Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа
Целью является создания эстетического вкуса и естетичнного идеала и раз-виток способности оценивать прекрасное даст человеку возможность понять суть прекрасного
Введение ........................................................................... 3
Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.
Роль эстетического воспитания в процессе формирования
Эстетическое воспитание младших школьников ..................... 10
Раздел II. Эстетическое воспитание в процессе обучения школьников.
2.1. Творческий связь уроков математики и изобразительного искусства .................................................................... 16
2.2. Анализ детского рисунка ........................................... 19
2.3. Эстетическое воспитание с помощью декоративно - прикладного искусства во внеклассной работе ........................ 26
Выводы ...................................................................... 31
Список литературы ............................................ 32
Дополнения ...............
Курсовая работа - Эстетическое воспитание школьников
36
Курсовая работа
по педагогике''
Эстетическое воспитание школьников "
Содержание
Введение ..............................
Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.
Роль эстетического воспитания в процессе формирования
Эстетическое воспитание младших школьников ..................... 10
Раздел II. Эстетическое воспитание в процессе обучения школьников.
2.1. Творческий связь уроков
математики и изобразительного искусства
..............................
2.2. Анализ детского рисунка
..............................
2.3. Эстетическое воспитание
с помощью декоративно - прикладного
искусства во внеклассной
Выводы ..............................
Список литературы ..............................
Дополнения ..............................
Введение
Актуальность исследования
эстетического воспитания состоит
в том, что его можно применять
не только в изобразительном искусстве,
но и в повседневной жизни. Оно
имеет большое значение на эстетическое
воспитание школьников. Ведь формирование
личности - это важнейшая задача
учителя, как школьник примет первые
шаги в жизни эстетики, в таком
направлении и будет
Объектом изучения эстетического воспитания является личность, Важной составляющей всестороннего гармоничного развития личности является эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание
- составная часть
Методологической основой эстетического воспитания является эстетика - наука об общих закономерностях художественного освоения человеком, о сущности и формы отражения и преобразования жизни по законам красоты, о роли искусства в развитии общества [5,4].
Задачей эстетического воспитания является не только расширение художественного восприятия, список прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регуляция и коррекция поведения.
Предметом эстетического цикла - литература, изобразительное искусство, музыка обеспечивают учащимся элементарные знания и навыки практической творчества, эстетического поведения. Во вне-классной работе эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учащихся (хоровых коллективах, оркестрах народных инструментов, хореографических, фольклора, образо-творческого искусства и т.п.).
Целью является создания эстетического вкуса и естетичнного идеала и раз-виток способности оценивать прекрасное даст человеку возможность понять суть прекрасного [5,5].
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, приложения. Общий объем
работы - 32 страницы.
Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.
1.1. Роль эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание
- это процесс формирования целостного
восприятия и правильного понимания
прекрасного в искусстве и
действительности, способность к
творческому самовыражению
Основой, на которой осуществляется эстетическое воспитание есть определенный уровень художественно-эстетической культуры личности, ее способности к эстетическому освоению действительности. Этот уровень оказывается, как в развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов, переживаний, оценок, вкусов, потребностей и идеалов), так и в развитии умений и навыков активной преобразующей деятельности в искусстве, труде, быту человеческих взаимоотношениях. Формирование у школьников определенной системы художественных представлений, взглядов, которые смогут помочь им выработать в себе действующие критерии эстетических ценностей, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, начиная с восприятия окружающего.
Задачей эстетического воспитания является не только расширение художественного восприятия, список прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регуляция и коррекция поведения.
Эстетическое воспитание
проникает во все сферы детской
жизни, оно обеспечивается всеми
звеньями воспитания и использует богатство
и разнообразие его средств. Все
это дает право считать главным
принципом эстетического
Методологической основой и важным принципом эстетического воспитания на современном этапе является идея комплексного подхода, в реализации системы эстетического воспитания имеет двойное значение.
Во-первых, система эстетического воспитания должна строиться так, чтобы разные виды искусства постоянно взаимодействовали между собой в процессе воздействия на ребенка, т.е. организуется необходимость тесного взаимодействия искусства на основе межпредметных связей.
Во-вторых, эстетическое воспитание как воспитание средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органической частью любого вида воспитания.
Система эстетического воспитания строится на основе принципа творческой самодеятельности учащихся. Это проявляется в способности школьников переносить выработанные творческие навыки на выполнение любого дела.
Новые задачи в области воспитания в общеобразовательной школе суверенной Украины коренным образом изменили и установки в эстетическом воспитании. От задач видеть, чувствовать, понимать прекрасное, они превратились в более сложные и связаны со способностью творить его в окружающей действительности, труда, искусстве, в повседневной жизни. Эта способность является важным признаком нашего времени и обеспечивается благодаря реализации принципа естезации всего детской жизни.
Эти принципы обеспечивают реализацию системы эстетического воспитания и способствуют формированию эстетической культуры подрастающего поколения.
Одной из основных задач
вреда на современном этапе развития
эстетического воспитания является
создание его системы. Под системой
понимается живой, целенаправленный, организованный
и контролируемый процесс художественно-
Основным структурным
элементом системы
Одной из ведущих подсистем эстетического воспитания является учебно-воспитательный процесс школы. Предметы естественно-математического, гуманитарного и эстетического циклов, а также трудовое воспитание вносят в эту подсистему свой вклад и одновременно тесно связаны между собой как ее элементы. Руководящую роль в обеспечении педагогической целеустремленности этого процесса играет учитель.
Следующая подсистема - внеклассная деятельность школьников, связана с учебно-урочной деятельностью. Особое место принадлежит в ней факультативным курсам по предметам художественного и других циклов, функционирования этой подсистемы предполагает необходимость использования творческого подхода к любому виду деятельности ребенка, форм и методов пробуждение их к интересу к эстетического творчества, а также осуществление педагогического контроля за социально-ценной деятельностью учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы, организации досуга и поведения детей разного возраста.
Важной подсистемой также художественно-эстетические воздействия средств массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино), семьи, микро среды школьника. Контроль со стороны школы за деятельностью ее элементов проявляется в изучении и анализе воздействий, степени сформированности у учащихся эстетического идеала, вкуса, критической оценки эстетической информации, художественных интересов и потребностей школьников в области искусств, мотивов общения с ним.
Таким образом функционирования системы эстетического воспитания эффективно осуществляется тогда, когда она действует не изолированно, а включается в комплекс всей учебно-воспитательной работе и осуществляется с помощью целенаправленного педагогического руководства [10].
Эстетические чувства людей играют большую роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богатым, интересным, дает ему возможность почувствовать величайшее духовное наслаждение. От того, как человек чувствует, переживает прекрасное и неэстетичное, возвышенное и низкое - во многом зависит от его поведения в обществе. Это означает, что нужно, чтобы человек имел действительно прекрасные эстетические идеалы.
постольку человек постоянно стремится к красоте, стремится бороться с нестабильным, противным, а ее идеалы красоты складываются под влиянием различных жизненных явлений, отношений, и произведений искусства, нужно научить ребенка глубоко развиваться во всем разновидности жанров искусства, с тем, чтобы она могла безошибочно различить прекрасное, возвышенное, художественное от низкого, искаженного, антихудожественного.
Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее нужно обладать качествами, которые в своей общности создают эстетические культуру личности. Первоосновой всей культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная ответ на прекрасное.
Для того, чтобы в полной мере воспринимать красоту или проявлять себя в художественном творчестве, нужно, еще значительный фонд теоретических знаний, на базе которых развивается воображение и понимание эстетических ценностей.
Особое значение для формирования
эстетического отношения к
В эстетическом кругозоре
современного школьника отсутствуют
знания о законах эстетики и художественного
творчества, о критериях красоты
и искусства в
Неправильность, характер эстетического
отношения детей к
Если детей и подростков привлекает в художественных произведениях сторона событий, то старшеклассники ищут в искусстве ответы на волнующие их эстетические проблемы [2,428-430].
1.2. Эстетическое воспитание младших школьников.
Эстетическое воспитание ребенка - процесс, который создается под влиянием различных жизненных отношений и действий, обладающих эстетическими средствами. Уже дети дошкольного возраста, выражая свои эстетические осуждения о вещах, и явления переживают в связи этим эстетические чувства.
Неправильно было бы представить дело таким образом, что эстетическое воспитание начинается и реализуется только тогда, когда учитель проводит с детьми беседы об искусстве или разучивает с ними песни и стихи. А такое представление часто встречается среди учителей.
Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, спикаючись с явлениями, совместной жизни в общем с явлениями искусства особенно ребенок во решительным влиянием взрослых развивает выбранные эстетические взгляды. Отдельные бессистемные часто не оказывают особого влияния в общем процессе формирования эстетических взглядов. Ограничивая свою деятельность в области эстетического воспитания только оригинальными различными беседами учитель может допустить элементы стихийных неконтролируемых воздействий, проникновение которых в сознание ребенка не будет помогать формированию у него чуждых нам эстетических представлений и понятий. Педагогически организованный процесс эстетического воздействия на младших школьников должен представлять собой не только ознакомление с различными видами и произведениями искусства, а систему освоения прекрасного в искусстве и действительности, процесс эстетически правильной организации всего детской жизни. Эстетическое развитие младшего школьника войдя в жизнь, нового коллектива и начав быстро обогащать себя новыми знаниями и опытом новых отношений идет особенно интенсивно.