Эстетическое воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение теоретических основ эстетического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания школьников.
2. Проанализировать состояние эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность эстетического воспитания 6
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 6
2. Задачи эстетического воспитания. Система эстетического воспитания 12
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 15
1. Эстетическая сущность искусства 15
2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) 17
Практическая часть 23
Приложение 25
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Маланьина И.Г. Эстетическое воспитание в современном обществе.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Творческий процесс, как  показывает опыт, начинается с вопроса, с удивления и даже с противоречия. Противоречия, как известно, характерны для урока, когда к существующей сумме знаний добавляется информация, на первый взгляд несовместимая с  ней.

Мы попытались определить принципы на основании которых следует строить работу по развитию творческих способностей школьников:

  • Принцип информированности, который заключается в личностной значимости ребенка нового материала;
  • Принцип диалектического единства теории и практики: важно, чтобы школьники от эмпирических наблюдений переходили к теоретическим обобщениям, а иногда  наоборот – возвращаются к практике;
  • Принцип диалектического единства оптимального взаимодействия сознательных и интуитивных процедур;
  • Принцип саморазвития. В организации учебно-воспитательной творческой деятельности необходимо опираться на сильные и учитывать слабые стороны особенности личности;
  • Принцип релаксации, который помогает снять физическое, интеллектуальное и эмоциональное напряжение, возникающее при решении задач;
  • Принцип оптимального соединения оптимальных и коллективных форм творческой деятельности. Нужно учитывать и соотносить цель, содержание, уровни проблематики, трудности разных видов работы;
  • Принцип веры в потенциальные возможности ребенка.

Предложенная система  принципов не претендует на завершенность  и может быть дополнена и изменена.

Как же развивать творческий потенциал подростков? Ниже представлен  игровой тренинг для учеников VIII – X классов:

«Ключи к  творчеству»

Первый ключ – игра «Попробуй стать ребенком»

В ходе игры надо придумать  вопросы, которые заданы от имени  ребенка, желающего поскорее узнать  этот огромный таинственный мир. Например: Откуда берется вещь? Куда прячется солнце? Потом ученики обмениваются придуманными вопросами и стараются дать на них «детские» ответы.

Второй ключ – игра «Оживи слово»

Можно ли объединить смысл  слова и его форму  - т.е. буквы?  Возьмем слова: снежинки, тучка, мед, медведь.…И попробуем нарисовать их с помощью букв.

А потом – чей-нибудь портрет: глаза, нос, рот, уши, волосы, брови…

Третий ключ – игра «Вкусная загадка»

Группа школьников делится  на команды по пять человек, и каждая разрабатывает свой оригинальный рецепт какого-либо блюда, например салата, пирога, торта.

Через неделю проводится дегустация. Ценятся не просто смелость в соединении ингредиентов, но и вкусовые качества. Каждому изделию дается название, исходя из тех чувств, которое оно вызывает во время дегустации.

Четвертый ключ – игра «Волшебные звуки»

Ученикам дают прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру, Скрябина), потом предлагают с помощью подручных средств (пластилина и разноцветного бисера) предавать свои впечатления от мелодии. Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания.

Под музыку можно также  пытаться представлять пейзажи за окном  электрички и подробно рассказать о  нем.

Пятый ключ –  «Рисуем суть вещей»

Вниманию подростков предлагается девять понятий: творчество, свобода, интерес, вечность, жизнь иллюзия, вера, индивидуальность, ностальгия. Эти понятия, возможно, еще недостаточно освоены ребятами. Педагог дает задание сделать маленькие рисуночки к каждому слову.

Многие специалисты  рекомендуют использовать в работе с подростками элементы психодрамы. Эффективными считаются также методы синектики, эвристической загадки, комбинированных вопросов, метод Меттчета, приемы поиска эвристического мышления. Рассмотрим некоторые из них.

Метод Меттчета

Данный метод рекомендует  использование следующих «режимов мышления» для контроля и приспособления образа мышления к возникшей проблеме:

Мышление стратегическими  схемами (способность действовать  в соответствии со стратегией, способность  создавать стратегии);

Мышление образами (представление  в виде схем);

Мышление в «параллельных  мирах» (наблюдение за собственными мыслями);

Мышление «основными элементами»(варианты суждений, тактик, стратегий и т.д.)

При проведении тренингов  школьникам предлагается конкретные способы  организации своего «Я», обучения, социального поведения, будущего профессионального выбора. Даем рекомендации по:

Планированию личного  времени;

Фиксации этих планов, самонастрою на выполнение запланированного;

Критической диагностике  своих положительных и отрицательных  качеств;

Формулированию жизненных целей, ближайших и на перспективу.

Метод Л. Н. Толстого

Современники Л. Толстого утверждают, что у знаменитого  писателя была своя особая гимнастика ума. Каждое утро он брал самый обычный  предмет и пытался описать  его словами человека, который его первый раз видит.

«Машина времени»

Представь, что у тебя появилась машина времени. Теперь ты можешь путешествовать в ближайшее  и далекое прошлое. Менять там  ничего нельзя, можно только наблюдать. Продолжи этот рассказ…

Несмотря на то, что  задания предназначены для школьников, подразумевается участие в них родителей и педагогов Потребность в творчестве присуща только человеку с интеллектом, знаниями, умениями и навыками преобразующей деятельности, оригинальным мышлением, воображением, интуицией и волей [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задачи курсовой работы были решены:

      1. Проблема  эстетического  воспитания  довольно  полно   разработана   в отечественной  литературе.   Это   позволило   нам   провести тщательный анализ литературы по этой проблеме.

      2. Был проведен опрос среди обучающихся II курса ФМФ, который показал, что уровень осведомленности обучающихся в области искусства высок. Несмотря на это, уровень интереса к искусству несколько ниже.

Проанализировав литературу, были сделаны следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей  системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним  стоит  не  только  развитие эстетических качеств человека, но и всей личности  в  целом:  ее  сущностных сил, духовных потребностей,  нравственных  идеалов,  личных  и  общественных представлений, мировоззрения.

      Все  эти качества в человеке  развиваются   под  воздействием  различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая  нас

действительность: быт, семья, межличностные  отношения,  -  все,  что  может быть  прекрасным.  Как  основной  носитель  прекрасного,   искусство   также является средством эстетического воспитания.

      Воздействие  эстетических явлений жизни и  искусства на  личность  может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.  В  этом  процессе  огромную роль  играет  школа.  В  учебном  плане  закреплены   такие   предметы   как изобразительное искусство,  музыка,  литература,  основой  которых  является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу,  мы  сделали вывод,  что искусство   является   основным    средством    эстетического    воспитания. Средства  искусства,  используемые  в  учебно - воспитательном  процессе,  являются  эффективным   средством   эстетического воспитания    школьников. Реализуя   полноценное эстетическое  воспитание  ребенка  в  школьном  возрасте,   учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать  в себе  духовное  богатство,  истинные  эстетические  качества,   нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

Литература

1.Бореев, Ю. Б. Эстетика/ Ю. Б. Бореев. – М.: Политиздат, 1981. – 399с.

2.Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический  журнал: № 2, 2000.

3. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал:№6, 2006.

4. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал: №9, 2007.

5. Календарь школьных праздников / С. И. Лобачева, К. В. Щиголь. – М.: 5 за знания, 2008. – 288 с. – ISBN 5-98923-269-7.

6.Козырева, О. А. Общие основы педагогики: программа и контрольно-измерительные материалы. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология»./ О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2005. – 216с. - ISBN 5-85117-125-1.

7. Кушаев, Н. А. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/ Н. А. Кушаев. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

8. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов/ Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1996. – 462 с. – ISBN 5-7042-0811-8.

9. Лихачев, Б. Т. Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода)/ Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1980. – 136 с.

10. Неменский, Б.М. Мудрость красоты [Текст] : о проблемах эстетического воспитания : книга для учителя / Б. Неменский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987. – 253 с.

11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова/ С. И. Ожегов. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 с. - ISBN 5-9900358-1-0.

12. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для вузов: Общие основы. Процесс обучения/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с. – ISBN 5-691-00174-4.

13. Сластенин, В. А. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов высшых учебных заведений/ В. А. Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с. - ISBN 5-691-00950-8.

14. Харламов, И. Ф. педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов/ И. Ф. Харламов. – М.: Юристъ, 1997. – 506 с. – ISBN 5-7357-0209-2.

15. Чудакова, Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура/ Н. В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998. – 480 с. - ISBN 5-15-000278-X.

 

 


Информация о работе Эстетическое воспитание в современном обществе