Кадетское образование в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы было на основе анализа источников и научной литературы провести исследование кадетского образования в России.
Задачи работы:
Изучить историю зарождения и развития в России кадетского образования.
Проанализировать современное состояние кадетского образования в России.
Выяснить особенности воспитания в кадетских корпусах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. История зарождения и развития в России кадетского образования……………………………………………………………………….5
1.1. Кадетское образование в период царствования Екатерины II…...5
1.2. Преподавательский состав кадетських корпусов XIX- начала XX в………………………………………………………………………………..7
1.3. Традиции в системе российского кадетского образования……….17
Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России…20
2.1. Сущностные черты образования в современной России…………20
2.2. Тенденции развития кадетського образования в России………….22
2.3. Отличительные особенности воспитания в современных кадетских учебных заведений, по мнению экспертов………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Кадетскоетое обр.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)
  • приближенность кадетских корпусов к царской семье и двору, причастность к событиям российского уровня;
  • сочетание привилегированного светского общего образования и военной подготовки;
  • глубокая преданность Вере, Царю и Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность, царящие в кадетских корпусах;
  • любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству, товарищеские отношения как в период обучения в корпусе, так и всю последующую жизнь;
  • превращение кадетских корпусов в центры высокой российской культуры: в корпусах создавались музеи, светские и церковные хоры, театрально-драматические коллективы, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, студии изобразительного искусства и хореографии, богатые библиотеки;
  • высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность кадет;
  • бережное, рыцарское отношение к женщинам;
  • уважение и почитание старших, в том числе и кадет;
  • подчинение корпусов специально созданному органу – Главному управлению военно-учебных заведений (ГУВУЗ);
  • признание воспитания как доминирующего процесса в кадетском образовании;
  • выделение в воспитании следующих основных направлений: военно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и физического;
  • опора в определении внутреннего порядка и организации жизни воспитанников в кадетских корпусах на воинские обычаи и ритуалы, правила и нормы поведения военнослужащих;
  • наличие традиционных праздников: два корпусных праздника в году: один –храмовьий — в честь Святого Покровителя корпуса, другой – день основания корпуса;
  • проведение традиционного парада в начале учебного года;
  • рождественский бал, праздник по окончании учебного года.

Ряд традиций имеет  шутливое юмористическое содержание: ежегодные шуточные ночные парады, шутливые прозвища Майоров, Полковников, Генералов выпуска; «похороны» анатомии и всех наук; создание «Звериады» - книги с отзывами и пожеланиями выпускников корпуса, выраженными в шутливой стихотворной форме; “царский отбой” после последнего урока в последнем классе и ряд других.

Российское кадетское образование, возникшее в первой половине ХVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже ХХ и ХХI веков.

Общий смысл, заложенный в слово “кадет”, французского по своему происхождению, есть “маленький капитан”, “маленький возглавитель”. Опыт объединения таких будущих возглавителей в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании – кадетские корпуса, — рожденный во Франции, бьл востребован и получил большое развитие в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России

 

2.1. Сущностные черты образования в современной России

 

Кадетское образование  в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса  различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.

Продолжают  действовать созданные в годы Великой Отечественной войны  суворовские и нахимовские училища, в которые в настоящее время  принимаются юноши в возрасте 14–15 лет. Это государственные образовательные учреждения, дающие среднее (полное) общее образование. Срок обучения длится 3 года. До недавнего времени условиями поступления в данные учебные заведения были пригодность по состоянию здоровья и успешная сдача вступительных экзаменов.

На сегодняшний  день в России создана значительная сеть военных лицеев, лицеев с усиленной военно-физической подготовкой, лицей МВД, кадетские корпусы. Вместе с тем они не имеют единой научно-методической базы, системы подготовки педагогических кадров для них и повышения квалификации. Методическое руководство этими учреждениями возложены на Департамент военного образования и науки Министерства обороны РФ, в котором отсутствуют средства для его осуществления.

Также они подчинены  разным министерствам и ведомствам, нет единого органа координирующего и контролирующего данные учебные заведения и не имеют достаточной связи с высшими учебными заведениями к обучению в которых они готовят своих воспитанников. Поэтому и работают они разрозненно, опыт их работы недостаточно анализируется и обобщаются, в результате чего эффективность их работы недостаточно высока.

Концепция предлагает использование опыта работы суворовских  военных училищ, кадетских корпусов и учебных заведений подобного  типа с раздельным обучением, систему  подготовки педагогических кадров для них и систему организации управления данными учебными заведениями.

Деятельность  вышеуказанных заведений была направлена ​​на удовлетворение потребностей государства  и общества в подготовке высококвалифицированных  управленческих кадров, изучение и развитие задатков и способностей личности и направление для дальнейшего обучения в высшие учебные заведения.

Их деятельность опиралась на глубокое знание психологических  особенностей развития подросткового  возраста, становления личности подросток-юноша. В процессе обучения и воспитания также учитывались различия в психологическом развитии юнош.

Много лет в  школьной практике не учитывалась дифференциация педагогической деятельности с учетом пола детей. Исследования последних лет доказывает не только важность, а необходимость такого учета.

Мозг мальчика и девочки построен по разному, по-разному  протекает их физическое и психологическое  развитие и их социальное становление. Известно, что в школьном возрасте девушки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что от него требуют походить успешным девушкам. Мальчики просто катастрофически боятся быть смешными, часто скрывают неуверенность в себе. Самый развинутый способ маскировки - агрессивность.

В это время  для него важна поддержка, похвала, совет взрослого мужчины, который для него есть авторитетом.

Мальчик, который  испытывает такую ​​поддержку, не страдает от таких комплексов и эта  поддержка автоматически производит уверенность в себе. Мальчики, которые не имеют такой поддержки часто теряют истинно мужские качества - целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отстаивать свое мнение. А эти качества необходимо ценить и развивать, помочь ребятам стать настоящими мужчинами. Для этого нужно понимать что происходит с ними на каждом этапе взросления и учитывать в практической деятельности.

Также в этих заведениях учитывалось то, что подростковый возраст это стадия онтогенетического  развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь и являются определяющими в становлении личности. В этом возрасте проходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование мышления. Он является одним из наиболее критических возрастных периодов и именно в это время ребенок становится "трудным". Как правило, подросткам присуща неустойчивость настроения, поведения, постоянные изменения самооценки, неадекватная реакция. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, которые его окружают, постоянного внимания, требовательности и деликатности, создание условий для развития задатков и способностей.

Сочетание этих факторов при организации учебно-воспитательного  процесса в суворовских военных училищах, кадетских корпусах и учебных заведениях подобного типа стало выдающимся в подготовке высококвалифицированных управленческих кадров и выдающихся деятелей во всех сферах общественной жизни.

 

2.2. Тенденции развития кадетського образования в России

 

Вектор кадетского образования, устремляясь в плоскость ценностей личностного развития, обуславливает принципиальную необходимость переосмысления всех факторов, от которых зависит качество учебно-воспитательного процесса, содержания, методов, форм обучения и воспитания, системы контроля и оценки, управленческих решений, взаимной участников учебно-воспитательного процесса.

Цель, задачи и  принципы кадетской образования  и воспитания.

Цель: воспроизведение (создание) системы средних учебных заведений закрытого типа с раздельным обучением и профессиональной направленностью обучения и воспитания, допрофессиональной подготовкой, направленных на удовлетворение потребностей личности и государства в подготовке высококвалифицированных управленческих кадров с масштабным мышлением, высокой нравственностью, которые обладают лидерскими качествами, готовы к самоотверженной государственной службы, признают верховенство общественных интересов, и выразили желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы как военного так и гражданского направления.

Для реализации цели кадетской образования и  воспитания создается система кадетских  учебных заведений.

Кадетские учебные  заведения (далее КУЗ) - это средние общеобразовательные учебные заведения закрытого типа с раздельным обучением, профессиональной направленностью обучения и воспитания и допрофессиональной подготовкой.

    • Основные задачи:
    • создание рациональной сети кадетских учебных заведений, обеспечивающих подготовку к государственной службе;
    • создание единого органа управления, которых координирует, контролирует данные учебные заведения, принимает участие в их лицензировании и аттестации;
    • создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для кадетских учебных заведений;
    • совершенствование взаимодействия кадетских учебных заведений с высшими учебными заведениями;
    • разностороннее развитие индивидуальности воспитанников кадетских учебных заведений на основе выявления его задатков и способностей, формирования ценностных ориентаций, удовлетворение интересов и потребностей;
    • сохранение и укрепление нравственного, физического и психического здоровья воспитанников, воспитание как гражданина России, национально сознательной, свободной, демократической, жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях;
    • обеспечение условий для их жизненного и профессионального самоопределения, формирование готовности к сознательному выбору и овладения будущей профессией.

Кадетские учебные  заведения - это пространство жизни  ребенка, здесь она не только готовится  к жизни, а полноценно живет, и  поэтому вся деятельность учебного заведения выстраивается так, чтобы  способствовать становлению личности как творца и проектировщика своей жизни, основываясь на идеи самоценности детства, диалога, осознанного выбора личного жизненного пути.

Деятельность  кадетских учебных заведений  основывается на принципах органического  сочетания национального и общечеловеческого. Доминантой воспитательного процесса должно стать воспитание патриотизма, любви к Родине.

Образовательный процесс в них строится на основе научных знаний, любой предмет  изучения рассматривается в соответствии с данными о нем современной науки.

Кадетские учебные  заведения являются светскими. Вмешательство  в их деятельность религиозных организаций, пропаганда религиозных вероучений, приобщение учащихся к религиозной  вере в общеобразовательной школе  не допускаются. Одновременно в процессе изучения гуманитарных предметов целесообразным общее ознакомление воспитанников с религиями как феноменом общечеловеческой культуры.

Ожидаемый результат:

    • создание среды для подготовки с детства высококвалифицированных управленческих кадров с масштабным мышлением, высокой нравственностью, которые обладают лидерскими качествами, готовы к самоотверженной государственной службы;
    • создание условий для осознанного выбора профессии в сфере государственной службы;
    • создание оптимальной системы управления кадетским учебными заведениями, обеспечивающими их деятельность и развитие;
    • создание системы подготовки педагогических кадров для кадетских учебных заведений.

Организация учебно-воспитательного  процесса

Основой организации  учебно-воспитательного процесса кадетских учебных заведений должно стать реальное знание потенциальных возможностей воспитанников, прогнозирование потребностей и моделей развития личности.

 Гуманистические  ценности образования обусловливают  изменение авторитарно-дисциплинарной  модели обучения на личностно ориентированную. Сущностными признаками этих изменений является обучение и воспитание личности на основе индивидуализации, создание условий для саморазвития и самообучения, осмысленного определения своих возможностей и жизненных целей.

Информация о работе Кадетское образование в россии