Эстетическое воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение теоретических основ эстетического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания школьников.
2. Проанализировать состояние эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность эстетического воспитания 6
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 6
2. Задачи эстетического воспитания. Система эстетического воспитания 12
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 15
1. Эстетическая сущность искусства 15
2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) 17
Практическая часть 23
Приложение 25
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Маланьина И.Г. Эстетическое воспитание в современном обществе.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Развитие творческого  потенциала — это достижение более  высокого уровня управления в отношениях человека с миром, поскольку пересоздавая и пополняя мир, человек задает определенный тип и содержание взаимодействия с миром. От способности к творчеству зависит богатство государства, и государство, в принципе, должно стремиться к тому, чтобы человек умел реализовать эвристическую игру своих жизненных сил.

Реальная же ситуация такова, что творческой позиции противостоит нетворческое, непродуктивное отношение, разнообразию индивидуальных позиций — массовость усредненного обывателя, инициативе, изобретательности — узость, неразвитость, поточность мышления. Человек, все более становящийся бытием не целостным, а функциональным (и в сфере общественного производства, и в сфере культурного выражения), начинает характеризоваться доминированием в его психике фрагментарного, неполноценного восприятия мира, инфантильного отношения к нему. Даже позиция старательного исполнителя становится все более недостаточной с точки зрения современных требований. В самом деле, пока техника, обезличивающая продукт, нетребовательна к содержанию личности, до тех пор вполне приемлем просто хороший исполнитель. В новых же условиях должна делаться ставка на творческую личность, обладающую неординарностью мышления, оригинальностью в принятии решений, самостоятельностью в суждениях и т.п.

Действительно, с точки  зрения социального процесса, функция  воспитания заключается в том, чтобы  подготовить человека к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. И потому чтобы ни общество не терпело ущерба, ни человек не ощущал своей ненужности в обществе, система воспитания стремится формировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социально потребному характеру, что взаимно оградит и человека и общество от внутренних конфликтов. Поэтому, к сожалению, как бы ни были прекрасны установки, воспитать можно только те качества, которые потребны обществу, а не просто входят в какой-то абстрактный набор пусть самых идеальных требований: если они не привязаны к реальным условиям жизни в данном обществе, то такую задачу реализовать почти невозможно. В этом мы вынуждены были убедиться на примере собственных воспитательных систем [11].

Проблема творчества, его природы и реализации — это проблема эстетическая, но решается она в конкретном социальном контексте и в определенных экономических условиях. Творческий человек — решающая сила современного производства, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на свободный мозг, гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают эстетические впечатления, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления. Потому не только гуманистические установки, но и прагматические, деловые соображения заставят общество думать о создании условий, стимулирующих максимальную отдачу человека в творческой сфере. Не только забота о красоте и гармонии, но и соображения пользы, выгоды, процветания заставляют считать организацию системы действенного эстетического воспитания одной из первоочередных задач современного общества [14].

2. Задачи эстетического воспитания. Система эстетического воспитания

Задачи эстетического  воспитания заключаются в следующем:

  1. развивать творческие способности
  2. воспринимать, понимать и чувствовать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
  3. Развивать  нравственное совершенствование личности,
  4. Воспитывать  активное  отношение к действительности.

Поэтому необходимо связывать  эстетическое воспитание с нравственным и интеллектуальным. По мнению В.Г.Белинского воспитывая с раннего возраста в  детях чувство прекрасного, педагог, таким образом, формирует качество личности как человечность: «Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности». В своих высказываниях он считал, что мощным фактором воспитания являются все виды искусства.

Эстетическое воспитание, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного  развития личности. Чем раньше человек  попадает в сферу целенаправленного  эстетического воздействия, тем  больше оснований надеяться на его  результативность. С самого раннего  возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству [11].

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности [14].

 

 

 

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

В  этой  главе  мы  рассмотрим  особенности  искусства,  как  средства эстетического   воспитания    школьника.   Для   этого    раскроем эстетическую сущность искусства и особенности его восприятия детьми. 

1. Эстетическая  сущность искусства

Важность искусства  в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность  искусства  как  средства воспитания заключается в  том,  что  в  искусстве  "сгущен,  сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство".  В художественных произведениях различных видов  искусства  люди  выражают  свое  эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". Искусство дает огромный материал для познания  жизни.  «В том-то  и  заключается  основная  тайна  художественного   творчества,   что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их  а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной  эмоциональной  силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно  размышлять  о  своем месте и назначении в жизни» [12].

      В процессе  общения ребенка с явлениями искусства, накапливается  масса

разнообразных, в том  числе и эстетических, впечатлений.

      Искусство  оказывает широкое и многостороннее  воздействие на  человека.

Художник, создавая  свое  произведение,  глубоко  изучает  жизнь,  вместе  с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется  и  страдает. Любое произведение  вызывает  наше  ответное  чувство.  Б.М.  Неменский  так описал это  явление:  "И  хотя  сам  по  себе  творческий  процесс  создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек  вслед за художником творцом погружается в  него  всякий  раз,  когда  воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру  своих  личных  способностей становится творцом, "художником", переживая  жизнь  как  бы  "душой  автора" того  или  иного  произведения,  радуясь  или  восхищаясь,   удивляясь   или испытывая гнев, досаду, отвращение".

      Встреча  с явлением искусства не делает  человека сразу духовно  богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится  долго, и человеку всегда хочется  вновь  ощутить  знакомые  эмоции,  испытанные  от встречи с прекрасным [10].

      "Постижение  искусства есть познавательный  процесс глубоко  творческого характера", - отмечают авторы  книги  "Эстетическое  воспитание  школьников". "Энергия активного, творческого  отношения  человека  к  искусству зависит  как  от  качества  самого  искусства,  так  и   от   индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от  уровня

его  художественного  образования".  Те   же   авторы   сделали   правильное замечание: "Только подлинное искусство  воспитывает,  но  только  человек  с развитыми  способностями  может  пробудиться  сотворчеству  и   творчеству".

Искусство может и  не выполнить своей воспитательной роли,  если  ребенок не получит собственно  художественного  развития  и  образования,  не  научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

      Жизненный  опыт ребенка на различных   стадиях  его  развития  настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из  общей  массы  собственно эстетические  явления.  Задача  педагога  воспитать  у  ребенка  способность наслаждаться  искусством,  развить   эстетические   потребности,   интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести  ребенка по пути творческого постижения  искусства,  нужно  знать,  как  воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

      Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой  человеческой

личности. А это предполагает, что любой  человек  может  понимать  все  виды искусства.  Педагогический  смысл  этого  мы  понимаем  в  том,  что  нельзя ограничивать воспитание и  развитие  ребенка  лишь  одним  видом  искусства [7]. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое  воспитание. Это, конечно, вовсе не значит,  что  человек  должен  непременно  испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый  волен в соответствии с  ними  предпочитать  тот  или  иной  полюбившийся  ему  вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они  могут  иметь неодинаковое значение в его  индивидуальной  жизни.  Полноценное  воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него  всей  системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или  менее равномерно».

 

2. Реализация  эстетического воспитания средствами  искусства на уроках художественного цикла

(музыки, изобразительного  искусства, литературы)

 

 

    В школе  встреча детей с произведениями  искусства происходит в  основном на  уроках  художественного  цикла  (литературе,   музыке,   изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются  основными  в  системе  эстетического воспитания. Они играют решающую роль в  формировании  у  детей  эстетических идеалов,   их   художественного    вкуса,    эстетического    отношения    к действительности и искусству.

      В своей  сущности предметы художественного цикла, именно  как  предметы

школьного обучения, являются  собирательными,  обобщающими,  интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства,  его теории и истории, навыков практического творчества [10].

      В школе  преподают не искусство: не  литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы  по  искусству,  решающие  задачи всестороннего  развития  и  воспитания  школьников,  объединяющие   в   себе элементы  собственно  искусства,  науки  о   нем   и   навыки   практической деятельности.

       Литература  включает в себя искусство  художественного  слова,  историю

литературы, науку о  литературе -  литературоведение  и  навыки  литературной

художественно-творческой деятельности.

      Музыка  как интегративный предмет органически  вбирает в  себя  изучение собственно  музыкальных  произведений,  историю,  теорию  музыки,  а   также

простейшие навыки исполнительства  в области  пения  и  игры  на  музыкальных

инструментах.

      Изобразительное  искусство как комплексный предмет  объединяет  познание самих  художественных   произведений,   элементы   искусствознания,   теории изобразительной деятельности, освоение  навыков  практического  изображения,

изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

      Рассмотрим  воспитательно-образовательные   возможности   каждого   из элементов,  составляющих   содержание   школьного   учебного   предмета   по искусству [1].

      Основным  и  главным  элементом   литературы  как   учебного   предмета является, конечно, само искусство — произведения  художественного  слова.  В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения,  учится

Информация о работе Эстетическое воспитание в современном обществе