Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:39, контрольная работа
Классный час – это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Темы классных часов определяются потребностями духовного развития ребенка, подростка, юноши, их интересами, стремлениями. Классный час может выступать и как способ коррекции поведения ребенка в различных ситуациях.
Цель классных часов – помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Классный час помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные часы не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ТИПИЗАЦИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ 5
2. СТРУКТУРА (ПЛАН) КЛАССНОГО ЧАСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КЛАССНОГО ЧАСА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ТИПИЗАЦИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ 5
2. СТРУКТУРА (ПЛАН) КЛАССНОГО ЧАСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КЛАССНОГО ЧАСА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Основное назначение школы –
обеспечение интеллектуального, духовно-нравственного
и социально-культурного
Классный час (час классного руководителя) является широко распространенной формой воспитательной работы.
Классный руководитель, став во главе класса и понимая огромную ответственность за развитие каждого учащегося и класса в целом, должен правильно подобрать формы воспитательной работы с учащимися.
Организатором деятельности учащихся
в классе, координатором воспитательных
воздействий остается классный руководитель.
Именно он непосредственно
Классный час – это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Темы классных часов определяются потребностями духовного развития ребенка, подростка, юноши, их интересами, стремлениями. Классный час может выступать и как способ коррекции поведения ребенка в различных ситуациях.
Цель классных часов – помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Классный час помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные часы не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии.
Всё вышесказанное обуславливает ак
Цель контрольной работы – изучить методику подготовки и проведения классного часа. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие и функции классного часа;
– рассмотреть типы классных часов;
– проанализировать структуру классного часа;
– дать методические рекомендации по подготовке и проведению классного часа;
– разработать конспекты
Структура работы сформирована с учетом цели и задач и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение включает конспект родительского собрания и конспект классного часа.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят. Чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Классный час, или час классного руководителя, является широко распространенной формой воспитательной работы.
Классный час имеет, по крайней мере, два значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» — собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно 2 раза в месяц.
Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступить с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Беседы классного руководителя не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надо проводить индивидуально. Думается, что обсуждения возможны, но именно совместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливом присутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительно оптимальный метод.
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Выделяют два основных вида классного часа – тематический и час общения по текущим делам в классе.
Классный час выполняет
1) просветительская – дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
2) ориентирующая – способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
Эти две функции тесно связаны, так как нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.
3) направляющая – призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
4) формирующая – формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.
Рассмотрим типы классного часа.
1) Нравственный классный час
Цели:
1.Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
2.Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
3.Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников.
4.Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать точку зрения и уважать чужую точку зрения и др.) (нельзя проводить часто).
2) Интеллектуально-познавательный классный час
Цели:
1.Развивать познавательный интерес учащихся.
2.Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
3) Тематический классный час
Цели:
1.Развивать кругозор учащихся.
2.Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
4) Информационный классный час
Цели:
1.Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.
2.Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;
3.Формирование своего отношения к происходящему;
4.Развитие исследовательских умений.
Классный час может проходить в следующих формах:
• Беседа (эстетическая, нравственная)
• Диспут
• Встречи с интересными людьми
• Викторины по различным областям знаний
• Дискуссии
• КВНы
• Интерактивные игры
• Игры-путешествия
• Тренинги
• Читательские конференции
Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из возрастных и психологических особенностей школьников, целей и задач, которые он ставит, нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.
Для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, а также выделения стратегических направлений работы с классом, необходимо проводить анализ классного часа.
Выделяют две стороны анализа.
Совместный анализ учителя с воспитанниками. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат. Причем важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого, выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.
Другая сторона – это педагогич
• Почему? Зачем? – Потребности, особенности, интересы
• Что? – Цель
• Как? – Методы и формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности
• И что мы с этого имеем? – Результат, продолжение работы
Критерии эффективности классного часа:
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому общему знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов)
«Дети – это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли» (В. М. Дорошевич)
Существовала некогда
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
(С. Маршак)
Познай, где свет,
Поймешь, где тьма. (А. Блок)
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал.
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков).
Важно проводить классные часы не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии.
2. СТРУКТУРА (ПЛАН) КЛАССНОГО ЧАСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КЛАССНОГО ЧАСА
При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:
При составлении структуры (плана) классного часа можно придерживаться следующей схемы:
Деятельность классного