чутких отношений друг к другу. В  качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать  такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая  их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений  и осуществляется формирование нравственно-эстетического  облика ребенка.

Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее  значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о  красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой  в классном коллективе. Задачей классного  руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому  воспитанию подрастающего поколения.

Помимо воздействия на ребенка  средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в  школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или  менее эстетический элемент» (16; 56). Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы  стать средством эстетического  воспитания учителю достаточно творчески  подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к  нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия  и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать  пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы  кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету» (17; 202).

Одним из важных источников эстетического  опыта школьников является разнообразная  внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных  мероприятиях дети имеют большие  возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой  опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной  деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях  ребята принимали широкое участие  в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и  обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных  видах литературного творчества. Все это служило действенным  стимулом развития лучших черт и качеств  личности.

Выводы к I главе:

Таким образом, средства и формы  эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического  цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически  воспитывает буквально все, вся  окружающая нас действительность. В  этом смысле к важным источникам эстетического  опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического  отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании" (15; 14). В связи с этими словами  Б.М. Неменского и избранной темой  курсовой работы, проблеме эстетического  воспитания средствами искусства следует  отвести отдельный параграф.

 

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

 

В этой главе мы рассмотрим особенности  искусства, как средства эстетического  воспитания младшего школьника. Для  этого раскроем эстетическую сущность искусства и особенности его  восприятия детьми.

§1. Эстетическая сущность искусства

 

В первом параграфе второй главы  мы считаем необходимым раскрыть эстетическую сущность искусства, для  того чтобы выяснить действительно  ли искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М. Неменский.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так  как оно является собственно его  сутью. Особенность искусства как  средства воспитания заключается в  том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован  творческий опыт человека, духовное богатство" (28; 75). В художественных произведениях  различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение  к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве  отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы,  
идеалы" (21; 142). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» (13; 103).

В процессе общения ребенка с  явлениями искусства, накапливается  масса разнообразных, в том числе  и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и  многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с  героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного  произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в  меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая  жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь  или восхищаясь, удивляясь или  испытывая гнев, досаду, отвращение".

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства