Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления дошкольника о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Первыми, кто занялся разработкой теории трудового воспитания в детском саду, были классики отечественной педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Содержание работы

1.Значение труда для всестороннего развития и воспитания ребенка 3
2.Задачи и содержание трудового воспитания в детском саду 5
3.Связь игры с трудом, как основная особенность трудовой деятельности детей дошкольного возраста 7
4. Организация труда детей в дошкольном учреждении 11
5.Реализация идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о трудовом воспитании в практике детских садов (на примере старшей группы) 17
6. Педагогические выводы 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Тема 3 Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

     Оборудование  на участке и в групповой комнате  размещаются таким образом, чтобы  им было удобно пользоваться. Так, целесообразно  объединять оборудование по видам труда: в природном уголке - лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, - пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно - бытового труда - щеточки и совки  для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой - ближе к буфетной и пр.

     Труд  всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому  необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические  особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется  в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять  работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков  утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает  ребенка на другую деятельность. Для  того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни - вскапывают землю, другие - рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в  санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

     Заботясь  о создании гигиенических условий  для труда, воспитатель предупреждает  возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить  при достаточном освещении. Педагог  наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках  и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо  ценным является труд на воздухе.

     Труд  становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический  характер и в нем участвуют  все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать  участие в коллективном труде. Поэтому  необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать  и оценивать работу по трудовому  воспитанию дошкольников.

5. Реализация идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко о трудовом воспитании в практике детских садов (на примере старшей группы)

 

     Трудовое  воспитание — важная составная часть  воспитания подрастающего поколения. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения  детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам  работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь  результата, у них формируется  желание оказывать посильную  помощь взрослым.

     Особое  значение Н. К. Крупская придавала объединению  детей в труде, указывая, что «совместную  работу детей надо особенно ценить,—  это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

     Вместе  с тем она призывала педагогов  учитывать возможности детей, особенности  детского труда, его своеобразие, связь  с игрой.

     А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют  трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который  нуждается в помощи.

     Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное  трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение  человека друг к другу,— писал  он.— Это правильное отношение  состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».

     В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда  детей с постепенным усложнением  его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия  их в общих заботах.

     Советская дошкольная педагогика разрабатывает  проблемы воспитания детей в труде, следуя основным принципам трудового  воспитания, обоснованным Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Труд детей дошкольного  возраста тесно связан с игрой. Эта  взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда.

     Основная  годовая задача воспитания в садике «Радуга» - повысить качество нравственно-трудового воспитания через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности и взаимодействие с семьёй.

     Так как я работаю в старшей группе, я определила рад задач, которые мне необходимо решать в течении года.

     1. Расширять представления детей  о труде взрослых.

     2. Продолжать воспитывать интерес  к различным профессиям, особо  уделить внимание профессиям  родителей и месту их работы.

     3. Продолжать знакомить детей с  профессиями, связанными со спецификой  родного города.

     4. Воспитывать уважение к людям  труда.

     5. Воспитывать потребность трудиться.

     6. Приучать детей старательно выполнять  поручения, беречь материалы и  предметы, убирать их на место  после работы.

     7. Воспитывать желание участвовать  в совместной трудовой деятельности  наравне со всеми, стремление  быть полезными окружающим, радоваться  результатам коллективного труда.

     Для того, чтобы успешно решать эти  задачи, и именно работать над развитием  трудовых навыков у детей я  составила перспективный план работы на год.

     Я могу смело сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. В детском саду дети моей группы регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытье строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приемы (как намылить белье для кукол). И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудится, но очень медленно овладевают трудовыми навыками. Считаю также, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде. Все это способствует заимствованию ребенком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.

     Дети  в игре и в быту стремятся подражать  взрослым, охотно принимают на себя роли знакомых им профессий. Дети успешно  могут выполнять несложные обязанности  по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности  за порученное дело, преодолевать небольшие  трудности в работе. Для того чтобы  воспитать психологическую готовность к труду у детей, необходимо включать ребенка в эту трудовую деятельность. В нашем детском саду имеются возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Существуют различные пути:

     1. Это непосредственная организация  совместной деятельности детей  и взрослых.

     2. Это показ детям разнообразного  труда взрослых и объяснение  его назначения.

     Тем самым мы формируем у детей  положительное отношение к труду.

     Воспитательная  эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей.

     Также в своей работе я посчитала важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, гуляя на прогулке, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки дает простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

     Дети  пришли ко мне в группу в трехлетнем возрасте и особое внимание я уделяла развитию навыков самообслуживания у детей. Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедляю темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняю, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. На этой возрастной ступени продолжаю работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаю контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки на место. Достигается это путем предъявлений постоянных требований. Они помогают мне приучать ребят к порядку.

     Также стараюсь приучать детей бережно  относиться к вещам: чистить одежду, обувь. Здесь я подчеркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость.

     Хозяйственно-бытовой  труд, который я планировала  в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной   комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за все прошедшие года. Одни из распространенных видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка (весной, летом, осенью обметаем лавочки, посторойки), зимой – очищаем от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребенка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приучали их к труду. Сейчас, когда мои дети овладели элементарными трудовыми навыками, я поставила для себя задачу – поддерживать у детей эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду.

     Труд  в природе также мы используем со старшей группы. Я сама очень люблю природу, люблю трудиться в природе, что-то сеять, пересаживать, выращивать. И свою любовь к растениям я постаралась передать детям. Наша группа богата комнатными растениями, мы выращиваем лук, рассаду цветов. Труд в природе создает благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы – правильная организация труда. Широко распространенная форма работы – занятие. Работая вместе с детьми, я ставлю задачу, намечаю, какой они получат результат, по мере надобности показываю нужные приемы, сообщаю знания, все это я делаю по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитываю трудолюбие, постепенно объясняю детям значение ухода для роста растений. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использую в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребенком конкретной задачи и позволяют ему получить определенные трудовые навыки и умения, а я стараюсь осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребенка к получению результата.

     Ручной  труд – как один из видов труда  старших дошкольников занимает особое место в наше работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно  относятся к материалам, предметам  труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов  в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности. Дети опытным путем узнают качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, могу уверенно сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр, поделки из бумаги способом оригами. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Руководя ручным трудом, я ставила перед собой две задачи:

     1. Вызвать интерес к изготовлению  полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество.

     2. Предупредить возможные неудачи,  чтобы не снизить интереса  к труду, использовать возникающие  затруднения с целью формирования  у детей готовности к их  преодолению.

Информация о работе Классики отечественной педагогики о трудовом воспитании дошкольников