Эстетическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявить возможности педагогики социо-культурной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.
Задачи –1) раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание»;
2) проследить динамику развития эстетического воспитания в научной мысли зарубежных и отечественных ученых;
3) выявить особенности младшего школьного возраста;
4) определить условия, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………2.
II. Глава 1. Сущность и задачи эстетического воспитания…………..5.
III. Глава 2. Особенности эстетического воспитания младших
школьников в педагогике социально-культурной деятельности .17.
§1. Особенности эстетического воспитания младших школьников…. 17.
§2. Социально-культурные условия эстетического воспитания младших
школьников………………………………………………………………..32.
IV. Заключение ……………………………………………………………39.
V. Список использованной литературы………………………….............41.

Файлы: 1 файл

ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

              Изобразительное искусство знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество. Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач. Программа учреждений дополнительного образования так формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности. Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

               Приобщение младших школьников  к искусству в сфере дополнительного  образования способствует максимальному  развитию индивидуальных и творческих задатков. Широкая вариативность видов социально-культурных учреждений создает условия для творческой деятельности. Система дополнительного образования включает в себя широкий спектр предметов, связанных с искусством. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что педагогика социально-культурной деятельности  позволяет в полной мере обеспечить возможность эстетического воспитания младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Заключение

             

             Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

              Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса социально-культурной деятельности, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

             Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играют учреждения дополнительного образования. В учебном плане закреплены такие предметы, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

               Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно- воспитательном процессе педагогики социально-культурной деятельности, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список использованной литературы

                                                                                        

1. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. - М., 1974г.

2. Винкельман И.-И. Избранные произведения. - М.,1996г.

3.   Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1963г.

4.   Герман, Шалом Манович, Скатерников, Виктор Константинович/ Беседы об эстетике - 3е изд-е. - М., Знание,1982г.

5. Гультяев И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: дис…. канд. пед. наук: 13.00.05/ И.И,Гультяев, МГУКИ, науч. Рук. О.Ю.Мацукевич, М., 2005, 176с

6.   Гуревич П.С. Эстетика: Учеб. Пособие, - М.: «Кнорус», 2011г.

7. Добрацова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учебно-методическое пособие для учителей /  под ред. А.П.Тряпицыной, - СПб., 2005г.

8. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.; «Владос», 2000г.

9.   История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: Т.2;- М..

10. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления.М, 1986г.

11. Касмицкая Е.А. Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей: дис…. канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.А.Касмицкая , МГУКИ, 2010, 279с.

12. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие.- М.: изд. МГУК, 1995г.

 13.  А.Ф.Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, т. I, М., 1930

14. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 2007. - №9.

15. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: - М., 1985г.

16.  Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения, - М., 1977 г.

17. Михалева О.Ю. Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительного искусства) : О.Ю.Михалева, дис…канд. пед наук:13.00.05/ МГУКИ, науч. Рук. В.П.Исаенко. – М., 2003, 236с.

18. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова,Л.П.Барышникова; Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение,1986г.

19.Основы  эстетического воспитания. Учеб. Пособие. Под ред. А.К.Дрёмова.- М., Высшая школа», 1975г.

20. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. и сред. Пед. учеб. Заведений /С.А. Смирнов, И.б. Котова/; - М.; Издательский центр «Академия»,2000г.

21. Педагогическая энциклопедия: изд. «Советская энциклопедия» // ред. И.А.Каирова, 1968г.

22. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке.-М.:ТЦ Сфера, 2010г.

23. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. / Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981г.

24.  Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе.- М.: Педагогика, 1974г.

25.  Стрельцов Ю.А, Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие / 2-е изд., испр. и доп.. – М.: МГУКИ, 2010. – 307с. 26.    

26.  Сухомлинский В.А. О воспитании: - М., Политиздат, 1975г. 

27.  Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.

28. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.,1982г.

 29.Черноиваненко Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников // Музыкальное воспитание в школе, вып.15 -М., 1982г.

30. Шиллер Ф. Собрание сочинений, т.6: - М., 1795г.

31. Эстетика: Учебник под ред. Ю.Б. Борева: - М. «Высшая школа», 1975г.

1 Гуревич П.С. Эстетика: Учеб. пособие, - М., «Кнорус», 2011г.,- стр. 8

2 Педагогическая энциклопедия: изд. «Советская энциклопедия» // ред. И.А.Каирова, 1968г., - стр.799-800

3 А.Ф.Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, т. I: - М., 1930г., - стр.23-24

4 Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — стр. 656

5  Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения: М., 1974, - стр. 267-268

6 Ф.Шиллер Собрание сочинений, т.6 : М., 1795 – стр. 169, 177.

7 В.А.Сухомлинский «О воспитании»: -М., Политиздат, 1975 г., - стр. 155

8 Буров А.И. Системный подход к эстетическому воспитанию // Эстетическое воспитание, изд.«Респекс», - стр.20

 

10 Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 2007. - №9.-стр. 50.

 

11 В.А.Сухомлинский «О воспитании»: -М., Политиздат, 1975 г., - стр. 12

 

12  А.С.Макаренко, Избранные педагогические сочинения, М., 1977 г. – 218 стр.

 

13 Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 2007. - №9.- стр. 76.

 

 14 Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 2007. - №9.-стр. 13

 

15 Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: - М., 1985. – стр. 56.

 

16 Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: - М., 1985. – стр . 164

 

17 Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: - М., 1985. – стр .133

 

18  Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: - М., 1985. – стр . 131

 

19 Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: - М., 1985. – стр . 131

 

20 Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: - М., 1985. – стр . 136

 

21 Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. - М, 1986, - стр. 7

 

22 Добрацова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учебно-методическое пособие для учителей /  под ред. А.П.Тряпицыной.- СПб., 2005, - стр.47.

 

23 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие.- М.: изд. МГУК, 1995г. – стр. 10-11.

 


Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников