Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа
Целью является создания эстетического вкуса и естетичнного идеала и раз-виток способности оценивать прекрасное даст человеку возможность понять суть прекрасного
Введение ........................................................................... 3
Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.
Роль эстетического воспитания в процессе формирования
Эстетическое воспитание младших школьников ..................... 10
Раздел II. Эстетическое воспитание в процессе обучения школьников.
2.1. Творческий связь уроков математики и изобразительного искусства .................................................................... 16
2.2. Анализ детского рисунка ........................................... 19
2.3. Эстетическое воспитание с помощью декоративно - прикладного искусства во внеклассной работе ........................ 26
Выводы ...................................................................... 31
Список литературы ............................................ 32
Дополнения ...............
Диагностический подход на базе рисования человека показала и другая американская исследовательница К. Маховер, которая проанализовуючы детские рисунки (с изображением человека в том числе), определила определенные черты, которые касались не только уровня интеллектуального развития, сколько личностных свойств. Маховер составила тест, который предусматривал протекцию личностных свойств, внутреннего мира и переживаний ребенка на рисунок. Она отметила, что когда ребенок рисует человека, то подсознательно идентифицирует ее с собой, а не с кем-то другим. Этот тест, как другие проективные методики может выявить некоторые общие тенденции, быть дополнительным к месту исследования.
На изображение человека
в детском рисовании
Ничто в жизни так не ценится как родное окружение., семья. Ведь семья - это именно тот институт воспитания, сложившийся естественным образом, где можно почувствовать тепло близких людей, их заботу друг о друге.
Воспитание в семье осуществляется в различных жизненных ситуациях, здесь созданы эмоциональную атмосферу защищенности ребенка, условия для воспитания и развития в нем лучших черт особенности. Однако, иногда к сожалению случается так, что в нормальной на первый взгляд семье малыш растет в атмосфере равнодушия, чувствует себя дискомфортно. Чаще всего причиной этого является то, что родителей волнуют собственные проблемы, а чем живут их дети - их не очень интересует. Чтобы лучше узнать особенности своего ребенка и создать в семье атмосферу здоровых отношений, предлагаем родителям воспользоваться следующими тестами.
Тест. "Графическое изображение своего ребенка".
Можно предложить ребенку нарисовать свою семью в виде цветка. При этом не стоит подсказывать как надо рисовать. Цветок может быть любой. Как ребенок хочет, так и рисует. Главное дать ей лист бумаги и карандаши.
Выполняя задания, ребенок проявляет свои чувства в семье, оценивает свое место в ней. Эта оценка выявляется также в отношении малыша к заданию. Так, в случае неудовлетворения семей-ной ситуацией, он может проявления-ти защитную реакцию: «Хочу ма-вать другое».
Расположение и размеры апр-ки отражают особенности си-мейн взаимоотношений, а также то, как их воспринимает ребенок. В центре, чаще, зображуеть-ся то, кто является главным в семье. Если ребенок представляет себя круп-ным планом, это может свидетельствовать о его эгоизм. И еще одна существенная деталь: пер-шим малыш всегда изображает то-го, кого больше любит.
Обратите также внимание на ко-Леры изображения. Яркий, жизнерадостный цвет (желтый, зеленый, голубой) свидетельствует о положительном состояние ребенка, а вы-вания темных цветов (черная-ного, коричневого, темно-сине-го) - о пониженном эмоциональный фон.
Как только ребенок закончит рисовать, спросите у нее, где чье изображение и подпишите вместе с ней лепестки цветка. И не по-спишайте выводам: результат зависит от настроения ребенка, от его желания рисовать и от вашей способности понять изображенное на рисунке.
Вообще особенность тестов по-ложится в том, что использовать-ты их стоит не один раз, а тече-ние определенного периода, причем лучше сочетать несколько тестов, а затем сравнивать результаты [6,2-5].
Тест «Нарисуй свою семью»
Очень много может «рассказать-ти» о ребенке ее рисунок. Тест-рисунок интересен и прост в исполнении. Когда ваш сын или дочь захотят Пома-вать, предложите им изображе-зиты вашу семью.
При анализе рисунка важно помнить, что мелочей здесь не-мае. Поэтому необходимо обращать внимание на все детали. Как правило, хорошие отношения в семье передаются ввиде картинке веселых лиц, при плохих вза-емовидносинах в семье рисунок отличается схематичность, не-завершенностью. Когда дети старше пяти лет (нормального разви-тку), в рисунке пропускают какие-то части лица (глаза, рот) - это может свидетельствовать о каких-то нарушениях в сфере общения. Обратите особое внимание на изображение частей тела. Симво-лекарства здесь такая: председатель - разум и контроль; шея - возможность осуществления контроля разума над эмоциями, руки - установление контак-тов с людьми, ноги - опора в жизни и свобода передвижения.
Обратите также внимание на об-личчя тех, кого нарисовала ва-ша ребенок: глаза - радость или печаль, тревога и контроль; уши - возможность слушать и слышать, воспринимать информацию; рот - возможность общаться, есть, кричать (чем агрессивнее изображе-жувана человек, тем больше у нее рот).
Тревожные, неуверенные в себе дети по несколько раз могут пе-ремальовуваты свой рисунок, стирать отдельные его элементы. Кроме того, изображения, как пра-вило, занимает не все пространство листа, а лишь его часть.
Существуют характерные особенности рисунка, отражающие психологический климат в семье. Вот некоторые из них.
Ребенку хорошо дома. Изображе-ся совместная деятельность всех членов семьи. Никто не забы-тый, не изображен отдельно. Ли-нии рисунка равномерные, с сред-нем натиском; рисунок в числе-не контура не заштрихованный.
Ребенок чувствует обстановку дома как враждебную по себе. По-зи фигур выражают агрессив-ность. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображенных людей раскинуты в стороны, па-льци длинные, подчеркнутые.
Ребенок встревожена через к-машнего конфликты. Изображены фигуры разделены линиями (барье-рами). Некоторые из них стерты, у некоторых нет каких-то частей тела. Наблюдается изолированность отдельных членов семьи, некоторых или вовсе нет, или они повернуты спиной. На рисунке могут сосуществовать слишком велики и за-слишком малы фигуры.
Ребенку уделяется мало внимания. Малыш изображен пове-рненим спиной или очень мало-нького роста. Фигуры размещены в нижней части листа. Ребенок на рисунке изолирована от других членов семьи или совершенно по-отсутствует. Линия рисунка сла-БКА, прерывистая.
Ребенок чувствует тревожь-ность. Рисунок внутри контура заштрихованный, видно сли-ди истиранию. Отмечается силь-ный нажим карандаша, сделано по-двойни или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Повышенное внимание направлено на детали, наблюдается перева-ние нарисованных вещей.
Имея дело с такими тес-тами, помните, что профессий-не толкование рисунка может дать только специалист. Поэтому ко-ли вас волнует поведение вашего ребенка, лучше обратиться к психологу. Однако не стоит забы-вать, что такого рода рисунки являются индикатором вашей семьи, а, следовательно, и вашего ребенка, ее душу-ного состояния.
Беседа на тему «Что значит« любить родителей »
Желательно, чтобы беседу проводи-ли с детьми не сами родители, а какой-то другой человек, например, воспитатель в детском саду, крестные отец или мать. В ходе беседы целесообразно обсудить во-просы: «Почему в семье важно любить друг друга? Как висло-вить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близ-ких, не делать им неприятностей? Как себя надо вести, когда в чем-то провинился? Как научиться понимать настроение родителей? "То что.
Этот метод, уважаемые родители, поможет вам посмотреть на свою семью глазами ребенка, увидеть новые нюансы семейных взаимоотношений.
«Домашний фотоальбом»
Предложите вашему ребенку посмотреть домашние фотограммы-фии. Уточните, кто на них изображают-жений (возможно, кого-то ребенок не знает).
Предложенные нами тесты
- это лишь небольшая доля того, что
можно использовать в работе с
детьми, их ценность состоит в том,
что они позволяют не только глубже
познать внутренний мир вашего ребенка,
но и создать атмосферу
2.3. Эстетическое воспитание
с помощью декоративно
С каждым годом искусство эстетики все смелее входит в жизнь школы. И педагоги и дети понимают прекрасно - хороший помощник в процессе воспитания ребенка.
Произведения декоративно прикладного искусства (ДПИ) помогая познавать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию.
В картине, скульптуре, основана момент, какой-нибудь эпизод из истории и зритель с помощью собственной фантазии оживляет картину, видит событие.
Так, средствами живописи, скульптуры, архитектуры, графики, выражается красота жизни, природы, выражаются высокие мысли, чувства. Произведения изобразительного искусства зовут к борьбе за прекрасное, играют большую роль в повседневной жизни. Талант понимать и тонко чувствовать прекрасное в изобразительном искусстве, а у некоторых детей и талант создавать прекрасное в живописи, скульптуре, графике, паперопластици, рисовании начинает формироваться в процессе личной творческой деятельности, в процессе ознакомления с изобразительным искусством.
В системе внеклассной работы большое внимание уделяется различным формам эстетического воспитания. У молодых школьников оказывается большое стремление к творчеству в области изобразительного искусства.
Учителям младших классов важно широко использовать в целях эстетического воспитания детей изобразительное искусство. В наше время во многих школах организуют выставки детских работ на различную тематику, поощряет детей к урокам изобразительного искусства и творческого подхода к теме урока.
Также важное место занимают выставки репродукций картин. Дети с большим интересом собирают репродукции. Учителю следует отбирать те репродукции, близко-доступные детям, на которых наиболее убедительно показана, с помощью каких средств художник добился выражения своего творческого замысла.
Большое место отводится
пейзажам. С их помощью дети постепенно
приучаются видеть красоту природы
и раскрывают для себя красоту
лесов, полей, рек, гор, озер, родного
края. Все это развивает у ребенка
чувство тонкого понимания
Многие учителя успешно сопоставляют развитие эстетических вкусов детей средствами изобразительного искусства с показом черного в повседневной жизни и природе.
С этой целью широко используют различные экскурсии на природу в лес, просто улицам села или города, на озеро, или наблюдать закат. Хорошо проводить экскурсии в парк, лес осенью, зимой или весной. При этом привлекать внимание детей на изменения, которые проходят в природе, сравнивая их мысли с теми, которые они видели на картинах или художественных полотнах. Все это развивает воображение у детей, учит видеть прекрасное в природе и прививает любовь к родному краю.
Во время экскурсий
учителя привлекают внимание детей
к красоте улиц, обсаженных деревьями,
величие архитектурных
Во всем этом ребенок должен разбираться самостоятельно, он должен уметь отличить художественное от нехудожественного, эстетическое от неэстетичного. Все это развивает кругозор детей, открывает перед ними мир полон духовного и эмоциональной жизни.
Успехи школы в эстетическом воспитании детей в большинстве зависят от учителя. Педагоги и работники искусства утверждают, что учителю современной школы необходимо широкая разносторонняя художественное образование. Иначе он не сможет полноценно эстетически воспитать детей.
Нужно, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к прекрасному. Его личное отношение к искусству обнаруживает и отношение к нему школьников.
При эстетическим воспитанием понимается формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способностей, правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве.
Общество развивалось, на смену одному поколению приходило другое, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на пути его воздействия на человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали. Творческая, поисковая мысль все глубже раскрывала его природу, пути воздействия на личность человека.
В эстетическом воспитании школьников используют различные источники: а) произведения изобразительного искусства. Во время наблюдения картины или скульптуры, которые отражают жизнь человека или природы, у ребенка развивается не ли-е восприятия, но и фантазия: он мыслит, представляет, «до-мальовуе» изображено, видит за картиной события, образы, характеры б) музыку, которая, отражая действительность с по-мощью мелодий, интонаций, тембра, влияет на эмоционально-чувственную сферу человека, на его поведение в) художественную ли-литературу. Главным выразителем эстетики в литературе является слово. По мнению К. Ушинского, слово как средство выражен-ния в литературном произведении приобретает двойной художественной си-лы. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и приемлет имеется прежде умом. Поэтому литература - важ-ный средство розпитку интеллекта учнив1 г) театр, кино, теле-видение, эстраду, цирк. Ценность их в том, что, кроме содержательной части, они объединяют в себе элементы ба-гих видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, танца) г) поведение и деятельность школьников. Достойные поступки учащихся, успехи в учении, труде, спортив-ной, общественной, художественной деятельности должны стать пред-метом обсуждения с эстетических позиций д) природу: ее красоту в разнообразии и гармонии красок, звуков, форм, законо-мерной изменении явлений, которые имеют место в живой и неживой природе; е) факты, события общественной жизни. Героические сделаю-ки людей, красота их взаимоотношений, духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство должны быть предметом обсуждения с учащимися; есть) оформление быта (привлечение детей к созданию эстетической обстановки в школе, классе, кружкире).