Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 17:00, реферат
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления дошкольника о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Первыми, кто занялся разработкой теории трудового воспитания в детском саду, были классики отечественной педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.
1.Значение труда для всестороннего развития и воспитания ребенка 3
2.Задачи и содержание трудового воспитания в детском саду 5
3.Связь игры с трудом, как основная особенность трудовой деятельности детей дошкольного возраста 7
4. Организация труда детей в дошкольном учреждении 11
5.Реализация идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о трудовом воспитании в практике детских садов (на примере старшей группы) 17
6. Педагогические выводы 23
Список литературы 25
Тема 3
«Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников»
План
1.Значение труда для всестороннего развития и воспитания ребенка 3
2.Задачи и содержание трудового воспитания в детском саду 5
3.Связь игры с трудом, как основная особенность трудовой деятельности детей дошкольного возраста 7
4. Организация труда детей в дошкольном учреждении 11
5.Реализация идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о трудовом воспитании в практике детских садов (на примере старшей группы) 17
6. Педагогические выводы 23
Список
литературы 25
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления дошкольника о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Первыми, кто занялся разработкой теории трудового воспитания в детском саду, были классики отечественной педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.
Н.К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать политехническое образование - поддерживать у детей интерес к технике, знакомить со свойством материалов. Она предлагала систематически знакомить детей с трудом взрослых, подчеркивая его социальную направленность.
Идеи Н.К. Крупской развил в своих трудах и педагогическом опыте А.С. Макаренко. Определяя методы и приемы трудового воспитания, он подчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для всех. «Нужно втягивать детей в труд путём поручений, показа способов выполнения, контроля за работой. Но при любых обстоятельствах важно, что бы дети работали с увлечением, радостно и добивались результата труда».
Дальнейшую разработку идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко и внедрение их в практику детских садов продолжили советские педагоги - З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.
«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…»
Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями – здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Намечая
известную последовательность действий,
ребенок приобщается к
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.
Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.
Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И. Г.Пестолоц-ци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.).
Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
I.
Воспитание положительного
2.Формирование
трудовых умений и навыков
и их дальнейшее
3.
Воспитание у детей
4.
Формирование навыков
5.
Воспитание положительных
Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.
«Программа воспитания в детском
саду» раскрывает объем
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.
В
ходе обучения трудовым навыкам воспитатель
формирует у детей желание
выполнять самостоятельно все то,
что им посильно, приходя на помощь
всякий раз, когда они нуждаются
в ней. Не следует допускать, чтобы
дошкольники испытывали огорчения
от неудачных попыток
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.
К.Д.
Ушинский видел в игре ребенка
серьезное занятие, в котором
он осваивает и преобразует
В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом и обучением на занятиях.
По
своему характеру, содержанию, причинам
возникновения труд и игра различны.
В процессе труда всегда, для ее
осуществления изыскиваются средства,
продумывается
Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между ними имеется общее и различное. А.С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
По
своему характеру, содержанию, причинам
возникновения труд и игра различны.
В процессе труда всегда, для ее
осуществления изыскиваются средства,
продумывается
Информация о работе Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников