Эстетическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить возможности педагогики социо-культурной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.
Задачи –1) раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание»;
2) проследить динамику развития эстетического воспитания в научной мысли зарубежных и отечественных ученых;
3) выявить особенности младшего школьного возраста;
4) определить условия, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………2.
II. Глава 1. Сущность и задачи эстетического воспитания…………..5.
III. Глава 2. Особенности эстетического воспитания младших
школьников в педагогике социально-культурной деятельности .17.
§1. Особенности эстетического воспитания младших школьников…. 17.
§2. Социально-культурные условия эстетического воспитания младших
школьников………………………………………………………………..32.
IV. Заключение ……………………………………………………………39.
V. Список использованной литературы………………………….............41.

Файлы: 1 файл

ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

               Мы можем сделать вывод о том, что немецкие философы-романтики рассматривали красоту как необходимое условие человечности. Они пытались «возвыситься» над опытом и внесли огромный вклад в развитие эстетической мысли.

              Разработке проблематики эстетического воспитания способствовало и развитие педагогических наук. В своих теоретических и методических трудах И. Г. Песталоцци подчеркивал значение чувств, восприятия, переживания воздействия природы и искусства. По мнению Песталоцци, «искусство природы» и «подражающее природе искусство детей», включая рисование и пение, наряду с наблюдением природы пробуждают чувство прекрасного и формируют его. Плодотворными оказались развёрнутые Ф. Фребелем представления о значении творческого развития детей в их самостоятельных действиях, игровом созидании «форм красоты» под влиянием природы. В рамках традиции «индивидуалистической педагогики» Ф. Гербарт рассматривал развитие представлений и чувств ребёнка как средства воспитания способностей к этической самооценке и «очищению» (поантичной теории катарсиса).

                Со 2-й пол. ХIХ в. в различных течениях реформаторской педагогики (свободное воспитание, трудовая школа и др.), в теории эстетического воспитания обозначилось активное взаимовлияние эстетики и искусствознания, теоретической педагогики и образовательной и воспитательной работы учебных заведений. Импульсы к углублению этого процесса исходили как от науки, так и от непосредственно от педагогической практики (труды ученых Б.Кроче, А. Гильдебранда, Р. Гамана, Т. Липпса, Г. Фехнера, Дж. Морено, Э. Титченера, М. Монтессори ).

                 В современном образовании сохраняют значение классическое и народное искусство и такие учебные предметы, как художественное воспитание (изобразительное искусство, музыка, литература). В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогикой социально-культурной деятельности. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

                Анализируя развитие научной мысли зарубежных и отечественных ученых, можно выделить основные положения, говорящие о сущности эстетического воспитания: эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воздействия; это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

                Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, конечная цель эстетического воспитания – это гармоничная личность, всесторонне развитый человек, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

                Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский и другие) выделяют три ведущие задачи. Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное», - пишет В.А.Сухомлинский в книге «О воспитании».7

              Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия социально-психологических качеств человека. Эта задача говорит о том, что необходимо воспитывать школьников не только вникать в процесс обучения, но и пытаться  переживать его эстетически, успевать любоваться им.

              Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

               Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

               Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.

 

Наряду с  ними важнейшим элементом эстетического  сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру. Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик является основой эстетического чувства. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.  Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность в новых глубоких переживаниях.

               Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал, т.е. представление человека о совершенной красоте  мира (в природе, обществе, человеке, труде и искусстве). Педагоги отмечают, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения, эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала. 

                Еще одна категория эстетического воспитания - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений"8.  К. Дремов дает такое определение: "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства"9. Таким образом, эстетический вкус - это категория, которая выступает как способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое, прекрасное от безобразного. Эстетический вкус ведет к способности целостности восприятия произведения искусства, умению делать ценностные, эстетические выборы,  контролировать свое поведение.

               Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности, его следует воспитывать уже в младшем школьном возрасте. В учреждениях дополнительного образования ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

               Общий вывод данной главы можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания педагогики, в целом, и педагогики социально-культурной деятельности, в частности, нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

   Глава 2. Особенности эстетического воспитания   младших школьников в педагогике социально-культурной деятельности.   

§1 Особенности эстетического воспитания   младших школьников

              Цель данной главы - рассмотрение тех особенностей (психических свойств), которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании в педагогике социально-культурной деятельности. Нами проанализированы труды педагогов Б.Т.Лихачева, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др.

               Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время как раз и осуществляется сенситивный период развития, т.е. период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни"10. Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. В педагогике отмечается, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А.Сухомлинский пишет: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь… Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».11                          Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко вдохновляют детей. Учитель должен быть безупречен во всём. Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Ведущие педагоги отмечают, что в своей работе учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом: в его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них нравственно-эстетический критерий достоинства человека. А.С. Макаренко писал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу"12. Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников