Эстетическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является создания эстетического вкуса и естетичнного идеала и раз-виток способности оценивать прекрасное даст человеку возможность понять суть прекрасного

Содержание работы

Введение ........................................................................... 3
Раздел I. Эстетическое воспитание и его составляющие.
Роль эстетического воспитания в процессе формирования
Эстетическое воспитание младших школьников ..................... 10
Раздел II. Эстетическое воспитание в процессе обучения школьников.
2.1. Творческий связь уроков математики и изобразительного искусства .................................................................... 16
2.2. Анализ детского рисунка ........................................... 19
2.3. Эстетическое воспитание с помощью декоративно - прикладного искусства во внеклассной работе ........................ 26
Выводы ...................................................................... 31
Список литературы ............................................ 32
Дополнения ...............

Файлы: 1 файл

эстетическое воспитание.docx

— 56.59 Кб (Скачать файл)

Изучение младших школьников и взгляд за их деятельностью показывают, что их эстетические представления  переплетаются с рисованием и  произведениями декоративно-прикладного  искусства.

Специфика уроков изобразительного искусства определяет и средства эстетического воспитания детей. Учитель  сосредотачивает их внимание на оформлении альбомов.

Следует с самого начала осудить неаккуратность в оформлении альбомов и рисунков, достаточно распространено в младших классах. Возникает  это потому, что дети дошкольники  главное внимание обращали на рисование  дома, а не на его выполнение. Они  уничтожали много листов бумаги. Альбом выбросить нельзя, потому что это документ, характеризующий работу школьника. Нужно учить детей с первых шагов правильно размещать рисунок на листе, ровно и аккуратно раскрашивать его, начатый рисунок обязательно закончить. Эти требования важно в доступной форме объяснить учащимся и добиться того, чтобы именно так они подходили к оценке своих работ и работ товарищей.

Со временем требования к  их работам растут. Учитель постепенно ведет детей к тому, чтобы они  выполняли рисунки хорошо, по-своему, индивидуально. Уроки изобразительного искусства могут быть тесно связаны  с выставками, различными праздниками, конкурсами.

Можно провести конкурс на лучший рисунок. Организовать выставку лучших работ детей, участвовать  в оформлении зала к празднику, все  это является важным дополнением  к уроку.

Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании могут  быть значительно усилены проведением  разнообразной внеклассной работы.

Так учитель должен координировать свою работу на уроках с задачей  изобразительного искусства, поощрять детей к рисованию и творческого  подхода ко всем урокам числе и  в различных видах внеклассной  работы.

Таким образом на уроках изобразительного искусства осуществляется первичное знакомство с произведениями художников, использованных с целью характерного воспитания, развития художественного вкуса ребенка и его художественно-творческих способностей.

Но невозможно себе представить, чтобы речь об эстетическом воспитании шла тогда, когда содержание урока  является произведение искусства, когда  дети поют, рисуют, читают стихи и  рассматривают картинки, говорят  о лесе, об осени или о весне. Эстетическое воспитание может и  должно существовать и тогда, когда  изучают деловые бумаги, решаются задачи, выполняются различные упражнения. Оно возможно на каждом уроке, независимо от его содержания и может быть осуществлено в связи с изучением  материалов, а также с общей  организации урока.

Задача учителя стоит  в том, чтобы всегда, на каждом уроке  поддерживать своеобразный тонус, формировать  эстетическое отношение к содержанию и организации творческого труда.

Все эстетические переживания  детей на уроках, в процессе творческой работы, а также в повседневной жизни развивают в них способности  видеть, понимать, ценить прекрасное в  окружающем мире, а также стремление участвовать в его творении. Свои способности школьники активно  представляют в различных видах  художественного труда [9,4-8].

В молодом возрасте "все  дети без исключения - страстные  художники".

Следует помнить о развитии возможностей различных видов искусства. Живопись, скульптура, архитектура, помогут сформулировать чувства симметрии, пропорции, чувство линий, цвета и колорита, пространственное воображение.

Формирование художественно-творческих способностей, в свою очередь нуждаются  особой методики. Важно своевременно выявить природные задатки, склонности ребенка, стимулировать творческую деятельность, закрепить достигнутый  успех постоянными тренировками. Постепенно усложнять навыки умениями. При этом надо помнить, что занятия  рисованием только тогда обогащают  ученика эстетикой, когда они  несут ему радость. Важными условиями  успеха является объективная оценка художественного творчества детей.

В книге "Духовный мир  школьника" В.А. Сухомлинский проведено  интересные наблюдения о влиянии  рисунка на духовное развитие школьников. В школе на протяжении четырех  лет проводился такой опыт: в момент сильного эмоционального подъема, вызванным  вновь пережитым или познанным  учителя предлагают детям передать их переживания в рисунке. Дети не только с подъемом рисовали, предметы или сказочные образы, но выражали свое отношение к тому, что они  нарисовали.

Дальнейшие наблюдения доказали, что у многих детей сформировалась потребность передать увиденное  или пережитое в рисунке. Склонность к рисованию закрепилась не у  всех детей, зато уроки рисования  остались в их внутреннем мире глубокий след. Эти дети отличались более  тонкими, устойчивыми чувствами, всесторонней интересом, точностью и гибкостью  творческой деятельности. Поэтому недооценка рисования в системе обучения младших школьников или неправильная постановка преподавания этого предмета может стихийно остаться на развитии школьников. Эстетическая культура - это  способность личности к пов-полноценного восприятия, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жит-я по законам красоты [4,424,429].

Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты: эс-тетичних восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства; эс-тетичних чувства - эмоциональные этапы, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства ; эстетическое-нет потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов эстетические идеалы - соци-ально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве; художественные умения, способности в области искусства.

Эстетическая культура формируется  в процессе художественно-эстетического  воспитания, является его целью. Задачи и содержание ху-дожньо-эстетического воспитания определяются объемом понят-я "Эстетическая культура": развитие эстетических вкусов, чувством-тов, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Большое значение имеет материальная база школы, декоративное оформление помещений, благоустройство пришкольного усадьбы, оформление кабинетов и лабораторий, коридоров, других при-помещений. Не случайно в учебно-воспитательных учреждениях, которыми руководил А.С.Макаренко, посетители отмечали множество цветов, блестящий паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

В учебном процессе эстетическому  воспитанию способствует преподавание всех предметов. Любой урок, семи-нар, лекция имеет эстетический потенциал. Этому служит и творческий подход к решению познавательной задачи, и выразительность слова учителя и учеников, и отбор и оформление наглядного и раздаточного материала, и аккуратность записей и чертежей на доске и в тетрадях [3,249,250].

Раздел II. Эстетическое воспитание в процессе обучения школьников.

2.1. Творческий связь уроков математики и изобразительного искусства.

Известно, что в шести-семиричному возрасте дети любят играть и рисовать. А как обучение? Я бы ученикам новую форму работы, которую потом они назвали "розмалюйка".

Первую раскраску были использованы, когда ученики уже  ознайомилися с числом 1 и цифрой шесть. Работа проводится как самостоятельная. На отдельном листочке нарисовано фигуру животного или человека, в каждой части есть пример, который необходимо вычислить. Полученный ответ ученики ищут в таблице цветов. Каждой цифре соответствует определенный цвет: 2 - зеленый, 3 - желтый, 4 - синий, 5 - красный, 6 - коричневый. Постепенно работа усложняется и дается ученикам по вариантам, согласно их умственными способностями.

Усложнение содержания розмалюйкы целесообразно уменьшать время, выделенное на выполнение работы ("5" - семь минут, пять минут и т.д.), это стимулирует учащихся выполнять работу быстрее, не теряя качества исполнения. Также школьники самостоятельно составляют розмалюйку дома, обмениваются, обрабатывают. По розмалюйкамы можно работать во втором, третьем, четвертом классах, используя большие числа, другие действия (умножение, деление). Такая форма работы помогает повышению навыков вычисления, чтение (название цвета в таблице), целостного восприятия, мышления. Хорошо помогает развитию моторики руки, восприятия и цветоощущения. Розмалюйку очень удобно проверять учителю. Время на проверку уходит минимальный. У ряда математических дисциплин школьного курса важная роль отводится изучению геометрического материала.

Формирование понятий  о геометрических фигурах усвоения их определений касается задач основного  курса геометрии, изучение которого начинается в старших классах. Но чем больше у учащихся начальный  запас геометрических представлений  в среднем звене школы.

Именно в это время  уточняются и закрепляются представления  детей о треугольники, четырехугольники (см. Приложение № 1,2). Чуть позже уточняются представления о круге, круг, овал.

Рисунки можно использовать как на уроках математики, так и  на уроках трудового обучения. На таких  уроках трудового обучения можно  обнаружить не только определенные фигуры, но и еще упражнения чертежи. Задача - целесообразно дифференцировать во время работы учащихся индивидуально, так разный уровень развития познавательных способностей приводит резкий степень деятельности школьников. Такой подход дает хорошие результаты, поскольку школьник понимает, что он способен хорошо учиться.

Осуществление дифференцированного  обучения на уроках в каждом отдельном  случае - это дифференцирования заданий  учащимся на первом этапе подбирается  задачи соответствии с возможностями  учащихся. Постепенно трудности наращиваются на втором этапе - дети сами выбирают посильные  задания.

Рисунки на уроке математики используются для коллективной работы, а на уроке трудового обучения каждый ученик выбирает себе посильная  задача. Можно выбрать определенный рисунок и с представленным данным учащиеся используют аппликации. На следующем уроке математики дети уже по предварительно выполненной работой на уроке трудового обучения - математика.

Математика | Трудовое обучение | Математика

Уточнение знаний о треугольнике (треугольником называется фигура, у которой есть три стороны, три  угла, три вершины). Определение треугольников, сторон, вершин используя рисунок. | Изготовление аппликации по представленным размерам, используя рисунок, как  разок. | Измерение и сравнение  размеров геометрических фигур, используя  индивидуальные аппликации.

Перед началом конструирования  или изготовления аппликации необходимо определить количество необходимых  фигур и их название. Очень любят  дети творчески использовать геометрический материал на уроках трудового обучения.

2.2. Анализ детского рисунка.

"Человек есть мера  всех вещей" - так высказывался  давний мудрец. Эта мысль была  лозунгом как в античные времена,  эпоху Возрождения, Нового времени,  так актуальна и сейчас. Она  не только определяет особую  роль человека в мире, ее назначение, но и признает человека критерием  развития содержания рисунка  в творческой художественной  деятельности детей. Сразу к изобразительной стадии каракулей ребенок начинает рисовать человека, который становится любимым предметом изображения. Эту особенность ученые заметили уже давно. Так, итальянский исследователь детского рисунка Д. Риччи остроумно заметил, что библейское сотворение мира закончилось творением человека, а ребенок начинает творить в обратном порядке - с человека. Английский исследователь Д. Сэлли добавляет, что при этом дети начинают именно с головы - значимой части "венца творения". Российская исследовательница Ю.Н. Болдырева, анализируя детские рисунки показала, что преобладающей темой в рисовании детей есть образ человека (по сравнению с другими темами - 80%). Современные исследователи также считают, что образ человека является доминирующим изображением ребенка. В.В. Селивачев, сравнивая изображения первобытного человека и ребенка дошкольного возраста, отмечает, что для первой - главным объектом изображения является промышленная животное, от которого зависит существование самого человека, для ребенка - главным объектом изображения является человек. А.М. Шуберт при изучении рисунков детей Юга, подтвердила, что людям примитивной культуры является животная тематика.

А. С. Мухина объясняет факт доминирования образа человека не столько  тем, что ребенок ориентируется  на себе подобных, а на том, что взрослые почти всех цивилизованных стран  знакомят ребенка прежде с изображением. Как доказательство, они приводят то, что дети посещают детские учебные  заведения и учатся рисовать согласно учебным программам, изображающие сначала  ленты, дорожки, лесенки, шарики, цветы  и т.д.. Но как бы там ни было, а любопытство ребенка к изображению человека остается устойчивой.

Именно это метализування стало основным показателем уровня умственного развития ребенка. Основанием для создания такого теста была мысль о том, что рисование, которое является естественной и приятной деятельностью для ребенка, формируется вместе с развитием психики человека. Отсюда следует, что рисование, речь развиваются вместе с психикой, поэтому они могут стать показателями психического развития ребенка. Тест уделяет внимание не только художественным средствам выразительности изображения человека, сколько точности, конкретности, детализируя ее формы. Если раньше этим тестом измеряли интеллект ребенка, то сегодня им пользуются для выявления общего уровня развития ребенка.

Информация о работе Эстетическое воспитание школьников