Эстетическое воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение теоретических основ эстетического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания школьников.
2. Проанализировать состояние эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность эстетического воспитания 6
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 6
2. Задачи эстетического воспитания. Система эстетического воспитания 12
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 15
1. Эстетическая сущность искусства 15
2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) 17
Практическая часть 23
Приложение 25
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Маланьина И.Г. Эстетическое воспитание в современном обществе.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)
    • Посещение театров (драматических, музыкальных, кукольных, оперы и балета);
    • Постановка спектаклей.
  1. Литературное:
    • Чтение и обсуждение литературных произведений;
    • Сочинительство.

При планировании работы такого кружка мы использовали программу  Л. П. Ильенко.

Мы старались в занятиях кружка включать как можно больше игровых и творческих заданий. Предлагаемые упражнения можно использовать в музыкальной части занятия с целью повышения слушательской культуры.

«Слушая музыку»

Педагог. Всю музыку можно разделить на две большие группы: музыка, которая поется (вокальная), и музыка, которая исполняется на различных музыкальных инструментах (инструментальная). Слушая вокальную музыку, подумай, какие способы исполнения использует певец, где он поет громче, где тише и делает ли это более выразительным его исполнение. Прослушайте романсы М. И. Глинки «Венецианская ночь», «Жаворонок», С. И. Танеева «В дымке-невидимке», каватину Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, инструментальные произведения П. И. Чайковского «Детский альбом», С. С. Прокофьева «Детская музыка», Р. Шумана «Альбом для юношества», А. И. Гречанникова «Детский альбом». Какие из перечисленных произведений относятся к инструментальной музыке, а какие к вокальной музыке? Объясни, почему ты так думаешь?

«Музыка в кухне»

Педагог. В твоей кухне найдутся два тонкостенных сакана. Налей в них воды, но не поровну. Возьми в руки деревянный карандаш и легонько, мугко ударяй по бокам сосудов. Слышишь, как отличаются звуки? Как это зависит от уровня воды в стакане? В стакан, где мало воды, долей ее доверху. Как изменилась высота звука? Доливая и отливая воду, добейся, чтобы оба стакана издавали одинаковый  звук.

«Если стало  интересно…»

Педагог. Прослушай романс «Жаворонок» М. И. Глинки и ответь на следующие вопросы. Какое настроение воплощено в музыке? Менялось ли настроение музыки на протяжении романса? Имелись ли в романсе инструментальные вступление  и заключение?  Какой способ исполнения использовался? Теперь постарайся передать свои впечатления каким-либо рисунком. Впрочем, можешь сделать и аппликацию, и коллаж, и слепить что-нибудь.  Подумай, какой материал ты выберешь?

«Тик-так»

Педагог. Предлагаю тебе игру с часами. На листе бумаги, слева и справа, нарисуй одинаковые часы с маятником, но на одном рисунке изобрази маятник отведенный влево, а на другом – вправо. Если быстро переводить взгляд вправо-влево, то маятник будет двигаться. Давай соединим песенку для часов. Спой два звука, один повыше, другой пониже. Затем возьми металлофон, играй два звука и подпевай себе «тик-так».

Усложним нашу игру. Между  двумя часами с отведенными влево  и вправо маятниками нарисуй такие же часы с вертикально опущенным маятником. Последовательно устремляя взгляд на рисунки, покачивай головой так, как изображен маятник. Твоя песенка сохраняется, но между звуками «тик» и «так» появляется остановка-пауза. Эта пауза будет приходиться на вертикально опущенный маятник. Вновь сыграй свою музыку часов на металлофоне, четко соблюдая ритм [4].

 

 

Программа комплексного освоения искусства (разработана Л. Кравчуком – советник президента международной организации «Искусство народов мира», бакалавр современного искусства)

Раскрывая содержание уроков, я попыталась не просто показать определенную последовательность видов деятельности, но и донести до читателей отдельные важные детали, от которых во многом зависит успех.

Для повышения эмоциональной выразительности урока я каждый раз придумываю и сообщаю детям его название. Так, название урока "Осенние этюды" побуждает детей полнее выразить свои индивидуальные впечатления.

В холе следующего занятия, рассматривая явления природы, я впервые ввожу такие понятия, как "мажор"' и "минор". Переход к их рассмотрению происходит естественно и органично в доступной пониманию детей форме.

 

Занятие 1. Тема: "Осенние этюды".

Цель: подвести детей к созданию образа Осени посредством музыки, поэзии, изобразительного искусства, развивать у детей способность ассоциативно-образного восприятия произведений искусства и окружающей природы.

Ход занятия

Учитель:

-  Последний день первого осеннего месяца выдался солнечным и теплым. Спешу на урок по шуршащему разноцветному ковру. От легкого дуновения теплого ветра, опавшие листья взлетают и снова опускаются на землю.

Осень! Батюшка Сентябрь! Сентябрь! – листопадник! Сентябрь – дождезвон! Как много названий дано сентябрю! Вот и нам необходимо сегодня воссоздать образ Осени в рисунках, стихах, песнях, рассказах.

Уловив в наступившей тишине класса желание каждого стать первооткрывателем, я сообщаю название урока — "Осенние этюды".

Под прекрасные звуки концерта – «Времена года» А. Вивальди мои маленькие творцы передают очарование сентябрьских дней в словесных импровизациях:

«Желтые листья осени кружатся в веселом хороводе, от них мне весело».

«Осенним пасмурным днем листья радуются, как будто собираются на бал».

«Разноцветная осень, разноцветные леса!»

«Передо мной раскрылся осенний чудо-ковер».

«Листья падают с деревьев, словно снег из под небес!»

«Разноцветная осень, как танцовщица».

В словах детей — восхищение, удивление, богатство интонации, смена настроения: грусть, печаль, радость, восторг, созвучные с настроением, характером музыки и живописных этюдов Риммы Исаковой, из которых составлена небольшая экспозиция для урока.

Образ Осени оживает в рисунках детей, а поэтические пейзажи поэтессы Светланы Соложенкиной помогают подобрать соответствующие словесные картины.

У кузнечика коленки

ночью подморозило.

Зеркало висит на стенке,

чистое, как озеро.

 

Холодок таится в доме,

Словно привкус мятный,

Осень, осень – все знакомей,

ближе, невозвратней.

 

Лист задумчивого цвета

Кружится и кружится…

Золотой монеткой лето

Закотилось в лужицу.

 

Пронесется вихрь по склону –

Куст в лугу согнется,

Как усталый рыжий клоун,

На руках пройдется.

 

И- на место возвратится…

Вяжет шарф природа,

И поблескивают спицы

В далях небосвода.

 

Клюнет облепиху птица –

Кисло! Есть не может…

И, в ежовых рукавицах,

Все же мерзнет ежик.

 

Затем появляются рассказы, стихи, рисунки.

Сережа, мальчик с большими голубыми глазами, забыл краски. Но Анечка, соседка по парте, успокаивая его, напоминает, что рисовать можно с помощью слов, и Сережа выбирает из прозвучавшего стихотворения: "Лист задумчивого цвета "золотой монеткой лето",

Денис, тонко реагирующий на всё, что происходит на уроке, торопится поделиться только что всплывшими в памяти стихами:

Осень, осень золотая.

Для меня ты весть благая.

Если глянешь ты в окно.

Всё как злато-серебро.

Листопад среди берез.

Те роняют много слёз.

Стаи птиц летят на юг,

Видят мир они вокруг.

Кто мне скажет, почему

Каждый год в моем краю

Изменяется погода?

Так устроена природа!

Светлана, девочка с добрым открытым лицом, в небольшом рассказе приводит интересное сравнение – Осень напоминает ей лошадь с золотой гривой:

- Ранним утром я посмотрела в окно. Все было как в разноцветном сне. И вдруг передо мной промчалась лошадь с золотой гривой. Я долго смотрела ей вслед. На ее шее поблескивали красные колокольчики, копыта переливались на солнце. Я никогда не забуду тот день, когда впервые увидела настоящую осень.

Задание для учеников: Написать сочинение на тему: «Что такое осень».

Занятие 2. Тема. "Образ в музыке".

Этот урок я назвала так: "До Покрова — осень, за Покровом — зима".

Цель: подвести детей к восприятию и пониманию значения мажорного и минорного лада в создании музыкального образа.

Подготовительная работа. Занятие является логическим завершением большой предварительной работы, которая заключается в следующем.

Прослушивание музыкальных произведений по выбору педагога ("Жалоба" А. Гречанинова и "Табакерочный вальс" А. Даргомыжского).

Рассматривание репродукций, наполненных богатством цветовых и световых контрастов ("Осень" Щербакова, «Золотая осень» И. Остроумова, "Сумерки" И.Левитана).

Знакомство с творчеством современных художников в выставочных залах, галереях.

Встречи с современными поэтами, писателями, например, с клубом «Московитянка».

Знакомство со старинными наименованиями народного календаря.

Остается несколько минут до начала урока. Смотрю в окно. Середина октября. Пасмурно, дождливо. Тяжелая тёмная туча накрыла кусочек неба над школьным окном. Крупные капли дождя, словно утренний благовест, редкими ритмичными уларами по оконной раме извещают о приближении холодных дней поздней осени.

Вспоминаются знакомые с детства строчки А. Толстого, совпадающие с настроением "Осенней песни". П. И. Чайковского:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят».

Звенит звонок. Дети, переполненные событиями большой перемены, заполняют класс. Денис, опережая других, подбегает ко мне с вопросом: "Я пришел, вы рады? Я долго болел". "Конечно", — едва успеваю сказать в ответ

"А я утром вспомнила, что сегодня музыка, — следом говорит Леночка. Вы прочитаете мой рассказ про котенка?''

Ход занятия.

Начинается урок. Звонкие капли дождя напоминают о быстротечности драгоценных минут урока, подсказывая нужные слова. "Послушайте звуки небесного колокола", — говорю я. — Он несет благую весть: «До Покрова осень, за Покровом — зима".

С этих слов урок творчества начинает набирать силу, и шум, суета сменяются сосредоточенной тишиной.

Закрывая приоткрытое окно, читаю любимые строчки Алексеи Толстого:

"Осень, осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин.

Кисти ярко-красные вянущих рябин".

Тревожащий, печальный, заставляющий задуматься образ осени оживает под звуки "Осенней песни П. И. Чайковского. Словно затихающие вздохи засыпающей природы, звучат последние звуки "Осенней песни". Они навевают Насте образ осеннего хоровода: "На город налетал ветер — листобой, сорвавший и закруживший последние листья. Вместе с хлопьями пушистого снега, листья, взлетев вверх, мягко опустились на теплую, влажную землю, наступила тишина.

В представлении Ивана осень напоминает темную ночь. «Вот, видите здесь, словно из пухового одеяла, летят белоснежные перья», - с радостью сообщает он, показывая рисунок.

- Я еще вчера слушал, как стучать капли дождя и слушал музыку  Чайковского, придумал следующий рассказ, послушайте, пожалуйста. – говорит Артем. – Серая темная-темная туча опустилась над землей. Она заглянула ко мне в окно и тихо прошептала: «Светло здесь, а я несу холод и тяжелые капли, которые на лету превращаются в хрустальные льдинки. Прислушайтесь, и вы услышите звуки осеннего грома»

— Я просто слушала музыку и ничего не придумала, но мне хотелось слушать и слушать без конца, как льются звуки, то взволнованно и тревожно вихрем взлетая вверх, — робко произносит Катя.

К разговору подключается Руслам:

  • А я все думаю, как понять и объяснить, почему так тревожно и грустно? Звуки сливаются так складно, исчезая навсегда.

Задание для учеников: Прослушать музыку и изобразить в рисунках, написать рассказ о том, какие впечатления она у вас вызвала [2].

 

 

 

Программа развития творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности (разработана И. Гладилиной, к.п.н., Центр детского творчества «Печатники», Москва)

 

Творчество – это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, своего жизненного опыта, духовных сил и порождающая нечто новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно – исторической уникальностью.

И. Лернер развитие творческих способностей рассматривал как передачу опыта творческой деятельности, выделяя  при этом такие черты, как перенесение  ранее усвоенных знаний и  умений в новую ситуацию, видение новой  проблемы в знакомых, привычных условиях, поиски альтернативного решения, комбинирование ранее известных способов решения задач.

Известный ученый А. Н. Лук  выделяет следующие компоненты творческого  процесса:

  • Зоркость в поисках проблем;
  • Способ кодирования информации;
  • Способность к сворачиванию умственных операций;
  • Способность к перенесению;
  • Побочное мышление;
  • Целостность восприятия;
  • Готовность памяти;
  • Гибкость мышления;
  • Гибкость интеллекта;
  • Способность к оценочным характеристикам;
  • Легкость генерирования идей;
  • Способность доводить дело до конца.

Информация о работе Эстетическое воспитание в современном обществе