Эстетическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить возможности педагогики социо-культурной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.
Задачи –1) раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание»;
2) проследить динамику развития эстетического воспитания в научной мысли зарубежных и отечественных ученых;
3) выявить особенности младшего школьного возраста;
4) определить условия, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………2.
II. Глава 1. Сущность и задачи эстетического воспитания…………..5.
III. Глава 2. Особенности эстетического воспитания младших
школьников в педагогике социально-культурной деятельности .17.
§1. Особенности эстетического воспитания младших школьников…. 17.
§2. Социально-культурные условия эстетического воспитания младших
школьников………………………………………………………………..32.
IV. Заключение ……………………………………………………………39.
V. Список использованной литературы………………………….............41.

Файлы: 1 файл

ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

               На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа.

                 Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: "осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей"19.

                И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который выделяет педагог, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. "После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности" (там же).

                  В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями. Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления художественного явления. В различных формах ему даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий. В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека. "Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного произведения состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения искусства" (там же, стр. 135).

              Второй путь научного постижения художественного произведения состоит в том, чтобы школьник приступил к творческому освоению литературно-художественной критики. "Задача литературно-художественной критики — помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно-аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним" (там же).

                Третий этап восприятия художественного произведения несомненно важный, но его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

                 На основе первых трех этапов, Борис Тихонович предлагает осуществить четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми"20 .         

                Важнейшим предметом в педагогике социально-культурной деятельности является занятие музыкой. Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества»21 . Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание музыкальных предметов в учреждениях дополнительного образования введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах.

                Ведущей задачей на занятиях музыкой, отмечают Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку» (

              Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому пению, которое развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чутье.  Очевидно, что на музыкальных занятиях нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.

              Таким образом, в занятиях предметами педагогики социально-культурной деятельности, связанными с искусством, выдвигаются единые эстетические задачи образования и воспитания младших школьников. Все преподавание нацелено на такое эстетическое воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах художественной деятельности.

 

                                                 

 

 

 

§2. Социально-культурные условия эстетического воспитания младших школьников.

               Исследования различных ученых – психологов, педагогов, позволили вывести общую закономерность: развитие человека обусловлено внутренними и внешними условиями. В предыдущем параграфе мы охарактеризовали внутренние условия  - психические свойства младших школьников. Цель данного параграфа – рассмотреть внешние условия   (окружение, среду, в которой развивается личность), т.е. систему дополнительного образования, различные досуговые организации, которые играют важную роль в эстетическом воспитании.

                Проблемы педагогики досуга разрабатывались различными научно-исследовательскими школами Ж.Фридмана, Л.Фурастье, Ж.Р.Дюмазедье (Франция), Ч.Гордона, Т.Парсонса (США), К.Жигульского (Польша), параллельно развивали в своих трудах и представители российской философии, культурологи и социологии А.И.Арнольдов, И.В.Бестужев-Лада, Б.А.Грушин, Л.А.Гордон, Э.В.Клопов, Г.В,Зборовский, Л.ГИонин, С.Н.Иконникова, Л.Н.Коган, Ю,А,Левада, Г.В.Осипов, Г.П.Орлов, Э.В.Соколов, С.С.Фролов, В.С.Цукерман, В.Б,Чурбанов, Л.Л.Шпак, В.А.Ядов и др..

Существенный  вклад в научное осмысление общепедагогических и социально-педагогических принципов  внесли российские ученые Ю.П.Азаров, А.Я.Айзенберг, М.А.Ариарский, Т.И.Бакланова,  Г.М.Бирженюк, А.Д.Жарков, Е.Я.Зазерский, А.С.Запесоцкий, А.Л.Карамышев, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.Н.Кротова, А.И.Минаенков, А.П.Марков, Б.Г.Мосалев, В.П.Орлов, С,Т,Махлина, Л.Л,Новикова, В.Петров, Ю.А.Стрельцов, Е.Ю.Стрельцова, В.Е.Триодин, В.Ф.Чабанный, Н.Н.Ярошенко, Е.А. Касмицкая, К.И,Чижова, О.Ю.Михалева, И.И.Гультяев, Б.Б.Мануйлов  и др..

 

              Таким образом, мы можем сделать вывод, что проблема педагогики социально-культурной деятельности представляет большой интерес для ученых и освещена достаточно богатым наследием. 

                Педагогика социально-культурной деятельности осуществляется в системе дополнительного образования. В настоящее время дополнительное образование детей социально востребовано. В «Законе Российской Федерации об образовании» написано: «Система образования в Российской Федерации  представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности». В Концепции модернизации российского образования также подчеркнута важнейшая роль учреждений  дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов детей.

                Возможности учреждений дополнительного образования достаточно велики в наше время. Проанализируем, что включает в себя система дополнительного образования детей (по материалу из диссертации Е.А.Касмицкой «Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей»).

                 Система дополнительного образования детей (в прошлом система внешкольного образования) развивается с 1992 года. Закон РФ «Об образовании» вернул   внешкольным учреждениям статус образовательных учреждений для детей. Под «дополнительным» понимается «мотивированное образование за рамками основного, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно»22.

                Учреждения дополнительного образования включают в себя дворцы культуры и творчества, центры дополнительного образования, специализированные школы, дома творчества, клубы, студии, кружки, мастерские и т д. Деятельность детей протекает в одновозрастных или разновозрастных группах по интересам. Занятия могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.  Наиболее распространенными формами организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования являются кружки, студии, центры дополнительного образования. Специфика данных учреждений в том, что они позволяют выявить одаренность и развивать творческие способности уже в раннем возрасте. Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников дают следующую характеристику социально-культурной деятельности: «Социально-культурная деятельность реализуется в институционных и неинституционных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией. Общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека».23 Исходя из этого, мы можем также выявить отличительные черты педагогики социально-культурной деятельности:

- свобода выбора перед каждым ребенком направления деятельности, педагога, программы и времени ее освоения;

- творчество  в различных его проявлениях  является главным и доминирует  над понятием «урок», поэтому  учебные занятия характеризуются многообразием форм;

- учреждения  позволяют развить разнообразные  способности детей, обеспечивать  углубленное изучение одного  или нескольких предметов, воспитывают  эстетическое отношение к действительности;

- личностно-деятельный  характер образовательного процесса способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству.

              Ю.А,Стрельцов и Е.Ю,Стрельцова в учебном пособии «Педагогика досуга» пишут, что воспитательный процесс всегда представляет собой определенное воздействие на сознание, чувства, волю человека. Большое значение имеют потребности, интересы, мотивы и стимулы.

 Содержание  деятельности связано с определенным видом искусства или художественного творчества. Например, детские музыкальные центры и студии осуществляют музыкальную деятельность в различных жанрах и направлениях – вокальное, хоровое и инструментальное исполнение. Данные учреждения призваны развивать музыкально-эстетический вкус, приобщать к музыкальной культуре, знакомить с великими творениями композиторов. Сроки обучения в них варьируются от 1 до 7 лет. В отличие от музыкальных школ, управление процессом в центрах и студиях более гибкое, что дает

           Досуговая деятельность для детей имеет особенности в способах организации и методах обучения. Особенно важно, чтобы рекреационная функция сочеталась с гедонистической, развивающей.      

              В диссертации Михалевой О.Ю. «Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительного искусства)» выделены проблемы креативности детей в досуговой деятельности. По мнению автора, занятия изобразительным творчеством занимают особое место, позволяя проявить ребенку способности и реализовать потребность в самовыражении.

             В учреждениях дополнительного  образования эстетическое воспитание  осуществляется, главным образом,  посредством искусства. Проанализируем  значение искусства в педагогике  социально-культурной деятельности  на примере музыки и изобразительного искусства.

             В содержание предмета «Музыка»  введено восприятие звучащей  музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и  элементов музыковедения, овладение  навыками игры на простейших  музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, является формирование слушательской музыкальной культуры младших школьников, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку. На занятиях музыкой нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания. Таким образом, выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников