Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления дошкольника о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Первыми, кто занялся разработкой теории трудового воспитания в детском саду, были классики отечественной педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Содержание работы

1.Значение труда для всестороннего развития и воспитания ребенка 3
2.Задачи и содержание трудового воспитания в детском саду 5
3.Связь игры с трудом, как основная особенность трудовой деятельности детей дошкольного возраста 7
4. Организация труда детей в дошкольном учреждении 11
5.Реализация идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о трудовом воспитании в практике детских садов (на примере старшей группы) 17
6. Педагогические выводы 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Тема 3 Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

Тема 3

«Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников»

План 

1.Значение труда для всестороннего развития и воспитания ребенка 3

2.Задачи и содержание трудового воспитания в детском саду 5

3.Связь игры с трудом, как основная особенность трудовой деятельности детей дошкольного возраста 7

4. Организация труда детей в дошкольном учреждении 11

5.Реализация идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о трудовом воспитании в практике детских садов (на примере старшей группы) 17

6. Педагогические выводы 23

Список литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Значение труда для всестороннего развития и воспитания ребенка

 

     Трудовое  воспитание – важное средство всестороннего  развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей  своеобразна. Не всегда она ведет  к материальным результатам. Главная  цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

     Ознакомление  с трудом взрослых позволяет расширить  представления дошкольника о  содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении  к труду. Первыми, кто занялся  разработкой теории трудового воспитания в детском саду, были классики отечественной  педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

     Н.К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать политехническое  образование - поддерживать у детей  интерес к технике, знакомить  со свойством материалов. Она предлагала систематически знакомить детей с трудом взрослых, подчеркивая его социальную направленность.

     Идеи  Н.К. Крупской развил в своих трудах и педагогическом опыте А.С. Макаренко. Определяя методы и приемы трудового  воспитания, он подчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для  всех. «Нужно втягивать детей в  труд путём поручений, показа способов выполнения, контроля за работой. Но при  любых обстоятельствах важно, что  бы дети работали с увлечением, радостно и добивались результата труда».

     Дальнейшую  разработку идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко и внедрение их в  практику детских садов продолжили советские педагоги - З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева  и др.

     «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и  отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным  людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…»

     Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш  все лучше ориентируется в  пространстве.

     Труд  оказывает существенное влияние  и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует  память. Труд развивает мышление –  ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями – здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого  роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

     Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В  процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

     Своевременное привлечение детей дошкольного  возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего  развития.

     Труд  требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

     Труд  развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и  явления, с которыми он имеет дело.

     Особенно  важен труд для нравственного  воспитания ребенка. В труде воспитывается  самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством  проявления ее активности, жизнедеятельности  и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло  свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И. Г.Пестолоц-ци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.).

     Цель  всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и  практическая подготовка детей к  добросовестному труду на общую  пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными  возможностями детей, а также  особенностями их трудовой деятельности.

     Задачи  трудового воспитания детей дошкольного  возраста:

     I. Воспитание положительного отношения  к труду взрослых, стремление  оказывать им посильную помощь.

     2.Формирование  трудовых умений и навыков  и их дальнейшее совершенствование,  постепенное расширение содержания  трудовой деятельности.

     3. Воспитание у детей положительных  личностных качеств: привычки  к трудовому усилию, ответственности,  заботливости, бережливости, готовности  принять участие в труде.

     4. Формирование навыков организации  своей и общей работы.

     5. Воспитание положительных взаимоотношений  между детьми в процессе труда  - умение работать согласованно  и дружно в коллективе, оказывать  помощь друг другу, доброжелательно  оценивать работы сверстников,  в корректной форме делать  замечания и давать советы.

              Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

     2.Задачи и содержание трудового воспитания в детском саду

 

     Дошкольная  педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и  воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно  – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для  коллектива.

     В детском саду, в семье, доступном  ему общественном окружении –  всюду ребенок сталкивается с  трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс  трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем  окружении, а затем и за пределами  детского сада позволяет формировать  у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

     Знания  дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения  к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

       «Программа  воспитания в детском  саду» раскрывает объем трудовых  навыков и умений, которыми должны  овладеть дети каждой возрастной  группы. Так, например, формируя у  младших дошкольников навыки  и умения хозяйственно – бытового  труда, воспитатель учит их  протирать игрушки влажной тряпкой,  полоскать белье и т.п. В  средней группе дети прополаскивают  и отжимают тряпочку, которой  протираются игрушки, намыливают  кукольное белье, стирают его.  Старшие дошкольники моют игрушки  губкой с мылом, стирают мелкие  вещи, готовят необходимое оборудование  для занятий, труда, игры, приводят  его затем в порядок.

     Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель  должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого  содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно –  гигиенические требования к его  организации.

     В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель  формирует у детей желание  выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются  в ней. Не следует допускать, чтобы  дошкольники испытывали огорчения  от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так  как в этих случаях рождается  неуверенность в своих силах  и нежелание трудиться.

     Необходимо  помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых  результатов, от своей полезности другим.

     В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в  коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в  процессе труда в небольшие с  общим заданием (если у них уже  есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять  группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует  у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

     4. Связь игры с трудом, как основная особенность трудовой деятельности детей дошкольного возраста

 

     Игра-это  вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные  для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает  как деятельность осмысленная и  целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения  какого-либо результата, а ради самой  деятельности, ради забавы.

     К.Д. Ушинский видел в игре ребенка  серьезное занятие, в котором  он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

     В педагогическом процессе игра находится  в тесном взаимодействии с другими  видами детской деятельности, и прежде всего с трудом и обучением  на занятиях.

     По  своему характеру, содержанию, причинам возникновения труд и игра различны. В процессе труда всегда, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровых  условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование  различных игрушечных предметов, заменяющих настоящие, используемые взрослыми  в процессе труда.

     Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что  между ними имеется общее и  различное. А.С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».

     По  своему характеру, содержанию, причинам возникновения труд и игра различны. В процессе труда всегда, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровых  условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а  затем ненавязчиво помочь ребенку  научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания.

Информация о работе Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников