Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель - выявить возможности педагогики социо-культурной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.
Задачи –1) раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание»;
2) проследить динамику развития эстетического воспитания в научной мысли зарубежных и отечественных ученых;
3) выявить особенности младшего школьного возраста;
4) определить условия, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников.
I. Введение………………………………………………………………2.
II. Глава 1. Сущность и задачи эстетического воспитания…………..5.
III. Глава 2. Особенности эстетического воспитания младших
школьников в педагогике социально-культурной деятельности .17.
§1. Особенности эстетического воспитания младших школьников…. 17.
§2. Социально-культурные условия эстетического воспитания младших
школьников………………………………………………………………..32.
IV. Заключение ……………………………………………………………39.
V. Список использованной литературы………………………….............41.
школьников
в педагогике социально-культурной
деятельности .17.
§1. Особенности эстетического воспитания младших школьников…. 17.
§2. Социально-культурные условия эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………
IV. Заключение ……………………………………………………………39.
V. Список использованной литературы…………………………..........
Актуальность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях современной действительности эстетическое воспитание младших школьников является важным вопросом в педагогике социально-культурной деятельности. В настоящее время многие общеобразовательные школы не уделяют нужное количество внимания этой проблеме, ограничив сферу воспитательного влияния, главным образом, учебной деятельностью. Учреждения дополнительного художественного образования призваны обогащать школьное образование, воспитывать в школьниках с младшего возраста умение видеть и развивать в себе чувство прекрасного, гармонию и т. д.
Эстетическое воспитание – это
одна из подсистем духовно-
На эффективность эстетического воспитания подрастающего поколения влияет совокупность различных факторов: социальные, политические и экономические условия в масштабах государства, государственная воспитательная и образовательная политика и др., принадлежность к аудитории различных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) семья, воспитательные организации (государственные, общественные, частные и др.), группы сверстников, природные задатки и т д..
В современном российском
Различные аспекты проблемы
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - педагогика социально-культурной деятельности как средство эстетического воспитания младших школьников.
Цель - выявить возможности педагогики социо-культурной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.
Гипотеза - эстетическое воспитание младших школьников эффективно, если использовать в педагогике социально-культурной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры и т д..
Задачи –1) раскрыть сущность
понятия «эстетическое воспитание»;
2) проследить динамику развития эстетического воспитания в научной мысли зарубежных и отечественных ученых;
3) выявить особенности младшего школьного возраста;
4) определить условия, способствующие
эстетическому воспитанию младших школьников.
Структура работы: Введение.
Глава 1. Сущность и задачи эстетического воспитания.
Глава 1. Сущность и задачи эстетического воспитания.
Цель данной главы – раскрыть понятие "эстетическое воспитание", его цели и задачи. Для этого нами проанализированы труды по философии Ж.Ж.Руссо, Вольтера, Ф.Шиллера, Г.Гегеля, И.Канта и по истории эстетики П.С.Гуревича, А.Ф.Лосева, Ю.Борева и др..
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). В учебном пособии П.С.Гуревича дано следующее определение: «Эстетика – филосовская наука, исследующая такое ценное мироощущение, которое прежде всего характеризуется категорией прекрасного и наиболее полно выражается в такой форме человеческого сознания, как искусство». 1
В Педагогической энциклопедии под ред. И.А.Каирова эстетическое воспитание определяется как «процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности».2 Рассмотрим основные тенденции развития теории и практики эстетического воспитания в европейской культуре и образовании (на основе материала Педагогической энциклопедии).
Тенденции развития теории и практики эстетического воспитания в европейской культуре и образовании уходят корнями в период античности. От него идёт идея воспитания совершенного человека, выраженная в понятии «калокагатии», характеризующем триединство истины, добра и красоты. Оно же указывает на единое происхождение наук - философии, этики и эстетики. Модель идеального человека греческого полиса - красивый, нравственно достойный и физически совершенный человек, воспитанный музами поэзии, танца, музыки. Этот идеал воплощён в шедеврах древнегреческого искусства, оказавшего огромное влияние на развитие мировой культуры.
Согласно Платону, искусство, особенно поэзия и музыка были призваны укрощать недостойные страсти, а гимнастика и разнообразные игры - облагораживать инстинкты. А.Ф. Лосев, основываясь на учения Платона, рассматривает гармонию как «взаимопроницаемость тела, души, ума и полный охват этих трех областей есть, следовательно, совершенство»3. Аристотель видел в искусстве источник формирования высших духовных способностей человека, его ума, чувств, сопереживаний и «строгих вкусов». Впервые в истории он рассматривал способность человека к художественному наслаждению и творчеству как выражение духовной целостности личности.
В эллинистический период и в эпоху Древнего Рима преимущественным вниманием пользовалось литературно-риторическое образование. Воспитание с детства у каждого гражданина навыков красивой речи, способностей к ораторскому искусству считалось многими римскими авторами одной из первостепенных педагогических задач.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что уже в эпоху античности и эллинизма эстетическому воспитанию человека уделялось много внимания.
В средние века религиозное воспитание наложило свою печать и на характер эстетического воспитания, которое ориентировалось на идеалы духовности и аскетизма. Многообразные виды и жанры канонического религиозного искусства (драма, мистерии, хоровое пение, культовая скульптура, иконопись, духовная музыка и т. д.) использовали эмоциональное воздействие художественной образности.
Гуманизм эпохи Возрождения восстановил и обогатил идеал прекрасного и доброго человека, увидев его воплощение прежде всего в универсально развитом, талантливом творце и мастере. В формировании сознания огромную роль сыграла античная литература. Появилось новое слово – «индивидуальность», т.е. основой развития новой культуры был поиск индивидуальности. Искусство постигалось через ремесло. Элементы теории развивались преимущественно в искусствоведческих сочинениях (Леонардо да Винчи и др.), влиявших в свою очередь на педагогические представления (П. Верджерио, А. Бруни) и практику. В 1423 Виторино да Фельтре (Италия) была открыта школа с преподаванием музыки, древних языков, поэзии и др., ориентированная на развитие творческих способностей учеников и на их эстетическое воспитание. В этот период оформляются глубокие знания о сложной природе искусства, о законах его восприятия (сочинения Л. Б. Альберти, А. Дюрера и др.). Исследуя историю этого времени, мы обнаруживаем, что возрос интерес к более глубокому осмыслению к развитию личности, возродилось стремление к ее гармонии и красоте, которое было в эпоху античности.
За широкий подход к проблемам становления личности и за необходимость сочетания умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания выступали французские философы и писатели эпохи Просвещения: Ш. Монтескье, К. А. Гельвеций, Вольтер и др. Их интересовала новая категория эстетического воспитания – вкус.
Французский философ Ж.Ж. Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его "чувствительности"), и от среды, в которой он живёт. Высокого развития вкус достигает в многолюдных обществах, где возможно многообразие сравнений, где преобладают неделовые интересы, но склонность к праздности, увеселениям, удовольствиям. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего, находятся в природе, но также в поэзии и искусстве. Таким образом, вкус – это способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве. И сложность его понимания заключается прежде всего в объекте, на который он направлен, ибо прекрасное – не является объективным свойством вещи. "Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который эти вещи созерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному. Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим." 4
Вольтер в статье "Вкус" (1757 г.), которая была написана им для "Энциклопедии" и затем вошла и в его знаменитый "Портативный философский словарь" (1764 г.), отмечал, что вкус - это чутьё, дар различать свойства пищи, обозначающее чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах…Художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному…"5 Так, Вольтер в середине XVIII в. подвел определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе.
Накопление и обобщение теоретических представлений о природе эстетического в искусстве и в действительности, о его влиянии на развитие человека привели в середине ХVIII в. к выделению эстетики как самостоятельной отрасли науки (название дано Баумгартеном). Развитие искусствознания в Европе позволило глубоко раскрыть природу искусства и выявить особенности эстетической культуры человека.
Рассматривая искусство как произвольную «игру» сущностных сил человека, И. Кант сформулировал принцип автономности искусства и эстетического, обосновал природу эстетического суждения («суждения вкуса»). По Канту, эстетика - наука о «правилах чувственности», его определение красоты: красиво то, что вызывает чувство удовольствия, не затрагивая наши страсти.
В «Письмах об эстетическом воспитании» Ф. Шиллер сформулировал определение выразительности человека, выражения «образа чувствования» личности в облике, действиях, отношениях. Таким образом, под выразительным Шиллер понимает телесные проявления состояний и чувств; эстетическое выражение - это их гармония в реальности и искусстве («красота выражения»). «Вместе с человеком говорят его взгляды, черты его лица, его руки, часто всё его тело». Цель эстетического воспитания - развитие «не вышколенных воспитанников правил... с плоским, лишенным выразительности обликом»6. Идеал для Шиллера - гармоничная личность, свободно творящая прекрасное и наслаждающаяся им.
Гердер, Шиллер и немецкие романтики углубили исторический взгляд на искусство, включив в сферу эстетического анализа не только греческие и римские образцы, но и фольклорные, музыкальные, живописные произведения средвековой и ренессансной Европы, а также народов Востока. Ф. В. Шеллинг отмечает значение красоты выразительности, характерности. В трудах Шеллинга и Г. Гегеля эстетика стала оформляться как философия искусства. В философском наследии Гегеля искусство рассматривается как высшая форма выражения и творчества красоты, противопоставляемая формам красоты природного мира. «Эстетика» Гегеля демонстрировала синтез систематического и исторических подходов к искусству, который приобрёл фундаментальное значение для дальнейшего развития теории и практики эстетического воспитания.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников