Эстетическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является создания эстетического вкуса и естетичнного идеала и раз-виток способности оценивать прекрасное даст человеку возможность понять суть прекрасного

Содержание работы

Введение ........................................................................... 3
Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.
Роль эстетического воспитания в процессе формирования
Эстетическое воспитание младших школьников ..................... 10
Раздел II. Эстетическое воспитание в процессе обучения школьников.
2.1. Творческий связь уроков математики и изобразительного искусства .................................................................... 16
2.2. Анализ детского рисунка ........................................... 19
2.3. Эстетическое воспитание с помощью декоративно - прикладного искусства во внеклассной работе ........................ 26
Выводы ...................................................................... 31
Список литературы ............................................ 32
Дополнения ...............

Файлы: 1 файл

эстетическое воспитание.docx

— 56.59 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа - Эстетическое воспитание школьников

36

 

Курсовая работа

по педагогике''

Эстетическое воспитание школьников "

Содержание

Введение ........................................................................... 3

Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.

Роль эстетического воспитания в процессе формирования

Эстетическое воспитание младших школьников ..................... 10

Раздел II. Эстетическое воспитание в процессе обучения школьников.

2.1. Творческий связь уроков математики и изобразительного искусства .................................................................... 16

2.2. Анализ детского рисунка  ........................................... 19

2.3. Эстетическое воспитание  с помощью декоративно - прикладного  искусства во внеклассной работе ........................ 26

Выводы ...................................................................... 31

Список литературы ............................................ 32

Дополнения ....................................................................... 33

Введение

Актуальность исследования эстетического воспитания состоит  в том, что его можно применять  не только в изобразительном искусстве, но и в повседневной жизни. Оно  имеет большое значение на эстетическое воспитание школьников. Ведь формирование личности - это важнейшая задача учителя, как школьник примет первые шаги в жизни эстетики, в таком  направлении и будет формироваться  его эстетическое восприятие мира и  культуры.

Объектом изучения эстетического  воспитания является личность, Важной составляющей всестороннего гармоничного развития личности является эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного  процесса, непосредственно направлена на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.

Методологической основой  эстетического воспитания является эстетика - наука об общих закономерностях  художественного освоения человеком, о сущности и формы отражения  и преобразования жизни по законам  красоты, о роли искусства в развитии общества [5,4].

Задачей эстетического воспитания является не только расширение художественного  восприятия, список прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регуляция  и коррекция поведения.

Предметом эстетического  цикла - литература, изобразительное  искусство, музыка обеспечивают учащимся элементарные знания и навыки практической творчества, эстетического поведения. Во вне-классной работе эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учащихся (хоровых коллективах, оркестрах народных инструментов, хореографических, фольклора, образо-творческого искусства и т.п.).

Целью является создания эстетического  вкуса и естетичнного идеала и раз-виток способности оценивать прекрасное даст человеку возможность понять суть прекрасного [5,5].

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, приложения. Общий  объем

работы - 32 страницы.

Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.

1.1. Роль эстетического  воспитания.

Эстетическое воспитание - это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания  прекрасного в искусстве и  действительности, способность к  творческому самовыражению присущая человеку. Однако эта способность  требует сознательного, целенаправленного, планомерного и систематического развития.

Основой, на которой осуществляется эстетическое воспитание есть определенный уровень художественно-эстетической культуры личности, ее способности к эстетическому освоению действительности. Этот уровень оказывается, как в развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов, переживаний, оценок, вкусов, потребностей и идеалов), так и в развитии умений и навыков активной преобразующей деятельности в искусстве, труде, быту человеческих взаимоотношениях. Формирование у школьников определенной системы художественных представлений, взглядов, которые смогут помочь им выработать в себе действующие критерии эстетических ценностей, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, начиная с восприятия окружающего.

Задачей эстетического воспитания является не только расширение художественного  восприятия, список прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регуляция  и коррекция поведения.

Эстетическое воспитание проникает во все сферы детской  жизни, оно обеспечивается всеми  звеньями воспитания и использует богатство  и разнообразие его средств. Все  это дает право считать главным  принципом эстетического воспитания принцип все всеобщности эстетического  воспитания и художественного образования.

Методологической основой  и важным принципом эстетического  воспитания на современном этапе  является идея комплексного подхода, в  реализации системы эстетического  воспитания имеет двойное значение.

Во-первых, система эстетического  воспитания должна строиться так, чтобы  разные виды искусства постоянно  взаимодействовали между собой  в процессе воздействия на ребенка, т.е. организуется необходимость тесного  взаимодействия искусства на основе межпредметных связей.

Во-вторых, эстетическое воспитание как воспитание средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органической частью любого вида воспитания.

Система эстетического воспитания строится на основе принципа творческой самодеятельности учащихся. Это проявляется  в способности школьников переносить выработанные творческие навыки на выполнение любого дела.

Новые задачи в области  воспитания в общеобразовательной  школе суверенной Украины коренным образом изменили и установки  в эстетическом воспитании. От задач видеть, чувствовать, понимать прекрасное, они превратились в более сложные и связаны со способностью творить его в окружающей действительности, труда, искусстве, в повседневной жизни. Эта способность является важным признаком нашего времени и обеспечивается благодаря реализации принципа естезации всего детской жизни.

Эти принципы обеспечивают реализацию системы эстетического  воспитания и способствуют формированию эстетической культуры подрастающего  поколения.

Одной из основных задач  вреда на современном этапе развития эстетического воспитания является создание его системы. Под системой понимается живой, целенаправленный, организованный и контролируемый процесс художественно-эстетического  образования, развития, воспитания детей, построен на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического  обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в  неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральный  и трудовой развитие.

Основным структурным  элементом системы эстетического  воспитания является личность, поскольку  цель, задачи, специфические методы эстетического воспитания ориентированы  на эстетический и общее развитие личности, обогащения ее в педагогическом процессе с учетом индивидуальных и психологических особенностей организации воздействия на учащихся разного возраста.

Одной из ведущих подсистем  эстетического воспитания является учебно-воспитательный процесс школы. Предметы естественно-математического, гуманитарного и эстетического  циклов, а также трудовое воспитание вносят в эту подсистему свой вклад  и одновременно тесно связаны  между собой как ее элементы. Руководящую  роль в обеспечении педагогической целеустремленности этого процесса играет учитель.

Следующая подсистема - внеклассная  деятельность школьников, связана с  учебно-урочной деятельностью. Особое место принадлежит в ней факультативным курсам по предметам художественного и других циклов, функционирования этой подсистемы предполагает необходимость использования творческого подхода к любому виду деятельности ребенка, форм и методов пробуждение их к интересу к эстетического творчества, а также осуществление педагогического контроля за социально-ценной деятельностью учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы, организации досуга и поведения детей разного возраста.

Важной подсистемой также  художественно-эстетические воздействия  средств массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино), семьи, микро среды школьника. Контроль со стороны школы за деятельностью ее элементов проявляется в изучении и анализе воздействий, степени сформированности у учащихся эстетического идеала, вкуса, критической оценки эстетической информации, художественных интересов и потребностей школьников в области искусств, мотивов общения с ним.

Таким образом функционирования системы эстетического воспитания эффективно осуществляется тогда, когда она действует не изолированно, а включается в комплекс всей учебно-воспитательной работе и осуществляется с помощью целенаправленного педагогического руководства [10].

Эстетические чувства  людей играют большую роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать  прекрасное делает духовную жизнь человека богатым, интересным, дает ему возможность  почувствовать величайшее духовное наслаждение. От того, как человек  чувствует, переживает прекрасное и неэстетичное, возвышенное и низкое - во многом зависит от его поведения в обществе. Это означает, что нужно, чтобы человек имел действительно прекрасные эстетические идеалы.

постольку человек постоянно  стремится к красоте, стремится  бороться с нестабильным, противным, а ее идеалы красоты складываются под влиянием различных жизненных  явлений, отношений, и произведений искусства, нужно научить ребенка  глубоко развиваться во всем разновидности  жанров искусства, с тем, чтобы она  могла безошибочно различить  прекрасное, возвышенное, художественное от низкого, искаженного, антихудожественного.

Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее нужно обладать качествами, которые в своей общности создают эстетические культуру личности. Первоосновой всей культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная ответ на прекрасное.

Для того, чтобы в полной мере воспринимать красоту или проявлять себя в художественном творчестве, нужно, еще значительный фонд теоретических знаний, на базе которых развивается воображение и понимание эстетических ценностей.

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал, как цель или пример, что увеличивает тягу к красоте. Немалым отражением эстетических позиций, ее взглядов, идеалов, являетсяэстетический вкус, умение различить прекрасное от некрасивого, подлинную красоту от зовущей. Еще одним показателем эстетического отношения человека к окружающей среде, являются эстетические интересы и потребности, которые наиболее четко выполняют ценные ориентации личности в сфере прекрасного. С помощью эстетических чувств мы, главным образом воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности. Нанося художественным вкусам человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

В эстетическом кругозоре  современного школьника отсутствуют  знания о законах эстетики и художественного  творчества, о критериях красоты  и искусства в действительности.

Неправильность, характер эстетического  отношения детей к действительности изменяется с школьным возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте, природе, подростки, стремятся удовлетворить потребности в красоте главным образом за счет искусства, а старшеклассники в большей степени интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего вида.

Если детей и подростков привлекает в художественных произведениях  сторона событий, то старшеклассники  ищут в искусстве ответы на волнующие  их эстетические проблемы [2,428-430].

1.2. Эстетическое воспитание  младших школьников.

Эстетическое воспитание ребенка - процесс, который создается  под влиянием различных жизненных  отношений и действий, обладающих эстетическими средствами. Уже дети дошкольного возраста, выражая свои эстетические осуждения о вещах, и явления переживают в связи  этим эстетические чувства.

Неправильно было бы представить  дело таким образом, что эстетическое воспитание начинается и реализуется  только тогда, когда учитель проводит с детьми беседы об искусстве или  разучивает с ними песни и стихи. А такое представление часто  встречается среди учителей.

Вступая в различные жизненные  взаимоотношения с людьми, вещами и природой, спикаючись с явлениями, совместной жизни в общем с явлениями искусства особенно ребенок во решительным влиянием взрослых развивает выбранные эстетические взгляды. Отдельные бессистемные часто не оказывают особого влияния в общем процессе формирования эстетических взглядов. Ограничивая свою деятельность в области эстетического воспитания только оригинальными различными беседами учитель может допустить элементы стихийных неконтролируемых воздействий, проникновение которых в сознание ребенка не будет помогать формированию у него чуждых нам эстетических представлений и понятий. Педагогически организованный процесс эстетического воздействия на младших школьников должен представлять собой не только ознакомление с различными видами и произведениями искусства, а систему освоения прекрасного в искусстве и действительности, процесс эстетически правильной организации всего детской жизни. Эстетическое развитие младшего школьника войдя в жизнь, нового коллектива и начав быстро обогащать себя новыми знаниями и опытом новых отношений идет особенно интенсивно.

Информация о работе Эстетическое воспитание школьников