Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью работы было на основе анализа источников и научной литературы провести исследование кадетского образования в России.
Задачи работы:
Изучить историю зарождения и развития в России кадетского образования.
Проанализировать современное состояние кадетского образования в России.
Выяснить особенности воспитания в кадетских корпусах.
Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. История зарождения и развития в России кадетского образования……………………………………………………………………….5
1.1. Кадетское образование в период царствования Екатерины II…...5
1.2. Преподавательский состав кадетських корпусов XIX- начала XX в………………………………………………………………………………..7
1.3. Традиции в системе российского кадетского образования……….17
Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России…20
2.1. Сущностные черты образования в современной России…………20
2.2. Тенденции развития кадетського образования в России………….22
2.3. Отличительные особенности воспитания в современных кадетских учебных заведений, по мнению экспертов………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История
зарождения и развития в России кадетского
образования…………………………………………………
1.1. Кадетское
образование в период
1.2. Преподавательский
состав кадетських корпусов XIX- начала
XX в……………………………………………………………………………
1.3. Традиции
в системе российского
Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России…20
2.1. Сущностные
черты образования в
2.2. Тенденции развития кадетського образования в России………….22
2.3. Отличительные особенности воспитания в современных кадетских учебных заведений, по мнению экспертов………………………………….....28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….31
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Концепция кадетского образования и воспитания направлена на удовлетворение потребностей государства и общества в подготовке высококвалифицированных специалистов для государственной службы как военного, так и гражданского направления, формирование надлежащего уровня национального сознания, достаточной жизненной компетентности, разностороннее развитие индивидуальности на основе выявления и развития его задатков и способностей, удовлетворение интересов и потребностей, ценностных ориентаций и умений свободно использовать полученные знания для решения практических задач, анализа нестандартных ситуаций.
На сегодняшний день в России создана значительная сеть военных лицеев, лицеев с усиленной военно-физической подготовкой, лицей МВД, кадетские корпусы. Вместе с тем они не имеют единой научно-методической базы, системы подготовки педагогических кадров для них и повышения квалификации. Методическое руководство этими учреждениями возложены на Департамент военного образования и науки Министерства обороны РФ, в котором отсутствуют средства для его осуществления. Это все объясняет актуальность исследования.
Анализ последних исследований и публикаций. Определенное место проблемы военного образования занимали в работах Г.А. Леера. Особое внимание автор уделял методике преподавания в военной школе. М.М. Головин обращал внимание на самостоятельную работу и развитие творчества учащихся. Первым серьезным исследованием, посвященным истории кадетских корпусов, стала работа сотрудника главного управления военно-учебных заведений генерал-майора М.С. Лалаева "Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению". Проблемы, связанные с подготовкой будущих офицеров в кадетских корпусах, рассматривались в ряде диссертационных работ российских ученых Ю.В. Ильина, О.В. Климашкин, О.В. Николаева, В.М. Самусенко, В.О. Свиридова, Д.П. Симашенкова, В.Ф. Струтинского, А.С. Сушанського, С.В. Федорина.
Целью работы было на основе анализа источников и научной литературы провести исследование кадетского образования в России.
Задачи работы:
Проблемой исследования есть ответ на вопрос о трудностях в современном кадетском образовании России.
В работе использовались такие общенаучные методы как анлиз источников и литературы, оценивание информации и обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. История зарождения и развития в России кадетского образования
1.1. Кадетское образование в период царствования Екатерины II
Зарождение в России военных учебных заведений связано с именем Петра Великого. В 1701 году он основал в Москве Школу математических и навигацких наук. В 1712 году были созданы Инженерная и Артиллерийская школы. К концу царствования Петра из Навигацкой школы была выделена Морская академия, а инженерные школы, которых к тому времени было уже три, объединены. К сожалению, при ближайших преемниках Петра военное дело, а с ним и подготовка командного состава, пришли в упадок, а основанные им военные школы влачили жалкое существование.
С приходом к власти Анны Иоановны, племянницы Петра I, начинается история кадетских корпусов — заимствованной у Запада формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству. В 1731 году ею был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. Корпус должен был готовить молодых людей как к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. При Елизавете Петровне созданное учреждение было переименовано в Сухопутный Шляхетский корпус, изменилась и обстановка в нем: не стало муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, корпус становился одним из важнейших культурных очагов столицы. Все больше проявляется принцип, ставший основополагающим для кадетского образования: военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент.
Особенно разительные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками. В 1766 году И.И Бецким был составлен Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, которым вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года. Все науки, подлежащие изучению были представлены четырьмя разделами:
В первый возраст надлежало набирать 5-6-летних мальчиков и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками, заботившихся о здоровье, привитии хороших манер. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами. Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до 15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушавших им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет. Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного. Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие – вот такие качества должен был править Корпус своим воспитанникам. Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве.
Таким образом, при Екатерине II и И.И. Бецком сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержания учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройства жизни и быта воспитанников, а также образа кадета — выпускника с выделением доминирующих качеств личности.
К концу ХVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.
1.2. Преподавательский состав
кадетських корпусов XIX- начала XX в.
XIX в. положительно
повлияло на повышение качестве
Обучение шло по программе реальных училищ, вместо латинского и греческого языков преподавали новые иностранные языки. Воспитателями нашими были гражданские люди с высшим образованием. У нас преподавали лучшие педагоги Киева. Многие из них были профессорами университета "[12, 247]. Новаторами педагогической мысли выступали директории Полтавской военной гимназии Ф.И. Симашко и Киевской - П.М. Ющенов, которые сами имели высокий уровень знаний и хорошо владели методикой преподавания предметов. Ф.И. Симашко был автором учебников по арифметике, геометрии, алгебры, тригонометрии, которые выдержали несколько изданий. Первыми его работами были переводы алгебры Мейра и шоке (1854 г.) и геометрии Сиррода (1847 г.). Оригинальностью отличались и пользовались популярностью его "Уроки
практической арифметики "(1859 г.). Ф.И. Симашко постоянно заботился о качественное пополнение преподавательского состава учебных заведений. За весь период существования Полтавской военной гимназии в ней было принято на работу 45 педагогических работников. Вместе с оставшимися после реорганизации кадетских корпусов, их было 62 человека. Из них 20 были гражданскими и 42 - военными.
Интересно проанализировать
образовательный уровень
На время
назначения в Киевской военной гимназии
П.М. Ющенов уже успел поработать
инспектором и исполняющим
Значительное внимание П.М. Ющенов уделял преподаванию иностранных языков. Он ежедневно лично занимался с отстающими учениками у себя на квартире. Во время болезней преподавателей директор сам читал их уроки, особенно математику, географию, физику. Днем и ночью по несколько раз он посещал помещения воспитанников, проводил беседы, шутил с младшими учениками, давал советы юношам, просиживал иногда часами в лазарете у больного [10, 66]. Серьезное отношение директора к организации учебного процесса не-баром принесло хорошие результаты, и Киевская военная гимназия, рядом с Псковской, стала занимать первые места за успехами ее воспитанников после продолжения обучения в военных училищах.
П.М. Ющенов сделал все возможное, чтобы привлечь к работе в гимназии лучших педагогов Киева, в том числе профессоров университета. В частности, в Киевской военной гимназии в 60-е - начале 70-х гг педагогами работать известные профессора Киевского университета А.И. Селин, М.Е. Ващенко-Захарченко, впоследствии были приняты на работу профессора В.А. Незабитовский, Г.М. Цехановецкий и другие. Так, В.А. Незабитовский был доктором политических наук, профессором университета на кафедре международного права, одним из лучших знатоков истории русского права. В военной гимназии он преподавал законоведение.
Г.М. Цехановецкий - ординарный профессор политэкономии и статистики Киевского университета. В гимназии он читал курс статистики. Г.М. Цехановецкий стал известным среди общественности своей магистерской диссертацией "Железные дороги России". Он, как вспоминает известный педагог и общественный деятель С.Ф. Русова, "был настоящий профессор, с широким образованием, с серьезной научной подготовкой, бывалый и по европейским университетах" [23, 31]. Преподаванием рисования занимался академик Рогачевский [2, арк.142-142 зв.]. В 1863-1865 гг историю в корпусе преподавал воспитанник заведения, известный ученый, ординарный профессор Киевского университета В.С. Иконников. Во второй половине 70-х годов XIX в. на смену им пришла новая плеяда таких талантливых педагогов и ученых Киивсь-кого университета, как А.В. Косовский, Ю.Ю. Цветковский, И.В. Слешинский, В.Л. Беренштам, П.Г. Житецкий. А.В. Клосовский работал приват-доцентом физической географии Киевского университета и читал в военной гимназии географию. Математику преподавал И.В. Слешинский, который вскоре стал приват-доцентом Новороссийского университета.
Ю.Ю. Цветковский
и В.Л. Беренштам были известны своей
деятельностью в Юго-Западном отделении
Российского географического