Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью работы было на основе анализа источников и научной литературы провести исследование кадетского образования в России.
Задачи работы:
Изучить историю зарождения и развития в России кадетского образования.
Проанализировать современное состояние кадетского образования в России.
Выяснить особенности воспитания в кадетских корпусах.
Введение………………………………………………………………..…...3
Глава 1. История зарождения и развития в России кадетского образования……………………………………………………………………….5
1.1. Кадетское образование в период царствования Екатерины II…...5
1.2. Преподавательский состав кадетських корпусов XIX- начала XX в………………………………………………………………………………..7
1.3. Традиции в системе российского кадетского образования……….17
Глава 2. Современное состояние кадетского образования в России…20
2.1. Сущностные черты образования в современной России…………20
2.2. Тенденции развития кадетського образования в России………….22
2.3. Отличительные особенности воспитания в современных кадетских учебных заведений, по мнению экспертов………………………………….....28
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….35
Активным громадовцев был преподаватель истории М.В. Ковалевский. Современный историк А.С. Козырев называет его рядом с Ю.Ю. Цветковский одним из руководителей Киевской "Старой громады" в 1875-1876 гг Он пришел к Киевской военной гимназии после получения университетского образования в Харькове окончания Высших педагогических курсов при главном управлении военно-учебных заведений в Петербурге. В конце 70-х годов XIX в. Ковалевский переезжает в Одессу, где становится одним из руководителей местной общины. Он налаживает сбор средств для финансирования издательской деятельности М. Драгоманова, а также Русско-украинской радикальной партии. Оказывал материальную поддержку галицким изданием "Народ", "Хлебороб", "Гражданский голос", "Радикал", "Житие и слово" [6, 1059, 13, 24].
Яркой личностью был преподаватель русского языка и литературы военной гимназии известный общественный деятель, филолог, педагог П.Г. Житецкий. Руководство Киевской гимназии было высокого мнения о работе Павла Игнатьевича, характеризуя его как талантливого, добросовестного и требовательного преподавателя [8, л. 2]. Однако в 1880 г. по обвинению в украинофильство одного из руководителей военно-учебных заведений генерал-лейтенанта Черткова он вынужден был подать в отставку и переехать в Санкт-Петербург. Однако при первой возможности Житецкий стремился вернуться домой. Наконец, приказом главного начальника военно-учебных заведений № 39 от 17 июня 1882 г. он был возвращен на службу во Владимирскую-Киевскую военную гимназию [11, 56].
Следовательно, начинается новый этап в преподавательской деятельности П.Г. Житецкого в военной гимназии, а затем в кадетском корпусе, где он работал до середины 90-х гг И лишь из-за болезни был вынужден уйти в отставку. Павел Игнатьевич преподавал русский язык и литературу. Он пользовался заслуженным уважением среди коллег по работе и воспитанников. А.А. Игнатьев в своих воспоминаниях упоминает Житецкого как "наибольшую величину среди преподавателей кадетского корпуса.
Он требовал продуманной ответы, но при этом не скупился на пятерку "[7, 51-52]. П. Житецкий активно сотрудничал с редакцией
"Педагогический
сборника" - печатного органа главного
управления военно-учебных
В каждой военной гимназии создавался педагогический комитет, в состав которого входили директор, инспектор классов, батальонный командир, ротные командиры и наставники-наблюдатели, воспитатели, преподаватели, а также врачи заведения.
На заседаниях педагогического комитета обсуждались все важнейшие вопросы учебно-воспитательной работы. Решения утверждались директором гимназии. В частности, на заседании педагогического комитета Киевской военной гимназии в течение 1871-1872 учебного года было рассмотрено состояние обучения кадетов в I и II семестрах, итоги проведения экзаменов, результаты вступительных экзаменов, организацию чтения внеклассной литературы, особенности изучения русского языка кадетами, которые приехали на учебу из Грузии, работу репетиторов с отстающими учениками и другие [3, л. 22, 52, 92]. Важно, что все решения педагогического комитета принимались после серьезного делового обсуждения на демократической основе - большинством голосов.
После реорганизации в начале 80-х годов XIX в. военных гимназий в кадетские корпуса в эти учебные заведения были возвращены элементы военной подготовки, вопросы подбора и подготовки преподавателей на время отошли на второй план. Неудивительно, что отчеты инспекторов кадетских корпусов постоянно подтверждали снижения качества обучения воспитанников. Многие серьезных претензий было высказано и в адрес преподавателей и воспитателей. Редакция "Педагогический Зборник" в 1890 г. отмечала: "Учителя в большинстве случаев являются простыми ремесленниками, что не любят своего дела, не интересуются тем, как бы провести ее лучше, потому что она тяжелая и им надоела. В классе они не учат детей, не объясняют, а задают урок домой, за что и деятельность учителя в классе сводится к вылов учеников, которые не знают уроков, и выставление плохих оценок ... Над учителем, который занимается наукой, товарищи смеются, как над чудаком "[19, 39].
Главное военное управление принимало меры для повышения знаний и улучшения подготовки преподавательского состава кадетских корпусов. В 1903 г. открылось двухлетнее отделение для подготовки учителей кадетских корпусов.
Однако в связи с
ограниченным финансированием на курсах
обучалось одновременно только 12-15
человек. Поэтому их выпускники растворялись
в общей массе педагогов и,
соответственно, не могли серьезно
влиять на улучшение учебно-
Безусловно, состояние учебно-
А.П. Потоцкий был председателем общества физического воспитания и членом физико-математических кружков [17, 256].
Весомый вклад в повышение
качества учебно-воспитательного
В этом военно-учебном заведении с 1874 по 1913 гг историю преподавал выпускник Киевского университета, известный историк-архивист И.Ф. Павловский. Он пользовался высоким авторитетом среди коллег и воспитанников благодаря своей эрудиции и требовательности к кадетам. Одновременно с преподавательской работой он исполнял обязанности секретаря Полтавской ученой архивной комиссии (1903-1907 pp.) Был организатором и заведующим музея Полтавской битвы (1909 - 1918 pp.). И.Ф. Павловский - автор более 150 научных работ, в т.ч. исследований по истории Полтавщины XVIII-XIX вв., Биографических словарей. Он опубликовал много архивных документов по истории Полтавщины, был одним из составителей систематического указателя журнала "Киевская старина".
Павловский был также первым историографом летописи кадетского корпуса, выдав книгу "Исторический очерк Петровского Полтавского Кадетский корпуса. 1840-1890 гг. ". Имя И.Ф. Павловского было занесено в дворянской родословной книги Полтавской губернии, его деятельность отмечена орденами и присвоением чина действительного статского советника [1, 232, 22, 66].
Преподавателем рисования
в 1875-1907 гг был известный художник,
выпускник Петербургской
В Киевском кадетском корпусе в этот период преподавательскую деятельность осуществляло также немало талантливых педагогов. В 80-х годах XIX века. в Киевский кадетский корпус на работу пришла еще совсем молодая женщина С.Ф. Русова, которая впоследствии стала известной общественной деятельницей, педагогом. Она закончила с золотой медалью Фундуклеевскую гимназию и прекрасно играла на фортепиано. Поэтому в кадетском корпусе преподавала музыку [23, 80, 24, 198]. Несколько лет в корпусе читал историю и географию известный ученый, профессор Киевского университета, один из основателей киевской школы западнорусской (литовско-русского) права М.Ф. Владимирский-Буданов [26, 12]. В 1912-1914 гг преподавателем всемирной географии в Киевском кадетском корпусе работал ее выпускник В.М. Петров, который впоследствии стал известным военным деятелем, военным министром УНР.
После того, как Житецкий был вынужден по состоянию здоровья завершить свою преподавательскую деятельность в Киевском кадетском корпусе, учителем русской словесности в это учебное заведение был приглашен В.Н. Науменко - воспитанника Киевского университета, известного общественно-политического и педагогического деятеля, ученого-филолога, литературоведа [18, 12]. Расстрелян большевиками [4, 273].
В 1893-1903 гг в Киевском кадетском корпусе преподавал М.П. Василенко - известный историк, правовед, общественный и политический деятель. Позже он работать куратором Киевской учебного округа (1917 г.), а в годы революции - министром народного просвещения (1918 г.), одним из инициаторов создания университетов в Киеве и Каменец-Подольском (1918 - 1920 гг.) После установления советской власти в Украине М.П. Василенко был председателем социально-экономического отдела академии наук (1920-1929 гг) [5,441-442, 16, 70].
По нашим подсчетам, в 90-е гг XIX в. среди преподавателей Киевского кадетского корпуса работало более 10 выпускников Киевского университета (П. Житецкий, П.И. Богданов и З.З опокового - учителя русского языка, В.С. Курбатов и А. Осьмак - естественной истории, В. И. Истомин - географии, Ф.В. Гомель - истории, М.П. Косинский - законоведения). Также в этом военно-учебном заведении начинал свою педагогическую деятельность выпускник физико-математического отделения Киевского университета П.А. Тутковский, в будущем академик, директор Института геологии АН УССР [15, 120].
Немало талантливых учителей работало во вновь Одесском и Сумском кадетских корпусах. Среди них в первую очередь следует назвать Алексея Павловича Флерова, которому принадлежит одно из выдающихся мест среди деятелей народного образования в дореволюционный период. Закончив Новгород-Северскую гимназию и Петербургский историко-филологический институт по специальности древних языков,
А.П. Флерова был назначен преподавателем русского языка и словесности в Одесский Ришельевский лицей. В этом городе он проработал 25 лет, в том число тринадцать в Одесском кадетском корпусе. А.П. Флерова был последователем педагогических идей К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова, которые утверждали, что литературное произведение - важнейший источник воспитания и образования, а задача словесника в том и состоит, чтобы научить учеников читать и понимать богатство художественных сокровищ.
С 1892 г. он начал печататься в педагогической периодике. В активе А.П. Флерова более 200 статей в журналах "Педагогический сборник", "Русская школа", "Вестник воспитания", "Филологические записки" и др.. Алексей Павлович - неизменный рецензент новейших учебных пособий и методист-словесник. Он написал несколько пособий и учебник по грамматике, который выдержал семь изданий
(1894-1915 гг) [14, 7]. О А.П. Флерова-методиста можно сказать словами его статьи: "Пора нам начать строить школу, готовящую юность к жизни". Он был постоянным экспериментатором, который искал новых, самых совершенных форм и методов обучения. Известно немало случаев, когда в течение многих лет Флерова вынашивал новый
метод, описывал его в статьях, создавал учебники, спорил с оппонентами, но, убедившись в недостаточной эффективности своего "открытия", сам отвергал его.
Итак, в XIX - начале XX в. кадетская образование рассматривалось как единая целостная государственная педагогическая система подготовки военных кадров. Ее цель состояла в том, чтобы подготовить образованного, трудоспособного, верного воинской присяге офицера, который бы мог продолжить на службе военно-научную самообразование.
Уровень учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах значительной степени зависел от подбора квалифицированных преподавательских кадров.
Учителями кадетских корпусов работали известные профессора Киевского университета М.Е. Ващенко-Захарченко, C.C. Гогоцкий, А.В. Косовский, В.А. Незабитовский, А.И. Селин, И.В. Слешинский, А.И. Ставровский, Г.М. Цехановецкий.
Прогрессивные идеи среди воспитанников распространяли такие известные общественные деятели, как В. Белозерский, Д.П. Пильчиков, П.Г. Житецкий, М.В. Ковалевский, Ю.Ю. Цветковский, В.Л. Беренштам, М.П. Василенко, А.П. Науменко и С.Ф. Русова, которые начинали свою преподавательскую деятельность в Киевском кадетском корпусе, стали основателями народного образования.
1.3. Традиции в системе российского кадетского образования
В системе российского кадетского образования сложилось множество традиций, среди которых наиболее значимыми были следующие: