Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью работы было на основе анализа источников и научной литературы провести исследование кадетского образования в России.
Задачи работы:
Изучить историю зарождения и развития в России кадетского образования.
Проанализировать современное состояние кадетского образования в России.
Выяснить особенности воспитания в кадетских корпусах.
Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. История зарождения и развития в России кадетского образования……………………………………………………………………….5
1.1. Кадетское образование в период царствования Екатерины II…...5
1.2. Преподавательский состав кадетських корпусов XIX- начала XX в………………………………………………………………………………..7
1.3. Традиции в системе российского кадетского образования……….17
Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России…20
2.1. Сущностные черты образования в современной России…………20
2.2. Тенденции развития кадетського образования в России………….22
2.3. Отличительные особенности воспитания в современных кадетских учебных заведений, по мнению экспертов………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….35
Ряд традиций имеет шутливое юмористическое содержание: ежегодные шуточные ночные парады, шутливые прозвища Майоров, Полковников, Генералов выпуска; «похороны» анатомии и всех наук; создание «Звериады» - книги с отзывами и пожеланиями выпускников корпуса, выраженными в шутливой стихотворной форме; “царский отбой” после последнего урока в последнем классе и ряд других.
Российское кадетское образование, возникшее в первой половине ХVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже ХХ и ХХI веков.
Общий смысл, заложенный в слово “кадет”, французского по своему происхождению, есть “маленький капитан”, “маленький возглавитель”. Опыт объединения таких будущих возглавителей в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании – кадетские корпуса, — рожденный во Франции, бьл востребован и получил большое развитие в России.
Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России
2.1. Сущностные черты образования в современной России
Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.
Продолжают
действовать созданные в годы
Великой Отечественной войны
суворовские и нахимовские
На сегодняшний день в России создана значительная сеть военных лицеев, лицеев с усиленной военно-физической подготовкой, лицей МВД, кадетские корпусы. Вместе с тем они не имеют единой научно-методической базы, системы подготовки педагогических кадров для них и повышения квалификации. Методическое руководство этими учреждениями возложены на Департамент военного образования и науки Министерства обороны РФ, в котором отсутствуют средства для его осуществления.
Также они подчинены разным министерствам и ведомствам, нет единого органа координирующего и контролирующего данные учебные заведения и не имеют достаточной связи с высшими учебными заведениями к обучению в которых они готовят своих воспитанников. Поэтому и работают они разрозненно, опыт их работы недостаточно анализируется и обобщаются, в результате чего эффективность их работы недостаточно высока.
Концепция предлагает использование опыта работы суворовских военных училищ, кадетских корпусов и учебных заведений подобного типа с раздельным обучением, систему подготовки педагогических кадров для них и систему организации управления данными учебными заведениями.
Деятельность вышеуказанных заведений была направлена на удовлетворение потребностей государства и общества в подготовке высококвалифицированных управленческих кадров, изучение и развитие задатков и способностей личности и направление для дальнейшего обучения в высшие учебные заведения.
Их деятельность опиралась на глубокое знание психологических особенностей развития подросткового возраста, становления личности подросток-юноша. В процессе обучения и воспитания также учитывались различия в психологическом развитии юнош.
Много лет в школьной практике не учитывалась дифференциация педагогической деятельности с учетом пола детей. Исследования последних лет доказывает не только важность, а необходимость такого учета.
Мозг мальчика и девочки построен по разному, по-разному протекает их физическое и психологическое развитие и их социальное становление. Известно, что в школьном возрасте девушки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что от него требуют походить успешным девушкам. Мальчики просто катастрофически боятся быть смешными, часто скрывают неуверенность в себе. Самый развинутый способ маскировки - агрессивность.
В это время для него важна поддержка, похвала, совет взрослого мужчины, который для него есть авторитетом.
Мальчик, который
испытывает такую поддержку, не
страдает от таких комплексов и эта
поддержка автоматически
Также в этих заведениях учитывалось то, что подростковый возраст это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь и являются определяющими в становлении личности. В этом возрасте проходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование мышления. Он является одним из наиболее критических возрастных периодов и именно в это время ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присуща неустойчивость настроения, поведения, постоянные изменения самооценки, неадекватная реакция. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, которые его окружают, постоянного внимания, требовательности и деликатности, создание условий для развития задатков и способностей.
Сочетание этих
факторов при организации учебно-
2.2. Тенденции развития кадетського образования в России
Вектор кадетского образования, устремляясь в плоскость ценностей личностного развития, обуславливает принципиальную необходимость переосмысления всех факторов, от которых зависит качество учебно-воспитательного процесса, содержания, методов, форм обучения и воспитания, системы контроля и оценки, управленческих решений, взаимной участников учебно-воспитательного процесса.
Цель, задачи и принципы кадетской образования и воспитания.
Цель: воспроизведение (создание) системы средних учебных заведений закрытого типа с раздельным обучением и профессиональной направленностью обучения и воспитания, допрофессиональной подготовкой, направленных на удовлетворение потребностей личности и государства в подготовке высококвалифицированных управленческих кадров с масштабным мышлением, высокой нравственностью, которые обладают лидерскими качествами, готовы к самоотверженной государственной службы, признают верховенство общественных интересов, и выразили желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы как военного так и гражданского направления.
Для реализации цели кадетской образования и воспитания создается система кадетских учебных заведений.
Кадетские учебные заведения (далее КУЗ) - это средние общеобразовательные учебные заведения закрытого типа с раздельным обучением, профессиональной направленностью обучения и воспитания и допрофессиональной подготовкой.
Кадетские учебные заведения - это пространство жизни ребенка, здесь она не только готовится к жизни, а полноценно живет, и поэтому вся деятельность учебного заведения выстраивается так, чтобы способствовать становлению личности как творца и проектировщика своей жизни, основываясь на идеи самоценности детства, диалога, осознанного выбора личного жизненного пути.
Деятельность кадетских учебных заведений основывается на принципах органического сочетания национального и общечеловеческого. Доминантой воспитательного процесса должно стать воспитание патриотизма, любви к Родине.
Образовательный процесс в них строится на основе научных знаний, любой предмет изучения рассматривается в соответствии с данными о нем современной науки.
Кадетские учебные заведения являются светскими. Вмешательство в их деятельность религиозных организаций, пропаганда религиозных вероучений, приобщение учащихся к религиозной вере в общеобразовательной школе не допускаются. Одновременно в процессе изучения гуманитарных предметов целесообразным общее ознакомление воспитанников с религиями как феноменом общечеловеческой культуры.
Ожидаемый результат:
Организация учебно-воспитательного процесса
Основой организации
учебно-воспитательного
Гуманистические
ценности образования