Эстетическое воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение теоретических основ эстетического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания школьников.
2. Проанализировать состояние эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность эстетического воспитания 6
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 6
2. Задачи эстетического воспитания. Система эстетического воспитания 12
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 15
1. Эстетическая сущность искусства 15
2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) 17
Практическая часть 23
Приложение 25
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Маланьина И.Г. Эстетическое воспитание в современном обществе.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

эстетическому освоению художественных произведений, усваивает  их  содержание и развивает свои психические силы:  воображение,  мышление,  речь.  Развитие навыков  чтения,  способности  эстетического  восприятия,  аналитического  и критического мышления — решающие средства наиболее  эффективного  достижения воспитательной цели.

      «Художественная литература — органическая часть  искусства  как  формы

общественного  сознания  и  выражения  эстетического  отношения  человека  к действительности».  Она связана со  всеми видами   искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам,  как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография.  Процесс восприятия и постижения  подлинного  литературного  произведения  доставляет

читателю  эстетическое  наслаждение,  влияет  на  духовный   мир   личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения,  способствует  развитию  ее мыслительных  процессов,  расширяет   кругозор   человека,   углубляет   его познания.

      Литература  обеспечивает  и  собственно  литературное  развитие.   Оно означает  хорошее  знание  основных  художественных   произведений,   умение

применять законы общественной жизни  к  анализу  литературных  явлений.  Это

умение   особенно   потребуется   школьнику   в   жизни,   когда   возникнет необходимость   самостоятельно   дать    оценку    любому    художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей  правоте.  Школа развивает   подлинный   художественный   вкус,   учит   глубокому    анализу произведений искусства с позиций эстетики.

       Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников.

Чем бы они ни увлекались, интерес  к  литературе  для  большинства  остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем  не заменимую  разрядку.  Психика  человека   испытывает   немалые   перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает  эмоциональное  напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь  игрой  творческого воображения [9].

      Другой  важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка».

   В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей  музыки  и  хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты  и  элементов  музыковедения,  овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие  способности к музыкальной импровизации.  Другой  известный  педагог  Ю.Б.  Алиев  пишет: «Урок музыки  дает  осознание  радости  музыкального  творчества,  формирует чувство  сопричастности  к   прекрасному,   способность   наслаждаться   тем нравственно-эстетическим  содержанием,  которое  вложено  композитором   или народом в произведение музыки» [1].

      Ведущей  задачей на уроке на уроке  музыки является  «формирование   слушательской   музыкальной   культуры учащихся, потому что сегодняшний  ученик  в  будущем  непременно  слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности  слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли  человек  сам  совершенствовать  свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая  только  чисто развлекательную музыку».

      Другие  авторы  отмечают,  что  ведущее   значение  должно  придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные  традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные  способности,  но  и  качества характера, мировоззрение, художественный вкус,  эстетическое  чувство». Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию  всех элементов музыкального воспитания.

      Таким  образом, в предмете  «Музыка»  выдвигаются  единые  эстетические задачи музыкального образования и воспитания  школьников.  Все  преподавание нацелено на такое  музыкальное  воспитание,  которое  обеспечивает  развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер  их

деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию  знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

      Наконец,  третий  учебный  предмет   художественного  цикла  в   школе  —

«Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет  знакомит учащихся не  только  с  живописью,  графикой  и  скульптурой,  составляющими группу изобразительных искусств, но  также  с  архитектурой  и  декоративным

искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных  занимают  особое место.  «Произведения  изо,  декоративного  искусства,  архитектуры   зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на  работе, в  общественных  местах.  Это  городские  архитектурные   ансамбли,   парки, интерьеры,  монументальные  произведения  живописи  и  скульптуры,  предметы декоративного искусства, технические  сооружения,  которые  воздействуют  на человека  повседневно,   независимо   от   наличия   у   него   эстетических потребностей» [9].

      В   содержание   предмета   «Изобразительное    искусство»    вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного  искусства, освоение  изобразительной  грамоты,   развитие   творческого   отношения   к действительности и детское художественное творчество.

        Занятия  изобразительным   искусством   развивают   умение   видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и  классифицировать  эстетические явления  действительности.  Они  формируют  эстетическое   чувство,   умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства.  Они делают человека художником.

       Изобразительное  искусство дает детям  развитие  психических  свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

      Программа  формулирует следующие задачи  преподавания  изобразительного искусства:   развитие   понимания   явлений   окружающей   действительности; формирование    практических    навыков     художественной     деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия,  чувства цвета,  композиционной  культуры,  пространственного   мышления,   фантазии, зрительного  воображения  и  комбинаторики,  умение  выражать  в  отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование);  воспитание активного эстетического отношения к  действительности  и  искусству,  умения практически  применять  художественные  способности  в  процессе   трудовой, учебной и общественной деятельности [1].

      Таким  образом, главная  цель  изобразительного  искусства  в  школе  - духовно обогатить ребенка, научить  проникновению  в  эстетическую  сущность произведения искусства.

      Между  тем, урок  -  это  не  единственная  форма  знакомства  детей   с искусством. Именно внеклассная и  внешкольная  работа  дают  детям  реальную возможность познакомиться с искусством шире.  Там  же  они  знакомятся  и  с такими видами искусства как кино и театр.

      Особенность   этих  видов   искусства   заключается   в   эмоциональном воздействии  на  ребенка.   Зритель   непосредственно   испытывает   радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником  событий  и  конфликтов, происходящих на сцене.  Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в  чем  несходная  между  собой, разбитая по единицам, может вдруг  потрястись  одним  потрясением,  зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

      Театр  – синтез многих  искусств,  объединенных  в  гармоничное   целое.

Театр  воздействует  не  только  словом,  особым  эмоциональным   состоянием

актера, но и пластикой  движения,  музыкой,  светом,  цветом,  художественным

оформлением сцены. А  сопереживание зрительного зала и  сцены,  сопереживания зрителей   между   собой   только   усиливает   эмоциональное    воздействие театрального зрелища. В  совокупности  всех  своих  средств  театр  обладает мощным механизмом воздействия на любую личность,  в  том  числе  и  ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

     Таким образом,  учитывая эстетическую сущность самого искусства  и  то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят  перед  собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать  вывод,  что  в  рамках школьной  программы  искусство  является  основным  средством  эстетического воспитания. Эта мысль также  отмечается  в  работах  Б.М.  Неменского,  Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию [10].

 

Практическая часть

Обучающимся II курса ФМФ была предложена следующая система вопросов. В опросе участвовало 50 респондентов.

Анкета

  1. Часто ли вы посещаете театры, музеи, выставки, концерты? (что чаще всего?)
  2. Что вы знаете об искусстве?
  3. Каких русских живописцев, композиторов, поэтов или писателей вы можете назвать? (хотя бы по 2)
  4. Нравятся ли вам книги, передачи об искусстве?
  5. Хотели бы вы быть задействованы в области искусства?

Результаты были следующими: На первый вопрос большинство респондентов ответили «да»: «да» - 43 человека, «нет» - 7 человек. Причем, большинство из ответивших да, посещают не музеи, театры и выставки, а концерты – 35 человек.

На вопрос «что ты знаешь об искусстве», все дали похожие ответы, сложив их все вместе, получилось, что искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.

С 3 вопросом: «Каких русских  живописцев, поэтов или писателей, композиторов вы знаете?» справились так же все  обучающиеся; в основном, на вопрос «каких русских живописцев вы знаете?»  приводили такой ответ, как Айвазовский, Репин, Шишкин; «каких русских композиторов вы знаете?» отвечали: П. Чайковский, Мусоргский, Рахманинов; на вопрос о писателях и поэтах были даны более разнообразные ответы, наиболее встречаемыми оказались: А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевской, Н. Гоголь, А. Ахматова, М. Цветаева и др.

Несмотря на такие  ответы на первые три вопроса, на 4 пункт  соотношение  ответов «да» и «нет»  составило почти 1/3. «Да» - 35 человек, «нет» - 15 человек.

Ну, и наконец, на 5 вопрос, лишь 20 человек из 50 сказали, что хотели бы связать свою жизнь с искусством.

Таким образом, проведя  анкетирование, мы увидели, что уровень  знаний в области искусства, обучающихся II курса ФМФ довольно высок. Им нравится посещать музеи, концерты, театры. К сожалению, книги и телепередачи, кажутся недостаточно интересными для обучающихся. Но, несмотря на невысокий интерес искусством у респондентов, все же есть процент участников опроса, которые хотели бы связать свою жизнь с искусством, надеемся,  у них это получится. В приложении представлены разработки нескольких программ по эстетическому воспитанию, которые могут способствовать повышению интереса учащихся в области эстетики. Но, данные программы также предназначены и для взрослого поколения.

 

Приложение

В приложении представлена разработка эстетического интегрируемого кружка по программе Л. П. Ильенко, так же две программы, направленные на освоение учащимися эстетической культуры, интегрирование разных компонентов эстетики и использование их в учебном процессе.

Эстетический интегрированный кружок  (разработан Л. Андреевой, аспирант МГПУ)

Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное  от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: в труде, в быту, поведении человека. В ходе эстетического воспитания особенно важно разбудить и развивать чувство прекрасного, облагородить личность школьника. Ребенок, чуткий к прекрасному, всегда будет испытывать потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Любовь к природе, литературе, театру, музыке, живописи и другим видам  искусства закладывается с детства. Неоценимую помощь в процессе формирования эстетической культуры должна оказать  школа при наличии умного, соответствующим  образом подготовленного и ориентированного наставника – учителя.

Целесообразность интегрированного подхода в преподавании искусства  обосновала Н. П. Шишлянникова. Общий  смысл интегрирования заключается  в его синергетическом эффекте, достичь которого воздействием каждого из искусств в отдельности невозможно.

В настоящее время  опыт внедрения в практику школ интегрированных  художественно-эстетических курсов достаточно обширен.

Мы предлагаем во внеклассную  работу школы включить такую актуальную ее форму, как эстетический интегрированный кружок.

Его структуру формируют следующие направления:

  1. Музыкальное направление – слушание высокохудожественных классических образцов:
    • Вокально-хоровая работа;
    • Организация самодеятельных музыкальных коллективов: школьный оркестр, вокальный ансамбль народной песни;
    • Музыкальный лекторий.
  1. Художественное:
    • Декоративная работа;
    • Оформительская работа (создание декораций, костюмов, выпуск газет и журналов);
    • Лепка.
  1. Театральное:

Информация о работе Эстетическое воспитание в современном обществе