Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 18:13, курсовая работа
В современных условиях в связи с постоянным увеличением объема научной, социальной, культурной, художественной и других видов информации, развитием информационных и производственных технологий человеку необходимо уметь ориентироваться в информационном потоке, осмысливать и перерабатывать его. Это влечет за собой интенсивный рост умственного и творческого труда. Сегодня обществу нужны личности, способные ориентироваться в происходящих событиях и явлениях, давать им адекватную оценку, принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. В связи с этим в педагогической науке и практике на первом плане стоит формирование творческой личности, в особенности одного из главных личностных компонентов - мышления. Ведутся активные поиски новых форм, методов и средств организации учебной и воспитательной деятельности, направленных на развитие умственных способностей учащихся, их творческого потенциала.
Введение
Глава 1. История и общая характеристика эвристического метода
§ 1. Основные понятия эвристики
§ 2. Творческое мышление и эвристического обучения
§ 3. История эвристического обучения
§ 4.Эвристические приемы
§ 5. Психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов
Глава 2
§ 1. Система эвристических методов и приемов на уроках математики
§ 2. Анализ учебников на выявление эвристических задач
§ 3. Система эвристических задач
§ 4. Разработка уроков с примерами задач
Заключение
Библиография
Содержание
Введение
Глава 1. История и общая характеристика эвристического метода
§ 1. Основные понятия эвристики
§ 2. Творческое мышление и эвристического обучения
§ 3. История эвристического обучения
§ 4.Эвристические приемы
§ 5. Психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов
Глава 2
§ 1. Система эвристических методов и приемов на уроках математики
§ 2. Анализ учебников на выявление эвристических задач
§ 3. Система эвристических задач
§ 4. Разработка уроков с примерами задач
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
В современных условиях в связи с постоянным увеличением объема научной, социальной, культурной, художественной и других видов информации, развитием информационных и производственных технологий человеку необходимо уметь ориентироваться в информационном потоке, осмысливать и перерабатывать его. Это влечет за собой интенсивный рост умственного и творческого труда. Сегодня обществу нужны личности, способные ориентироваться в происходящих событиях и явлениях, давать им адекватную оценку, принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. В связи с этим в педагогической науке и практике на первом плане стоит формирование творческой личности, в особенности одного из главных личностных компонентов - мышления. Ведутся активные поиски новых форм, методов и средств организации учебной и воспитательной деятельности, направленных на развитие умственных способностей учащихся, их творческого потенциала.
Проблема формирования творческого мышления учащихся в процессе обучения всегда была одной из центральных в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Однако, несмотря на наличие большого количества психологических и педагогических исследований, посвященных данной теме, остается фактом недостаточно высокий уровень развития мышления учащихся и их творческих способностей. В обучении естественно-математическим предметам традиционно больше внимания уделялось развитию логического мышления, где применяли такие операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация; формировали умения наблюдать, объяснять явления, делать выводы.
При этом уровень овладения учащимися такими умениями, как находить аналогии, использовать редукцию, специализацию, суперпозицию, симметрию, инверсию, делать индуктивные предположения и обобщения, выдвигать и проверять гипотезы до сих пор остается низким. Таким образом, перед нами стоит задача формирования таких мыслительных умений, способность осуществлять которые будет свидетельством сформированности эвристического мышления.
Д. Пойа впервые обратил внимание на необходимость обучения старшеклассников и студентов первого курса вузов поиску путей решения нестандартных задач, методы и приемы решения которых неизвестны. Использование разработанного им "метода эвристических вопросов" позволяет собирать дополнительную информацию о задаче и направляет к эвристическому поиску.
В настоящее время в науке разработано достаточное количество эвристических приемов и методов решения задач. Большинство из них не ориентировано на использование в школьной практике преподавания. Однако в массовой образовательной практике эвристические приемы и методы используются не достаточно широко. Наиболее распространено обучение школьников алгоритмам и способам решения типовых задач с последующим выполнением большого их количества. При этом многие учащиеся старших классов и выпускники школ испытывают большие трудности при решении даже стандартных задач.
Целью данной работы является проведение анализа и подбор системы задач на формирование эвристических приемов у учащихся 5-6 классов на уроках математики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1. История и общая характеристика эвристического метода
§ 1. Основные понятия эвристики
Эвристика представляет собой науку, которая разрабатывает различные приемы, позволяющие находить решение той или иной задачи, применяя анализ «близких задач». Речь обычно идет о задачах, для решения которых нет готового алгоритма, однако во многих отношениях похожих на задачи, где такой алгоритм существует или же задачах, решение которых известно. Сравнение данной задачи с похожими задачами позволяет часто подойти к её решению, найти «наводящие» соображения, активируя тем самым интуицию и творческий поиск. Эвристический метод известен еще со времен Сократа, который при исследовании ряда проблем как раз прибегал к системе наводящих вопросов.
Термин эвристика понимается в различных значениях:
Условия формирования творческих способностей:
При этом в поле зрения учителя должны быть следующие задачи:
Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Эвристические задачи могут быть предложены как для классной, так и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания.
§ 2. Творческое мышление и эвристическое обучение
Для обучения эвристическим приемам необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей мышления. Возрастные особенности интеллектуального развития достаточно обширно исследованы. Выявлен ряд стадий развития интеллекта, дана характеристика каждой стадии в зависимости от ведущего вида мыслительной деятельности.
На первой стадии ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации, в процессе практических действий с реальными предметами.
На второй стадии преобладает наглядно-образное мышление; оно позволяет решать задачи на основе действий не с реальными предметами, а образами и представлениями, содержащимися в детском опыте. Связь мышления с практическими действиями хоть и сохраняется, но не является такой прямой, непосредственной, как раньше. Чтобы решать задачи ребенок должен отчетливо представлять себе её условия и требования.
На третьей, высшей, ступени развития ведущую роль в мыслительной деятельности приобретает отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление.
Мышление выступает здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений, выделяющих связи между различными сферами окружающего мира. Овладение понятиями, законами, теориями оказывает значительное влияние на умственное развитие школьников.
Оно раскрывает возможности самостоятельного творческого приобретения знаний, их широкого применения на практике.
Одним из важнейших принципов развития эвристического мышления является развитие разных видов мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления.
Эвристическое мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с использованием ему известных способов решения, убеждается в безрезультатности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволят решить задачу: эта потребность и обеспечивает его высокую познавательную и учебную активность.
Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, уровень ее (продуктивности) в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где уровень продуктивности достаточно высок, говорят о творческом мышлении как особом виде мыслительной деятельности. Условие возникновения такого мышления - наличие проблемной ситуации, которая способствует открытию новых знаний и стимулирует высокую активность решающего задачу субъекта.
Нахождение искомого предполагает открытие не известных субъекту признаков, нужных для решения проблемы, выявления связей между признаками и тех способов, с помощью которых они могут быть найдены.
Человек вынужден действовать в условиях неопределенности, намечать и проверять ряд возможных решений, осуществляя выбор между ними. Он ищет ключ к решению на основе выдвижения гипотез и их проверки, т. е. способы решения основываются на том, что человек может знать к какому результату придет, выполнив преобразования [12].
Большую роль в этом играют обобщения, позволяющие сокращать количество той информации, на основе анализа которой человек приходит к открытию новых знаний, уменьшать число проводимых при этом шагов к достижению цели.
По словам Л. Л. Гуровой «весьма плодотворным в поиске пути решения проблемы оказывается ее содержательный, семантический анализ, направленный на раскрытие натуральных отношений объектов, о которых говорится в задаче. В нем существенную роль играют образные компоненты мышления, которые позволяют непосредственно оперировать этими натуральными отношениями объектов. Они представляют собой особую, образную логику, дающую возможность устанавливать связи не с двумя, как при словесном рассуждении, а со многими звеньями анализируемой ситуации, действовать, в многомерном пространстве» [3].
Новизна проблемы определяет новый путь ее решения: включение эвристических приемов, анализа содержания проблемы. Здесь наряду с словесно-логическими обобщениями также важны обобщения интуитивно-практические. Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретных практических задач, действий с предметами или их моделями, что облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска осуществляется интуитивно.
В результате творческого мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии.
Творческое мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, особым процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим фактором в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям [12].
Эвристическая деятельность или эвристические процессы, хотя и включают в себя умственные операции в качестве важной своей составляющей, вместе с тем обладают некоторой спецификой. Именно поэтому эвристическую деятельность следует рассматривать как такую разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека.
Некоторые психологи для того чтобы как-то обозначить эти различия предпочитают в отношении такого вида мышления школьников употреблять термин «продуктивное мышление», а термином «творческое мышление» обозначать высшую ступень мыслительной деятельности. Однако по сути творческое, креативное, продуктивное мышление являются синонимами.
Креативное мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и выход за границы прошлого опыта, отступления от привычных ходов мысли, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации, оригинальность решений, их своеобразие, переключения от одних действий к другим.
Для творческого решения проблем важно не только выделить существенные признаки, но и, удерживая в уме всю их совокупность, действовать в соответствии с ними не поддаваясь на влияние внешних, случайных признаков анализируемых ситуаций. Так же важно открытие новых знаний, характерное для эвристического мышления, представляет собой скачкообразный, циклический процесс, в котором выступают как хорошо осознанные словесно-логические компоненты, так и подсознательные, интуитивно-практические компоненты; включение интуиции в процесс поиска новых знаний [12].