Кадетское образование в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы было на основе анализа источников и научной литературы провести исследование кадетского образования в России.
Задачи работы:
Изучить историю зарождения и развития в России кадетского образования.
Проанализировать современное состояние кадетского образования в России.
Выяснить особенности воспитания в кадетских корпусах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. История зарождения и развития в России кадетского образования……………………………………………………………………….5
1.1. Кадетское образование в период царствования Екатерины II…...5
1.2. Преподавательский состав кадетських корпусов XIX- начала XX в………………………………………………………………………………..7
1.3. Традиции в системе российского кадетского образования……….17
Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России…20
2.1. Сущностные черты образования в современной России…………20
2.2. Тенденции развития кадетського образования в России………….22
2.3. Отличительные особенности воспитания в современных кадетских учебных заведений, по мнению экспертов………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Кадетскоетое обр.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..…...3

Глава 1. История  зарождения и развития в России кадетского образования……………………………………………………………………….5

1.1. Кадетское  образование в период царствования  Екатерины II…...5

1.2. Преподавательский  состав кадетських корпусов XIX- начала              XX в………………………………………………………………………………..7

1.3. Традиции  в системе российского кадетского  образования……….17

Глава 2. Современное  состояние кадетского образования  в России…20

2.1. Сущностные  черты образования в современной  России…………20

2.2. Тенденции развития кадетського образования в России………….22

2.3. Отличительные особенности воспитания в современных кадетских учебных заведений, по мнению экспертов………………………………….....28

Заключение………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………….31

Приложения……………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Концепция кадетского образования и воспитания направлена ​​на удовлетворение потребностей государства и общества в подготовке высококвалифицированных специалистов для государственной службы как военного, так и гражданского направления, формирование надлежащего уровня национального сознания, достаточной жизненной компетентности, разностороннее развитие индивидуальности на основе выявления и развития его задатков и способностей, удовлетворение интересов и потребностей, ценностных ориентаций и умений свободно использовать полученные знания для решения практических задач, анализа нестандартных ситуаций.

На сегодняшний  день в России создана значительная сеть военных лицеев, лицеев с усиленной военно-физической подготовкой, лицей МВД, кадетские корпусы. Вместе с тем они не имеют единой научно-методической базы, системы подготовки педагогических кадров для них и повышения квалификации. Методическое руководство этими учреждениями возложены на Департамент военного образования и науки Министерства обороны РФ, в котором отсутствуют средства для его осуществления. Это все объясняет актуальность исследования.

Анализ последних  исследований и публикаций. Определенное место проблемы военного образования занимали в работах Г.А. Леера. Особое внимание автор уделял методике преподавания в военной школе. М.М. Головин обращал внимание на самостоятельную работу и развитие творчества учащихся. Первым серьезным исследованием, посвященным истории кадетских корпусов, стала работа сотрудника главного управления военно-учебных заведений генерал-майора М.С. Лалаева "Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению". Проблемы, связанные с подготовкой будущих офицеров в кадетских корпусах, рассматривались в ряде диссертационных работ российских ученых Ю.В. Ильина, О.В. Климашкин, О.В. Николаева, В.М. Самусенко, В.О. Свиридова, Д.П. Симашенкова, В.Ф. Струтинского, А.С. Сушанського, С.В. Федорина.

Целью работы было на основе анализа источников и научной литературы провести исследование кадетского образования в России.

Задачи  работы:

  • Изучить историю зарождения и развития в России кадетского образования.
  • Проанализировать современное состояние кадетского образования в России.
  • Выяснить особенности воспитания в кадетских корпусах.

Проблемой исследования есть ответ на вопрос о трудностях в современном кадетском образовании России.

В работе использовались такие общенаучные методы как анлиз источников и литературы, оценивание информации и обобщение.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История зарождения и развития в России кадетского образования

 

1.1. Кадетское образование в период царствования Екатерины II

 

Зарождение  в России военных учебных заведений  связано с именем Петра Великого. В 1701 году он основал в Москве Школу  математических и навигацких наук. В 1712 году были созданы Инженерная и  Артиллерийская школы. К концу царствования Петра из Навигацкой школы была выделена Морская академия, а инженерные школы, которых к тому времени было уже три, объединены. К сожалению, при ближайших преемниках Петра военное дело, а с ним и подготовка командного состава, пришли в упадок, а основанные им военные школы влачили жалкое существование.

С приходом к  власти Анны Иоановны, племянницы Петра I, начинается история кадетских  корпусов — заимствованной у Запада формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству. В 1731 году ею был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. Корпус должен был готовить молодых людей как к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. При Елизавете Петровне созданное учреждение было переименовано в Сухопутный Шляхетский корпус, изменилась и обстановка в нем: не стало муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, корпус становился одним из важнейших культурных очагов столицы. Все больше проявляется принцип, ставший основополагающим для кадетского образования: военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент.

Особенно разительные  перемены в кадетском образовании  произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками. В 1766 году И.И Бецким был составлен Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, которым вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года. Все науки, подлежащие изучению были представлены четырьмя разделами:

  • науки, дающие руководство к познанию прочих наук;
  • науки, нужные прежде всего для гражданских занятий;
  • науки, имеющие практическую пользу;
  • художества.

В первый возраст  надлежало набирать 5-6-летних мальчиков  и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками, заботившихся о здоровье, привитии хороших манер. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами. Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до 15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушавших им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет. Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного. Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие – вот такие качества должен был править Корпус своим воспитанникам. Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве.

Таким образом, при Екатерине II и И.И. Бецком сложилась  модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержания учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройства жизни и быта воспитанников, а также образа кадета — выпускника с выделением доминирующих качеств личности.

К концу ХVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.

 

1.2. Преподавательский состав

кадетських  корпусов XIX- начала XX в.

 

XIX в. положительно  повлияло на повышение качественного состава педагогических коллективов учреждений. Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии. В эти военно-учебные заведения отныне назначали преподавателей преимущественно с университетским образованием. Чаще всего ими становились учителя классических гимназий, а также преподаватели высших учебных заведений. Воспитателями могли стать не только офицеры, но и гражданские лица, как минимум, со средним образованием и опытом педагогической работы. Руководил воспитателями непосредственно директор гимназии. Как вспоминал Д. Клдиашвили, выпускник Киевской военной гимназии: "Военный министр Милютин совсем превратил кадетские корпуса, изгнав казарменный дух. Все военное, кроме формы, отменялось.

Обучение шло  по программе реальных училищ, вместо латинского и греческого языков преподавали новые иностранные языки. Воспитателями нашими были гражданские люди с высшим образованием. У нас преподавали лучшие педагоги Киева. Многие из них были профессорами университета "[12, 247]. Новаторами педагогической мысли выступали директории Полтавской военной гимназии Ф.И. Симашко и Киевской - П.М. Ющенов, которые сами имели высокий уровень знаний и хорошо владели методикой преподавания предметов. Ф.И. Симашко был автором учебников по арифметике, геометрии, алгебры, тригонометрии, которые выдержали несколько изданий. Первыми его работами были переводы алгебры Мейра и шоке (1854 г.) и геометрии Сиррода (1847 г.). Оригинальностью отличались и пользовались популярностью его "Уроки

практической  арифметики "(1859 г.). Ф.И. Симашко постоянно заботился о качественное пополнение преподавательского состава учебных заведений. За весь период существования Полтавской военной гимназии в ней было принято на работу 45 педагогических работников. Вместе с оставшимися после реорганизации кадетских корпусов, их было 62 человека. Из них 20 были гражданскими и 42 - военными.

Интересно проанализировать образовательный уровень педколлектива. Из 42 военных двое закончили военные  академии, 14 - кадетские корпуса, 24 - военные гимназии и военные училища и двое получили домашнее образование и неполное среднее. Из 20 гражданских 11 закончили университеты, один - духовную академию, трое - технические институты, двое - императорский лицей, трое имели среднее специальное образование. Эти статистические данные наглядно свидетельствуют, что гражданские преподаватели Полтавской военной гимназии имели более высокий образовательный уровень, чем военные. Поэтому появление среди педагогических работников гражданских преподавателей имела положительное значение для улучшения учебно-воспитательной работы в этом военно-учебном заведении [17, 137].

На время  назначения в Киевской военной гимназии П.М. Ющенов уже успел поработать инспектором и исполняющим обязанности  директора Александровского военного училища. Это был талантливый человек, свободно владела тремя иностранными языками и имела исключительную работоспособность. Руководство главного управления военно-учебных заведений дважды направляло его в командировку в подобных заведений Франции и Германии для изучения опыта организации в них учебно-воспитательной работы. Павел Николаевич хорошо знал все достижения современной педагогики, постоянно читал лучшие иностранные педагогические издания и сам был автором многочисленных статей в отечественных и зарубежных педагогических журналах.

Значительное  внимание П.М. Ющенов уделял преподаванию иностранных языков. Он ежедневно  лично занимался с отстающими учениками у себя на квартире. Во время болезней преподавателей директор сам читал их уроки, особенно математику, географию, физику. Днем и ночью по несколько раз он посещал помещения воспитанников, проводил беседы, шутил с младшими учениками, давал советы юношам, просиживал иногда часами в лазарете у больного [10, 66]. Серьезное отношение директора к организации учебного процесса не-баром принесло хорошие результаты, и Киевская военная гимназия, рядом с Псковской, стала занимать первые места за успехами ее воспитанников после продолжения обучения в военных училищах.

П.М. Ющенов сделал все возможное, чтобы привлечь к  работе в гимназии лучших педагогов Киева, в том числе профессоров университета. В частности, в Киевской военной гимназии в 60-е - начале 70-х гг педагогами работать известные профессора Киевского университета А.И. Селин, М.Е. Ващенко-Захарченко, впоследствии были приняты на работу профессора В.А. Незабитовский, Г.М. Цехановецкий и другие. Так, В.А. Незабитовский был доктором политических наук, профессором университета на кафедре международного права, одним из лучших знатоков истории русского права. В военной гимназии он преподавал законоведение.

Г.М. Цехановецкий - ординарный профессор политэкономии  и статистики Киевского университета. В гимназии он читал курс статистики. Г.М. Цехановецкий стал известным среди  общественности своей магистерской диссертацией "Железные дороги России". Он, как вспоминает известный педагог и общественный деятель С.Ф. Русова, "был настоящий профессор, с широким образованием, с серьезной научной подготовкой, бывалый и по европейским университетах" [23, 31]. Преподаванием рисования занимался академик Рогачевский [2, арк.142-142 зв.]. В 1863-1865 гг историю в корпусе преподавал воспитанник заведения, известный ученый, ординарный профессор Киевского университета В.С. Иконников. Во второй половине 70-х годов XIX в. на смену им пришла новая плеяда таких талантливых педагогов и ученых Киивсь-кого университета, как А.В. Косовский, Ю.Ю. Цветковский, И.В. Слешинский, В.Л. Беренштам, П.Г. Житецкий. А.В. Клосовский работал приват-доцентом физической географии Киевского университета и читал в военной гимназии географию. Математику преподавал И.В. Слешинский, который вскоре стал приват-доцентом Новороссийского университета.

Ю.Ю. Цветковский  и В.Л. Беренштам были известны своей  деятельностью в Юго-Западном отделении  Российского географического общества [20, 6]. Последний из них также был активным деятелем Киевской общины, гласным городской думы в Киеве. Издал несколько работ о Т.Г. Шевченко, М.И. Костомарова, А.С. Лашкевич, напечатанных в "Киевской старине".

Информация о работе Кадетское образование в россии