Эвристическое обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях в связи с постоянным увеличением объема научной, социальной, культурной, художественной и других видов информации, развитием информационных и производственных технологий человеку необходимо уметь ориентироваться в информационном потоке, осмысливать и перерабатывать его. Это влечет за собой интенсивный рост умственного и творческого труда. Сегодня обществу нужны личности, способные ориентироваться в происходящих событиях и явлениях, давать им адекватную оценку, принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. В связи с этим в педагогической науке и практике на первом плане стоит формирование творческой личности, в особенности одного из главных личностных компонентов - мышления. Ведутся активные поиски новых форм, методов и средств организации учебной и воспитательной деятельности, направленных на развитие умственных способностей учащихся, их творческого потенциала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История и общая характеристика эвристического метода
§ 1. Основные понятия эвристики
§ 2. Творческое мышление и эвристического обучения
§ 3. История эвристического обучения
§ 4.Эвристические приемы
§ 5. Психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов
Глава 2
§ 1. Система эвристических методов и приемов на уроках математики
§ 2. Анализ учебников на выявление эвристических задач
§ 3. Система эвристических задач
§ 4. Разработка уроков с примерами задач
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсования.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

§ 3. История эвристического обучения

 

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа (Сократические беседы), который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.

Беседу относят к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Считая, что он сам не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери, называя его майевтикой. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения».

Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. О необходимости учить детей “открывать источники и выводить оттуда различные ручейки” писал в “Великой дидактике” Ян Амос Коменский. Педагогику естественного воспитания, опирающуюся на природосообразное развитие ребенка создавал Ж.-Ж. Руссо. “Единственный метод образования есть опыт” - такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и результатов работы своей школы для крестьянских детей [8].

В Украине пропагандировалось применение эвристической формы обучения в народных школах и считалось необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях. В начале XX в. мир завоевывают идеи “учения через деятельность” педагогов-прогрессивистов во главе с Дж. Дьюи. Получают распространение методы проектов, Дальтон-план, а далее - развивающее и проблемное обучение. Почти все новые концепции, методы и технологии обучения в той или иной мере включают в себя элементы эвристики.

Между тем есть все основания выделить эвристическое обучение в качестве особого типа и рассмотреть с эвристической точки зрения все основные элементы дидактики - цели, принципы, содержание, формы и методы обучения. Полученная в результате система обучения позволит решать задачи усиления продуктивности образования и индивидуальной самореализации учащихся.

Эвристическая дидактика - это теория обучения, устанавливающая цели, принципы, содержание и технологию такого типа образования, которое обеспечивает создание учениками и учителем образовательных продуктов и построение на этой основе индивидуальных образовательных траекторий в изучаемых областях знаний и деятельности.

Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, “получает знания” и лишь затем применяет их, в том числе и творчески.

Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать путь своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

В эвристике как молодой, развивающейся науке не все понятия достаточно четко определены. Это, прежде всего, относится к понятию "эвристический метод". Многие исследователи понимают под ним определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения задач. Он позволяет ограничивать перебор вариантов решения, т. е. сокращать число вариантов, изучаемых перед тем, как выбрать окончательное решение. Понятно, что это определение понятия "эвристический метод" не может быть признано удовлетворительным, так как в нем представлена лишь внешняя характеристика явления, но не раскрыты существенные его черты. Чтобы раскрыть существо этого понятия, необходимо иметь в виду, что сам термин "эвристический" применим к явлениям двоякого рода. Во-первых, можно рассмотреть как эвристическую деятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и специфические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач.

Начало применения эвристического метода (как метода общения математике) можно найти еще в книге известного французского педагога -математика Лезана "Развитие математической инициативы". В этой книге эвристический метод не имеет еще современного названия и выступает в виде советов учителю [16].

Лезан приводит множество примеров, наглядно показывая, как сделать обучение математике более эффективным. опираясь на явную заинтересованность учащихся процессом обучения.

Дистервег [16] пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, что учащимся важно знать, как придти к доказательству, нежели знать само доказательство.

Долгое время основное внимание учителей было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате в школах сложился определенный тип учебного процесса, характеризующийся стремлением учителя преподнести все знания в готовом виде. Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность учащихся приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные усилия учащихся направлены на восприятие готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение.

 

 

§ 4.Эвристические приемы

Эвристические приемы - вид приемов, используемых для решения творческих (нестандартных, креативных) задач, которые не гарантируют, но увеличивают вероятность решения.

Анализом эвристических приемов занимался венгерский, швейцарский и американский математик Дьердь Пойа. «Пытаясь решить задачу, мы можем многократно менять свою точку зрения, свой взгляд на задачу. Мы принуждены менять свою позицию вновь и вновь» пишет он в своей книге «Как решать задачу» [11] . Для решения задачи Пойа выделяет четыре ступени:

Ø Понимание постановки задачи;

Ø Выявление связей друг с другом различных элементов задачи, для получения представления о решении, составление плана решения;

Ø Осуществление плана;

Ø Просмотр полученного решения и его анализ.

На первом шаге ученик должен исследовать данные задачи, построить чертеж и, если необходимо, ввести некоторые обозначения объектов задачи, уделяя определенное внимания символам для обозначения.

На втором шаге решения - составлении плана - можно использовать аналогичные задачи, решенные ранее. «Рассмотрите неизвестное. И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным». Часто полезно переформулировать задачу, решить её от конца к началу.

На третьем шаге производится осуществление намеченного плана, при этом контролируется и обосновывается каждый пункт решения задачи.

Но последнем четвертом шаге проверяются результаты, ход решения, ищутся другие способы решения.

К эвристически приемам здесь можно отнести методы и приемы первых двух шагов решения задачи.

Эвристические приемы составляют основу творческого решения любой проблемы. Например, С.Баррет приводит приемы, формулируя их в виде опросника для стимуляции творческого мышления [13].

 

Приемы творческого решения проблемы

Название приема

Формулировка приема в виде вопроса

Замена

Что можно использовать вместо этого?

Добавление

Что можно добавить?

Адаптация

Что можно добавить?

Изменение

Как можно изменить цвет и форму

Увеличение

Можно ли сделать эту вещь больше, крепче или толще?

Уменьшение

Можно ли сделать эту вещь меньше, легче или короче?

Другое применение

Для чего еще можно использовать?

Перемещение

Что можно повернуть или сдвинуть относительно исходного положения?

Реконструкция

Как можно изменить схему, конструкцию или последовательность работы?


 

Выделяют 6 общих эвристических приемов: акцентуация, варьирование объекта, трансляция, реверсия, индукция, варьирование среды, которые в свою очередь разбивают на специальные (предметные) эвристические приемы, отражающие специфику сферы деятельности, в которой решается проблемная задача. Последние в свою очередь подразделяют на частные (тематические) приемы, которые применяются для решения определенного круга задач, могут обобщаться в специальные методы, алгоритмы.

Данные эвристические приемы описывают в виде следующей таблицы, содержащей их методологическую характеристику и показав, каким образом они используются в различных систематиках [13].

 

 

 

Прием

Характеристика

Варианты в различных систематиках

Акцентуация

Заключается в выделении из совокупности объектов ключевого элемента (группы ключевых элементов) с целью сведения данной проблемы к проблеме более узкой, с меньшей структурой или с меньшим количеством связей.

· Выделение подзадачи (задачи внутри задачи, элементарной задачи и т.п.). · Выделение ключевого объекта: ключевое слово, ключевая величина, ключевая конструкция (элементарная фигура, выражение и т.п.). · Выделение свойств: непрерывность, четность, симметрия, периодичность, инвариант, резервы, противоречия. · Выделение структуры: представление пространства состояний, ранжировка, дифференциация, сближение ситуации и цели.

Варьирование объекта

Заключается в изменении одной или нескольких характеристик исходной совокупности элементов или перегруппировки связей внутри этой совокупности

· Комбинирование: перестановка, перевертывание, разъединение, перегруппировка, реконструкция, склеивание (агглютинация), добавление вспомогательного элемента (фигуры, неизвестного и т.п.). · Трансформация: преобразование формы, преувеличение, преуменьшение, “малые шевеления”, преобразование материала и вещества. · Трансфигурация: замена другим объектом, перемещение, адаптация, типизация, предельный переход, расширение (сужение) условий, рассмотрение частного случая.

Трансляция

Заключается в поиске инструментария, позволяющего через установление аналогий перейти к другой проблеме, имеющей более предпочтительный характер (из другой, более близкой области; в силу большей наглядности; имеющей четкий алгоритм решения и т.п.)

· Переформулировка. · Поиск сходной задачи (с тем же неизвестным, с аналогичным неизвестным, с другим неизвестным). · Поиск другого применения. · Перевод с одного языка на другой. · Формализация текста в модель.

Реверсия

Основана на поиске в противоположном направлении (от заключения к условию), приводящем к заданному условию или же к обнаружению противоречий.

· Доказательство “от противного”. · Поиск контрпримера. · Движение от конца к началу. · Критика очевидных решений.

Индукция

Представляет собой динамическое действие, требующее расширения совокупности элементов, составляющих проблему, и установления закономерности внутри новой совокупности.

· Переход от части к целому. · Поиск более сильного или более слабого утверждения. · Обобщение.

Варьирование среды

Заключается в изменении условий, окружающих данную совокупность элементов, в результате чего должны перестуктурироваться связи внутри этой системы.

· Решение проблемы обходным путем. · Преобразование во времени и в пространстве. · Преобразования движения и силы; · Включение в другую структуру.


 

 

§ 5. Психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов

Школа и обучение занимают одно из главных мест в жизни подростков, но они не одинаковы у разных детей, несмотря на осознание важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого не редко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя разные задания, ребята не прекращают общения. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть о товарищах.

К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим важным параметрам, а именно:

  1. в отношении к учению - от очень старательных до равнодушного;
  2. в общем развитии - от высокого уровня и значительной для возраста осведомлённости до очень ограниченного кругозора;
  3. в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмыслить материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;
  4. в интересах - от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.

Степень внешней выраженности дефектов учебной деятельности может быть разной. Если в младших классах, некоторые из них ещё не мешали детям хорошо учиться, то уже в 5 классе эти дефекты из скрытых превращаются в явные и выступают в качестве серьёзных препятствий для полноценного усвоения знаний. Если их не ликвидировать вовремя, они могут привести к последствиям необратимого характера: неспособности самостоятельно усваивать новый, постепенно усложняющийся материал. Первый показатель неблагополучия в учении подростка - ухудшение успеваемости по сравнению с младшими классами. Причины этого могут быть связаны с испорченным отношением к учению, с неправильными способами усвоения учебного материала и естественным следствием того и другого - увеличением пробелов в знаниях.

При переходе в среднюю школу сразу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляются 5-6 новых. У них разная манера объяснения и опроса, неодинаковые требования и отношение к учащимся, которых учителя к тому же вначале и не знают. Процесс приспособления к новым и разным требованиям учителей, как правило, проходит трудно для класса в целом и, особенно для учащихся со скрытыми и явными дефектами учебной деятельности. Взаимоотношение учеников и учителей-предметников иные, чем с учителем в младших классах, более поверхностные, менее личные. Каждый новый учитель всегда вызывает интерес. Когда же сразу много появляется разных учителей - по уровню профессионального мастерства, особенностям личности, поведения и отношения к учащимся, то возникает и развивается сравнение и оценка педагогов по разным параметрам. Мастерство одних питает критицизм по отношению к другим. Вследствие этого, во-первых, появляется дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», а во-вторых, развиваются средства познания другого человека, формируется новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношения учителя к подросткам, причём в начале подросткового возраста именно умение или неумение учителя правильно построить отношения с детьми определяет степень трудности его работы в данном классе.

Информация о работе Эвристическое обучение