Классификация обучающих игр и методика их проведения на раннем этапе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время все большую актуальность приобретают способы разнообразить виды деятельности учащихся на уроках английского языка. Это связано с тем, что школьникам необходимо освоить большой объем знаний, умений и навыков за небольшое количество часов обучения. Современные методисты занимаются поиском эффективных методов обучения, которые соответствуют поставленным целям урока, зачастую таким методом оказывается игра.
Правильная постановка целей и организация игр на школьных уроках английского языка должна сделать урок более интересным для учеников и поддерживать их активность на протяжении всего урока, а также мотивировать их к изучению данного предмета.

Содержание работы

Введение..………………………………………………………….…….2
Роль игры в процессе обучения……………………….…….…….5
Классификация обучающих игр……………………………….….6
Методика проведения игры……………………………………....12
3.1 Основные требования к играм……………………………………..12
3.2 Технология проведения игр на уроке……………………....……...16
3.3 Исходные принципы построения игр на уроках………………….17
4. Практическая часть………………………………………….……..20
4.1 Создание ролевой игры……………………………………………..20
4.2 Примеры игр на уроке………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………..…29
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

kursach_final.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ

 

 

 

 

 

 

 

КуРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Теория и методика преподавания иностранного языка

 

Классификация обучающих игр и методика их проведения на раннем этапе обучения иностранному языку

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 4 курса

учебной группы 412

 очно-заочной  формы обучения

Медникова Мария Николаевна

Научный руководитель:

ст. преп. кафедры Попова Людмила Кузьминична

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

Содержание

 

 

Введение..………………………………………………………….…….2

  1. Роль игры в процессе обучения……………………….…….…….5
  2. Классификация обучающих игр……………………………….….6
  3. Методика проведения игры……………………………………....12

3.1 Основные требования к играм……………………………………..12

3.2 Технология проведения игр  на уроке……………………....……...16

3.3 Исходные принципы построения игр на уроках………………….17

4. Практическая часть………………………………………….……..20

4.1 Создание ролевой игры……………………………………………..20

4.2 Примеры игр на уроке………………………………………………21

Заключение…………………………………………………………..…29

Список литературы…………………………………………….……...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время все большую актуальность приобретают способы разнообразить виды деятельности учащихся на уроках английского языка. Это связано с тем, что школьникам необходимо освоить большой объем знаний, умений и навыков за небольшое количество часов обучения. Современные методисты занимаются поиском эффективных методов обучения, которые соответствуют поставленным целям урока, зачастую таким методом оказывается игра.

Правильная постановка целей и организация игр на школьных уроках английского языка должна сделать урок более интересным для учеников и поддерживать их активность на протяжении всего урока, а также мотивировать их к изучению данного предмета.

Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А.П. Лука, «детские игры с их свободным полетом фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные воспитателем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности. Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, мы отмечаем интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуално-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного, творческого мышления.

Известнейший педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

 

Игра характеризуется:

- особым отношением к окружающему миру, потому что участники одновременно находится в реальном мире и в мире воображения;

- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества посредством выполнения разных языковых задач;

- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения "обязан" играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

- особыми условиями процесса усвоения занятий (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль игры в процессе обучения

 

Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.

Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

Советский энциклопедический словарь определяет игру как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе. Это очень важный признак. Поэтому, когда мы вводим в урок игру, ее дидактический результат важен для нас, но не может явиться побудительным мотивом для деятельности детей. Игра должна изменить сам стиль взаимоотношений между детьми и взрослым преподавателем, который не может ни чего навязать, играть ребенок может только тогда, когда он этого хочет, и когда ему это интересно, и с теми, кто вызывает у него симпатию. Учитель не может быть лишь организатором игры - он должен играть вместе с ребенком, потому что дети с большим удовольствием играют с взрослыми и, потому что игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя.

К.Д.Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

Обратимся к данным возрастной психологии. Дж.Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение». Д. Б. Эльконин считал роль и связанные с ней действия центральным моментом игры. Наблюдая за развитием ролевой игры, ученый заметил, что, прежде всего, возникает представление о роли, которое может быть сведено к внешнему знаку (костюм, инструменты и т.п.), затем роль начинает диктовать определенные действия и, наконец, в воображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение определенных правил поведения, соответствующих данной ситуации.

Таким образом, можно считать, что основа любой игры - ролевая. Возражая против разграничения ролевой игры и игры с правилами, Л. С. Выготский говорил: «Всякая игра с мнимой ситуацией - есть, вместе с тем, игра с правилами, и всякая игра с правилами - есть игра с мнимой ситуацией».

 

 

 

  1. Классификация обучающих игр

 

Игры, непосредственно относящиеся к обучению иностранным языкам, можно разделить на два раздела:

Первый раздел - «Подготовительные игры». Этот раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры.

Грамматические игры способствуют овладению грамматическим материалом и создают возможность для перехода к активной речи учащихся. Лексические игры, логически продолжают «строить» фундамент речи.

Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.

Орфографические игры способствуют освоению правописания изученной лексики.

 

Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Для методики обучения диалогической речи важным является отбор, определение характера и последовательности подготовительных упражнений, в которых найдет реализацию осознание обучаемыми связей языковых средств со стратегией и тактикой речевого поведения в соответствии с заданной ситуацией общения. Упражнения, следовательно, будут направлены на выбор языковых средств для диалога; развернутое обсуждение элементов ситуации и ролей собеседников; выработку своей стратегии и тактики в предлагаемой роли; планирование возможного поведения партнера; определение вида, объема и структуры диалога и его возможного исхода.

Использование ролевой игры в обучении диалогу на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает поддерживать интерес учащихся к изучаемому языку. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревнования. Ролевая игра — ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения. Являясь специфической организационной формой обучения диалогической речи, ролевые игры легко вписываются в урок.

Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. Для учащихся ролевая игра — это игровая деятельность, увлекательное занятие. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников.

 

Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой, мыслительной, познавательной деятельности.

Существует шесть основных целей использования игр на  уроках  иностранного языка:

1. формирование определенных  навыков;

2. развитие определенных  речевых умений;

3. обучение уметь общаться;

4. развитие необходимых  способностей и психических функций;

5. познание (в сфере становления собственно языка);

6. запоминание речевого  материала.

 

 

Цель творческих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Они тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Их можно использовать и при повторении материала.

Для эффективного применения игр на разных этапах обучения иностранным языкам можно более подробно рассмотреть варианты их классификации.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

 В настоящее время  в методической литературе существует  достаточно большое количество  классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием.

Например, в зависимости от:

- целей и задач учебной  игры;

- формы проведения;

- способа организации;

- степени сложности;

- количественного состава участников.

 

По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и речевые.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на “аспектные” является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры.

 

Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры

способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет учеников своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие “строить” фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - это освоение правописания изученной лексики.

Информация о работе Классификация обучающих игр и методика их проведения на раннем этапе обучения иностранному языку